Первый (грузовой) лифт в Тель-Авиве.

Nov 06, 2012 15:11

Находился этот лифт в доме на улице Герцель,16 в Тель-Авиве, район Ахузат Баит. Этот дом назывался Pensak's Passage или "Пассаж Пенсак". О самом доме писали yozhik_ и paintervic. Пассаж тогда значило Торговый Центр, что-то наподобии сегодняшнего израильского Каньона или американского Mall'a.




Я же хочу сфокусироваться на самом лифте. Тогда он назывался "Маалия", а не "Маалит" как говорят сегодня.

В 1852 году американский изобретатель Элиша Грейвс Отис разработал систему задержки груза при обрыве троса или каната (так называемые ловители, которые затормаживают кабину на направляющих рельсах шахты при обрыве троса).Он прикрепил трос к платформе подъемника через плоскую пружину вроде рессоры (пригодился опыт работы с каретами). А по бокам подъемника установил зубчатые рельсы. Под весом, даже пустой платформы, пружина выгибалась и спокойно проходила между рельсами. В случае же обрыва каната, пружина, распрямившись, своими концами застревала в зубцах рельсов, предотвращая падение. Отис и не подозревал, что его простое устройство безопасности в сочетании с использованием стальных каркасов зданий даст возможность строить многочисленные небоскрёбы.


Прежде всего, надо понять, кто такой Арье Цви Пенсак. Родился он в 1868 году в Бруклине. В возрасте 45 лет, он решил репатриироваться в Израиль. В тот год (1913) в Израиле всё еще правили турки. Через год после его алии началась Первая мировая война. И только после ее окончания Пенсак смог построить торговый центр на улице Герцель. Пенсак много сделал для экономического развития города. Многим не нравилась его бурная деятельность. Строительство Пассажа на улице Герцель почти привело к дипломатическому скандалу, когда господин Пенсак решил игнорировать городские строительные законы и закрыл балконы. По его словам, законы эти для обычных домов, а не для особенных, таких какие строит он. Пенсак, полагаясь на своё американское подданство, был уверен, что ему простят его выходку. Но этого не произошло. Против него был подан иск в суд, и только после того, как он согласился соблюсти закон, иск был отменён. Закрытие балконов стало прецедентом. Пенсак много переписывался с мэрией на предмет "пионерства" его Пассажа.

Почему же Пенсаку нужно было разрешение на строительство лифта? В 1925 году он обратился в тель-авивскую мэрию за получением разрешения на добавление балкона на крыше трёхэтажного здания. Балкон предназначался для танцев в ресторане "hаШарон", который открылся в Пассаже под управлением Моше Аленбогена. Технический отдел мэрии одобрил добавление. В 1927 Пенсак попросил надстроить четвертый этаж. Четвертый этаж в то время было исключительным делом, кроме того, для него требовался лифт. Некоторые связывают это с тем, что главный архитектор Геддес распорядился строить только трёхэтажные дома. И в тот же год был надстроен четвертый этаж, и был построен первый грузовой электрический лифт. Лицензия на добавление этажа пришла почти сразу, а вот на лифт задерживалась. Технический отдел колебался на счет лифта. Лифт?.. С каких пор Тель-Авиву нужен лифт? Но Пенсак написал в мэрию, что, раз четвертый этаж одобрен, а лифт это часть проекта Иегуды Магидовича, значит лифт строить надо. Лифт будет ходить до четвертого этажа, вместимость 5 человек.

Сам Пенсак проживал тут же, в четырёх комнатах. Из-за шума, тесноты и запаха сдавать комнаты было невозможно.





Когда я увидел двор-колодец (патио, атриум) дома, подумал про себя, что это очень похоже на двор из фильма "Афула-Экспресс". Проверка показала, что действительно фильм снимался в этом доме.
Первый этаж лифта.


Солидные люди работали в этом доме: инженеры, адвокаты.

история Тель-Авива, как это было, Тель-Авив

Previous post Next post
Up