Считается, что воображаемые друзья - это атрибуты детства. И если к определённому возрасту с ними не расстаться, то это может привести к разным психологическим проблемам. Но на самом деле иметь воображаемого друга - это нормально, а иногда даже полезно и весело. Как научиться с ним общаться, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Многие родители беспокоятся, нормально ли, если у ребёнка есть воображаемый друг. Особенно этот вопрос начинает волновать мам и пап уже подросших детей. Часто они думают, что присутствие воображаемого компаньона в жизни ребёнка может быть показателем психического нездоровья или признаком серьезных проблем, особенно для детей старшего дошкольного возраста. Также родители боятся, что это может привести к психическим проблемам во взрослой жизни, например, к шизофрении или множественному расстройству личности, проблемам с различием между фантазией и реальностью или даже к отказу от реальных отношений в пользу своей воображаемой дружбы. Бывает, что приводя ребёнка в кабинет психолога, родители начинают осторожно рассказывать о том, что когда он был помладше, у него были воображаемые друзья, волнуясь, что это может означать что-то страшное.
Многие психологи и психиатры до недавнего времени утверждали, что иметь воображаемого друга - это не совсем нормально, а, например, популярный долгие годы доктор Спок говорит: «Немножко воображения - это хорошо, а если воображения слишком много, то нужно найти психолога-консультанта или психиатра, которые поймут, чего не хватает вашему ребёнку». Очевидно, что найти грань между «немножко» и «много» неспециалисту довольно трудно, поэтому родители в таких ситуациях часто чувствуют сильную тревогу. Даже сейчас в Сети можно найти много популярный статей, в которых описываются классификации воображаемых друзей в зависимости от типа проблем ребёнка, что не добавляет спокойствия родителям. В некоторых из материалов даже рассказывают, как от них избавиться.
Вероятно, поэтому исследование Марджори Тайлер и Стефани М. Карлсон, посвящённое воображаемым друзьям («The Characteristics and Correlates of Fantasy in School-Age Children: Imaginary Companions, Impersonation, and Social Understanding»), очень быстро распространилось за пределы научных психологических журналов. Исследователи опросили 100 десятилетних детей из Америки, и оказалось, что примерно у 65 из них в возрасте до 7 лет был воображаемый друг. Неужели все они имеют проблемы?
Чуть позже выяснилось, что под воображаемыми доузьями дети имели в виду не только персонажей, которые жили у них в голове, но и игрушки, такие, как Винни Пух или собачка из мультфильма «Варежка», поэтому реальный процент детей, имеющих воображаемых друзей, в исследовании наполовину ниже. С другой стороны, многие дети скрывают своих воображаемых компаньонов от родителей и от своих реальных товарищей, так как боятся насмешек с их стороны и того, что их назовут странными, поэтому подсчитать точное количество воображаемых друзей - задача не из лёгких. Кстати, девочки с большим удовольствием рассказывают родителям о своих воображаемых друзьях, считая, что они их непременно поддержат, а мальчики это делают намного реже, полагая, что это будет признано проявлением слабости, и родители их как-то неправильно воспримут. Похоже, этот гендерный стереотип надо менять.
Сейчас я расскажу о некоторых современных исследованиях воображаемых друзей, и, возможно, вам очень захочется, чтобы такой друг немедленно появился и у вашего ребёнка. Хотя, может быть, компаньон у вашего ребёнка уже есть, просто он не спешит вам об этом рассказывать.
Тайлер и Карлсон выяснили, что процент воображаемых друзей у детей 4 лет ниже, чем у детей 6−7 лет, и связывают это с повышением эмоциональной и социальной компетентности ребёнка, а не с психологическими проблемами. Все дети знают, что воображаемых друзей на самом деле не существует, и это совершенно не мешает им проводить с ними много времени. И это не пассивное ничегонеделанье, которое надо немедленно прерывать и требовать, чтобы ребёнок начал заниматься чем-нибудь полезным, это похоже на чтение взрослыми художественной литературы или просмотр театрального спектакля.
Дети учатся моделям социального взаимодействия, проигрывая различные сюжеты у себя в голове, справляются со своими сверхсильными эмоциями, например, гневом, поднимают себе самооценку в ситуациях унижения, получая воображаемую поддержку. Взаимодействие с придуманными друзьями - это игровой процесс, кстати, часто компаньоны и появляются во время и для игры, как например, в мультсериале «Йоко», где Йоко - дух игры, который помогает детям придумывать приключения. Психолог-исследователь Харрис утверждает, что воображаемые друзья помогают развитию ролевой игры ребёнка, что приведет к пониманию разницы между реальностью и воображением, а не потере реальности.
Бендер и Фогель, исследуя детей в травмирующих семейных обстоятельствах и жизненных событиях, утверждают, что воображаемые спутники это полет от реальности, а попытка ребёнка компенсировать трудную и неадекватную ситуацию, смягчить переживания и помочь создать более интегрированное состояние, которое поможет справиться с конфликтами в жизни. То есть воображаемые друзья в какой-то мере похожи на плюшевого медвежонка или зайца, кусочек одеяла или подушки, которые ребёнок носит везде с собой. Он использует их в качестве утешителя при усталости, стрессе. Как правило, к таким игрушкам ребёнок очень сильно эмоционально привязан. Воображаемые друзья - это продвинутый вариант медвежонка, который всегда с собой, он живет в твоей голове, и его невозможно нигде потерять.
