50-летие со дня выхода первого номера газеты. Почтовая марка СССР, 1950 г.
Началось электронное переиздание ленинской газеты «Искра»
ИА Красная Весна | Москва, 14:32 7 ноября 2020 / ИА Красная Весна
Издание электронной версии ленинской газеты «Искра» началось 7 ноября на сайте
ИА Красная Весна.
Публикация приурочена к 150-летнему юбилею со дня рождения Владимира Ильича Ленина и 120-летнему юбилею выпуска первого номера газеты «Искра».
Помимо публикации электронных копий «Искры»
ИА Красная Весна начало выпуск серии статей о том, как создавалась ленинская газета, и о людях, отдавших делу ее издания и распространения не только силы, но зачастую и жизнь.
Напомним, первый номер общерусской политической газеты «Искра» был напечатан тиражом 3000 экземпляров в Лейпциге и вышел 24 декабря 1900 года. Второй номер газеты печатался уже в Мюнхене. Каждый новый номер выходил раз в месяц, с 1902 года - раз в две недели. Тираж газеты составлял к тому времени 8000 экземпляров.
Отметим, что в период с декабря 1900 года по август 1903 «Искра» издавалась под редакцией В. И. Ленина. После выхода Ленина из редакции «Искры» газету, ставшую меньшевистской, продолжили издавать Георгий Плеханов и его соратники.
Вся деятельность ленинской «Искры» была направлена на борьбу за создание революционной партии пролетариата. Важнейшей задачей газеты - задачей достигнутой - было объединение множества разрозненных социал-демократических организаций России. Именно искровцы в дальнейшем составили ядро большевистской партии.
В настоящее время на сайте выложен
первый номер «Искры» и
статья о том, как начиналось ее создание.
Источник:
rossaprimavera.ru Как вспыхнула «Искра»
ИА Красная Весна |
Алексей Санников / ИА Красная Весна / 7 ноября 2020
Благодаря «Искре» на мировой политической арене появился новый субъект, претендующий не на точечные преобразования, а на то, чтобы открыть для народов мира новую страницу в истории
Дмитрий Налбандян. В типографии газеты «Искра». 1974
В год 150-летия Владимира Ильича Ленина нельзя обойти вниманием одно из главных его начинаний - создание газеты «Искра». Газета стала тем фундаментом, на котором впоследствии была выстроена партия большевиков, изменившая ход как отечественной, так и мировой истории. Без «Искры» нет большевиков, а без большевиков - нет Революции.
Ленин был не единственным, кто строил эту газету. Рядом с ним работали такие крупные фигуры русского революционного движения, как Ю. О. Мартов, А. Н. Потресов, Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич и, конечно же, супруга Владимира Ильича - Н. К. Крупская. Однако именно Ленину принадлежит идея ее создания, и он взвалил на себя основную тяжесть и риски по ее выпуску, нес на своих плечах громадный объем работы, начиная от бухгалтерской кутерьмы и бесконечной переписки (причем шифрованной) с авторами и агентами и заканчивая написанием статей и редакторскими функциями.
Идея создания «общерусской политической газеты» родилась у Ленина во время пребывания в ссылке в Шушенском, где он оказался после разгрома полицией созданного им в 1895 году в Санкт-Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Под крылом организации Ленину и его товарищам из кружка «технологов» (название происходит от Петербургского Технологического университета, где училось большинство его членов) удалось объединить полдюжины питерских марксистских организаций и кружков, развить широкую стачечную и агитационную борьбу за права рабочих, начать издавать свои печатные материалы.
А объединяться причины были! Мартын Николаевич Лядов (1872-1947) - революционер, в своей книге «История российской социал-демократической партии», изданной еще в 1906 году, живописует картину невероятного разброда, царившего в те годы в русском марксизме.
Кружки не были никак объединены организационно, не конспирировались (напомним читателю, что в то время «загреметь» можно было и за литературные собрания), имели разную политическую подготовку. Можно иронизировать над рецензией цензора Скуратова на первом издании книги Маркса «Капитал» на русском языке в 1872 году - «Можно утвердительно сказать, что ее немногие прочтут в России и еще менее поймут», но, как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки…
Лядов, работавший в те годы в одном из таких кружков в Москве, пишет, что не редки были ситуации, когда марксисты вообще не знали о существовании друг друга, ведя политическую и агитационную работу на одних и тех же заводах! А поскольку политически они подчас, что назвается, «смотрели в разные стороны», это злило и обескураживало рабочих.
Этим разбродом пользовались и оппоненты революционеров, деятели так называемого «легального марксизма», организационным и идеологическим центром которого был «Союз русских социал-демократов за границей».
«Легальные» марксисты проповедовали не общеполитическую, а только экономическую, тред-юнионистскую (т.е. профсоюзную) борьбу рабочих, считая, что сторонники революционной борьбы зовут рабочих в дальние дали, кормят их «завтраками», в то время как бороться надо за сиюминутные интересы, за кусок хлеба. А под шум этой «гуманистической» трескотни фактически толкали рабочих на точечное отстаивание текущих интересов на конкретных, отдельно взятых предприятиях.
