«Настоящий IT-стартапер должен рассчитывать покорить целый мир»
где Деньги, 19.06.2012 /Наталья Федорова/
О перспективах развития стартапов в сфере IT журналисту делового еженедельника «где Деньги» Наталии Фёдоровой рассказала первый директор казанского IT-парка, а ныне основатель и руководитель проекта Startobaza.ru Светлана Никифорова, супруга нового министра связи РФ Николая Никифорова.
- Светлана, когда-то вы запускали казанский IT-парк, который впоследствии стал визитной карточкой успехов Татарстана в области высоких технологий. Сейчас вы занимаетесь инвестициями в IT-стартапы. Почему именно сфера информационных технологий? Что в ней для вас такого привлекательного?
- Думаю, вы бы удивились, если бы я открыла заводик по производству йогуртов, после того как поработала директором IT-парка. Информационные технологии - это логичное и перспективное направление развития того, что я знаю и умею. А учитывая, что в последнее время IT в республике развивается колоссальными темпами, появилась необходимость в компаниях, которые могли бы поддержать новые проекты. В этой связи Startobaza удачно вписывалась в контекст и стала продолжением тренда.
Информационные технологии помогают сделать жизнь проще, надежнее и экономнее: онлайн-заказ билетов в отпуск, ведение своей домашней бухгалтерии, обеспечение безопасности на дорогах, эффективные решения для бизнеса. И все это в любой точке мира и в любое время - очень удобно!
- Чем отличается рынок IT от других технологичных рынков? Например, биомедицины и энергетики?
- Во-первых, темпами развития. Потребности клиентов в IT-технологиях меняются постоянно, поэтому здесь важно быть на пике. Обычно если молодой стартап за год не вывел свой продукт на рынок, скорее всего, это провальный проект. Проекты, например, биомеда или энергетики, могут выйти на окупаемость через 5, 6, а то и 10 лет. И для них это норма. Срок же окупаемости IT-стартапов - 2-3 года. Во-вторых, IT не столько фундаментальная наука, сколько быстроменяющийся бизнес. В-третьих, в IT нужно гораздо меньше инвестиций на старт и запуск проектов. Основные и почти единственные затраты - это люди, но они и основной ресурс.
- Чем бизнес-ангелы отличаются от инвесторов?
- Инвестор обычно вкладывает свои деньги в интересный ему проект и ждет дивидендов. Он больше финансист, чем управляющий проекта. Бизнес-ангелы - активные участники проекта, доля в котором им принадлежит. Если честно, это все про теорию, в жизни все проще и понятнее.
- Каков механизм работы компании Startobaza с IT-проектами, ищущими smart money? Как проходит экспертиза?
- Мы ищем проекты по разным каналам: через профессиональные конференции и мероприятия, отборы в бизнес-инкубаторы, на ресурсах для стартаперов. Многие проекты находят нас сами: мы ежедневно получаем большое количество проектных заявок, которые необходимо рассмотреть. Мы оцениваем проект по следующим критериям: опыт членов команды, жизнеспособность бизнес-модели, инновационность и оригинальность идеи, видение авторами проекта рынка и ниши. Поскольку IT - это глобальное поле, нам также важно, чтобы проект был масштабируемым. Он не должен быть рассчитан только на один город, в перспективе проект должен покорить целый мир.
Мы также обращаем внимание на то, с какой основательностью стартапер подходит к своему проекту. Если он говорит, что у него есть идея, которая родилась месяц назад, но он уже знает, что у него все купят, то это лишь далекие от бизнеса эмоции. Мы знаем, что работа над стартапом должна вестись постоянно. Неважно, были инвестиции в проект или нет. Деньги - это лишь способ реализовать проект быстрее.
В итоге мы учитываем много факторов. Инвестиции - это риск, поэтому мы предпочитаем подстраховаться.
- Сколько проектов вы планируете взять под ангельское крыло в этом году?
- Все зависит от качества рассматриваемых проектов. Пока в планах 2-3 проекта. Но это не константа. В итоге мы можем найти только один проект, а может, восемь. Посмотрим, что покажет нам рынок. Одно ясно: мы готовы вкладывать и открывать новые горизонты.
- Вы лично пользуетесь сервисами портфельных проектов Startobaza?
- В первую очередь мы ищем и обращаем внимание на проекты и их продукты, которыми сами хотим и готовы пользоваться. Например, недавно «Ак Барс» выпустил новую мультисервисную карту с функцией бесконтактных платежей PayPass специально к Универсиаде. В карту интегрирована программа лояльности DLS, с помощью которой можно получать бонусы и скидки, оплачивая покупки картой. Уже попросила себе такую. Также активно тестирую платформу Startpack, куда интегрированы облачные сервисы, так необходимые малому и среднему бизнесу.
На мой взгляд, человек, не пользующийся теми продуктами, которые делает его компания, теряет видение и понимание своих трудов, теряет контакт с клиентом, не может почувствовать свой продукт до конца. А ведь это самое важное!
- Почему стартапы предпочитают обращаться к инвесторам, а не в банк за кредитом, сохраняя за собой 100% доли в бизнесе?
- А почему вы думаете, что они не обращаются в банк? Обращаются. И к родственникам, и к друзьям обращаются, и свои собственные деньги тратят. Вопрос в том, кто в них верит, в их успех. В банке деньги платные - их надо вернуть с процентами. К этому не все готовы.
К инвесторам логично обращаться, когда уже что-то продающееся есть и нужен партнер, который поможет развивать бизнес дальше. Да, в этом случае стартапер продает долю в проекте. Но он приобретает партнера. Партнера, который понимает рынок, имеет опыт, финансовые возможности и готов подстраховать.
- Как следует собирать команду для проекта? Стоит ли начинать с друзьями?
- Начнем по порядку. В своем бизнесе мы исходим из того, что кадры решают все. Поэтому к подбору сотрудников в проект надо относиться со всей ответственностью. Тут есть много стратегий: выращивать молодые кадры или находить супер-мастеров своего дела, находить фрилансеров или набирать штат. Единственное, что важно, это доверие к человеку, которого берешь работать вместе с тобой. С ним должно быть комфортно, вы должны быть на одной волне. Должны вместе гореть, хотеть, не спать и работать, работать, работать.
Начинать ли с друзьями? Здесь надо понять, какой опыт у друга. А у вас? Совпадает ли видение проекта или есть разные точки зрения? И самое главное - вам комфортно с этим человеком, вы ему доверяете? Ну, или если вы крутой и богатый стартап, нанимайте звезд. Дорогих, хардкорных звезд.
- Кстати, что сложнее для стартапера: найти финансирование или команду?
- По опыту скажу, что к нам чаще обращаются те проекты, у которых уже есть команда. Их интересуют инвестиции. Хотя есть проекты, которые уже получили финансирование и начинают полностью перекраивать команду, поскольку понимают, что у проекта амбиций намного больше, чем предполагалось. В общем, все как в жизни, если б им всего хватало, скорее всего, мы бы о них узнали уже после шумного успеха.
- Кремниевая долина в США развивается более 40 лет. В России многое начинается с нуля. Надо ли, по вашему мнению, российскому рынку ждать столько же, чтобы собрать такие же плоды?
- Как я уже говорила, IT - это еще и способ преодолевать большие дистанции за короткое время. Поэтому я думаю, что в ближайшем будущем нас ждет еще много открытий и побед. Да, конечно, в США почва более плодородная и инфраструктура готовая, только зерно сей и не спи. Но я патриот и верю, что дело не только в том, как развиваются инновации в США, а в том, что мы готовы сделать, чтобы они развивались в России.