Мир воображения имеет свои собственные правила, и воображаемые друзья могут появиться не потому, что есть какие-то специальные травмирующие ситуации у ребёнка, что часто используют в сюжетах фильмов, а потому, что они сейчас хотят появиться. Психоаналитик Бруно Клейн предполагает, что воображаемый друг - это «переходное я», на которое ребёнок проецирует свои идеалы, агрессию и страхи. Он утверждает, что это следует рассматривать как нормальный этап развития, появляющийся примерно с 3−5 лет и позволяющий ребёнку создавать свои собственные стратегии преодоления трудностей, которые способствуют развитию его личности.
Еще один исследователь, Сейфже-Кренке, изучал дневники взрослых людей и подростков, которые писали своим воображаемым друзьям письма. Как самые настоящие, так и воображаемые спутники оказывали поддержку и придумывали способы решения проблем, влияли на личностный рост, помогали успешно справляться со сложностями в дальнейшем. То есть разговоры с воображаемыми друзьями - это разговоры со своей компетентной или помогающей частью, доступ к которой можно получить таким необычным путём. Подростки в этом исследовании имели воображаемых компаньонов в дополнение К, а не ВМЕСТО настоящих друзей, то есть никакого дефицита в общении у них не наблюдалось. Интересно, что они лучше справлялись со своими сложностями самостоятельно, чем те, у кого воображаемых друзей нет. У подростков личность выдуманного компаньона часто оказывалась близкой к идеалу - человеку, с которым они в фантазиях строили свои любовные отношения, или человеком более старшего возраста, которому уже разрешено делать что-то, что самому подростку пока нельзя. В этом случае он становился примером для подражания.
У большинства детей более одного воображаемого компаньона, а у некоторых - целый ряд придуманных спутников с абсолютно разными, но стабильными характеристиками, причем каждый из них служит для разных целей: один - для разговоров про чувства, другой - для выработки способов решения ситуации, третий - для успокоения. Воображаемые компаньоны иногда полностью являются плодом воображения, но часто имеют в основании персонажей из книг, мультфильмов или компьютерных игр.
Похоже, что какое-то время назад воображаемых друзей принимали за духов или ангелов-хранителей, которые что-то нашёптывают ребёнку, чтобы помочь ему. Например, в мультсериале «Ангел-бэби» воображаемые друзья - ангелы или духи, которые вместе с детьми участвуют в приключениях и помогают понять, насколько верна придуманная ими гипотеза.
Бывают ли негативные взаимодействия с воображаемыми спутниками? Да, если воображаемые друзья не поддерживают ребёнка, пугают его, заставляют чувствовать себя плохим, если ребёнок совсем теряет связь с реальностью и, находясь под влиянием воображаемого друга, совершает неприемлемые поступки, либо утверждает, что друг реальный. Все это может стать поводом исследовать причины возникновения таких отношений и обратиться к специалистам-психологам или психиатрам. В остальных случаях лучше всего с уважением относиться к воображаемым друзьям ребёнка. Вполне можно поставить для них дополнительный стул или тарелку, если ребёнок вас об этом попросил. А вообще, знакомство с воображаемым другом ребёнка - это показатель очень доверительных отношений. Для детей один из показателей близкой дружбы с человеком - это сообщение о своей тайне.
Часто друзья исчезают из психики ребёнка так же внезапно, как и появились. Обычно дети не помнят ни момент их возникновения, ни прощание с ними. Один из самых трагических эпизодов за всю историю существования студии Pixar - это смерть воображаемого друга девочки Райли в мультфильме «Головоломка». Но обычно воображаемые друзья исчезают из жизни ребёнка сами, когда они больше не нужны для развития.
В детской художественной литературе и мультфильмах тема воображаемых друзей у персонажей встречается довольно часто. Почитать вместе книгу - хороший повод начать разговор о воображаемых друзьях, рассказать о своих фантазиях из детства и поддержать ребёнка, объяснив, что иметь воображаемых друзей в разные периоды жизни - абсолютно нормально и даже очень важно.
Вот книги, которые я рекомендую почитать на тему воображаемых друзей:
- «Воспоминания воображаемого друга», Мэтью Грин
- «Тигр в саду», Лиззи Стюарт
- «Видимые - невидимые друзья», Николас Шуфф
- «Собачка, которой у Нино не было», Эдвард Ван Де Фендел
- «Приключения Бикла. Настоящий друг», Дэн Сантат
- «Крошка Нильс Карлсон», Астрид Линдгрен
- «Снежный лев», Джим Хелмор
- «Бабушка на яблоне», Мира Лобе
- «Лео: история одного привидения», Мак Барнет
- «Кельвин и Хоббс», Билл Уотерсон
Читайте другие статьи Анны Скавитиной на «О!»:
18 вопросов про развод: отвечает психолог Как разговаривать с детьми о смерти 7 способов справиться с синдромом выученной беспомощности