Могли ли уступки на заводе где-то в Питере поменять чудовищные условия жизни тульских рабочих? Разумеется, нет. Это не только вредило вовлечению народа в политический и гражданский процессы, но и напрямую вело к растаскиванию сил в условиях весьма жестких репрессий, доходивших до расстрелов демонстраций.
Позднее, с подачи Ленина, в революционную литературу вошел термин, которым определяли сторонников такой политики, - «экономизм».
«Экономические уступки (или лжеуступки) для правительства, разумеется, всего дешевле и всего выгоднее, ибо оно надеется этим внушить доверие рабочим массам к себе» - напишет он впоследствии в своей фундаментальной работе «Что делать».
Когда «Союз борьбы» Ленина был разгромлен, «экономисты» пошли в атаку в битве за умы марксистов. В 1899 году из-под пера одного из членов «Союза русских социал-демократов за границей», Екатерины Дмитриевны Кусковой, вышло безымянное произведение, получившее в среде марксистов название Credo, где в сжатом виде были сформулированы принципы «экономизма» и призыв ко всему марксистскому сообществу бросать революционную практику и заниматься экономической борьбой рабочих. Credo распространялось по кружкам тайно, в открытую печать не уходило - это был не открытый призыв, а тихая, внутренняя подрывная работа. Отметим на полях, что как Кускова, так и многие из «экономистов» (Струве, Прокопович и др.) позднее создали свою партию... конституционных демократов (кадетов) - ту самую, что в 17-м со всей возможной яростью боролась с социалистами и отстаивала интересы Антанты в «войне до победного конца»!
Владимир Маяковский в своем стихотворении «Хорошо!» иронически высмеял образ Кусковой и ее поддержку главе Временного правительства Александру Керенскому:
- Кускова,
нервы, -
полечись ты… -
«Ах, няня,
он такой речистый…
Ах, няня-няня!
няня!
Ах!
Его же ж
носят на руках.
А как поет он
про свободу…
Я с ним хочу, -
не с ним,
так в воду».
Старушка
тычется в подушку,
и только слышно:
«Саша! -
Душка!»
Один из экземпляров Credo попал в руки Анны Ильиничны Елизаровой-Ульяновой, старшей сестры Ленина, бывшей тогда членом Московского комитета РСДРП (партия была формально создана в марте 1898 года в Минске). Она и присвоила ему это название - Credo - и отправила в Шушенское брату.
Credo вызвало в среде марксистов настоящую бурю, многие приняли произведение «в штыки», сочли его прямым предательством (каковым оно, по существу, и было), и особенно ссыльные, в том числе и члены «Союза борьбы», оказавшиеся в Сибири. Однако срок окончания их ссылки близился, и Ленин решает, что надо действовать загодя.
В своей автобиографии «Записки социал-демократа» (книга издана посмертно в Москве в 1924 году) Ю. О. Мартов пишет: «В конце последнего года ссылки (в конце 1899 года - прим. А.С.) я получил от В. И. Ульянова письмо, в котором он мне глухо предлагал „заключить тройственный союз“, в который входил бы, кроме нас двоих, еще А. Н. Потресов, для борьбы с ревизионизмом и „экономизмом“. Этот союз должен был соединить свои силы прежде всего с „Группой освобождения труда“. Сквозь строки письма я угадывал какое-то налаживающееся предприятие журнального характера. Я ответил, конечно, полным согласием…»
Ленин, Мартов и Потресов создали объединение, первоначально назвав его «Литературной группой»: конкретных планов как, где и на какие средства будет издаваться будущий печатный орган, будет ли это газета или журнал, тогда еще не было.
Всю первую половину 1900 года, по возвращении из ссылки, «тройственный союз» потратил на бесчисленные встречи и беседы: со старыми товарищами по революционному движению, с будущими оппонентами для выяснения позиций и с потенциальными инвесторами…
Любимый миф антисоветчиков - миф о «спонсорстве» любой революционной литературы в Российской империи из кармана зарубежных разведок.
Смеем успокоить их расшатанные нервы: «Искра» от начала была проектом, как теперь сказали бы, «краудфандинговым». Деньги собирали, что называется, «с миру по нитке»: со старых друзей, от сочувствующих (которые, кстати, находились во всех социальных слоях) или просто из личного кармана. Так, Потресов дал на «стартап» две тысячи рублей из семи, которые удалось собрать. В дальнейшем «Искра» также распространялась за плату - по 25-40 копеек за номер, то есть была недешевой, что было продиктовано требованиями самоокупаемости.
Во время одной из этих постссылочных встреч Ленину удалось пересечься в Петербурге с В. И. Засулич, членом группы «Освобождение труда», первой русской марксистской организации, созданной Г. В. Плехановым и находящейся в полном составе в эмиграции. Организация «Освобождение труда» стояла на ортодоксально марксистских позициях, ее члены знали Маркса и Энгельса лично и имели от них, так сказать, «исключительное право» на переводы на русский язык их произведений, написание к ним предисловий. Сами члены группы - Плеханов, Засулич и П. Б. Аксельрод - были крупными и очень значимыми в европейской социалистической мысли публицистами.
Таким образом, встреча Ленина и Засулич была встречей представителей двух групп - «Литературной» и «Освобождения труда». Был заключен неформальный, как бы сказали теперь, «меморандум о взаимопонимании».
Члены этих двух групп - «Литературной» (Ленин, Мартов, Потресов) и «Освобождение труда» (Плеханов, Аксельрод, Засулич) в дальнейшем составили редакцию будущего органа.
Это объединение не было душевным. Конфликты между двумя группами, каждая из которых была спаяна своей борьбой, но обе из которых были меж собой едва знакомы, возникали регулярно. И каждый из вождей групп - и Плеханов, и Ленин - был фигурой яркой, принципиальной и стойкой в отстаивании своей правды. Но было главное - дело. Ради дела Плеханов «наступал на горло» своей гордыне «отца русского марксизма», а Ленин - сдерживал свою принципиальность.
Первый номер «Искры» вышел 11 (24) декабря 1900 года в Лейпциге тиражом в 3000 экземпляров - решение печатать газету именно в Германии, а не в Швейцарии было продиктовано желанием Ленина держать редакцию на возможной - географической - дистанции от проживавшего в Швейцарии Плеханова, и так выторговавшего себе в редакционном совете два голоса. Номер постигла печальная участь - весь переправляемый в Россию тираж был арестован на границе.
Начиная со второго номера газета издавалась в Мюнхене, в типографии М. Эрнста на ул. Зенефельдерштрассе, 4.
В последующие 2,5 года «Искра» издавалась под руководством Ленина. Это были 2,5 года тяжелой, кропотливой и изматывающей работы, которая, однако, принесла громадные плоды.
«Искра» стала не просто партийной и агитационной газетой. Газет и журналов тогда было великое множество, в том числе марксистских. Сами «нелегальные» марксисты печатались в «легальных» марксистских изданиях под псевдонимами. «Искра» же стала инструментом построения организации, сплоченной, действующей по единым принципам, как монолитный механизм. Организация и организм - не случайно родственные слова.
Распространение ее нелегально, в шляпных коробках, чемоданах со вторым дном, подкладках одежды, требовало высокой дисциплины, умения шифровать послания, умения уходить от погони, различения своих и чужих и так далее, и тому подобное. Агенты «Искры» жили увлекательной жизнью, в чем-то подобной жизни персонажа литературного романа, с той оговоркой, что это была правда их бытия. В которой, к сожалению, находилось место и арестам, и ссылкам.
«Искра» должна была распределяться по местным кружкам, в которых были созданы т. н. «комитеты» газеты. Первый такой узел распределения находился во Пскове, где в марте 1900 года прошло первое организационное совещание будущей редакции, точнее ее части - «Литературной группы».
В дальнейшем именно делегаты от этих комитетов должны были прибыть на новый, настоящий, а не фиктивный съезд будущей партии и принять ее Устав и Программу.
Иногда значение Второго съезда Российской социал-демократической партии (РСДРП), который де-факто был первым (поскольку именно на нем были приняты учредительные документы партии), пытаются умалить, говоря, что вот, мол, съехалось всего 50 человек. Ну какая это партия?
Но такие размеры съезда продиктованы его нелегальностью и дороговизной проведения.
Если мы внимательно посмотрим на состав участников, то обнаружим, что среди 26 (!!!) организаций, представленных на съезде, более половины - это «комитеты»: Тульский, Петербургский, Екатеринославский и другие. Делегаты от этих комитетов и были «искровцами», и именно они составили костяк будущей партии большевиков.
Увы, больше половины - это еще не все 100%. И съезд, как все знают, окончился расколом РСДРП на две фракции - большевистскую и меньшевистскую. В ходе возникшего на съезде конфликта все редактора заняли позицию Мартова, выступавшего, в отличие от Ленина, не за строго иерархичную, профессиональную и закрытую организацию, а за некий «свободный союз», где членом мог бы считаться практически любой сочувствующий. Ленин вынужден был покинуть редакцию.
И «Искра» с этого момента, с августа 1903 года, становится меньшевистской. В 52-м номере, вышедшем уже без редакции Ленина, 7 ноября 1903 года, вышла статья Плеханова «Чего не делать» - явный ответ на ленинский труд «Что делать», в котором Владимир Ильич обосновывал именно профессиональный характер будущей партии.
«Представьте себе, что наш центр, - пишет Плеханов, - который, разумеется, должен состоять из решительных и непримиримых врагов „ревизионизма“, - имеет дело с одной или несколькими группами таких социал-демократов, которые прежде…боролись с „ортодоксами“ во имя „свободы критики“, но теперь…признали все основное, положения „ортодоксального“ социализма, - марксизма тож, - и теперь только вследствие некоторой непоследовательности и, так сказать, инертности мысли защищают те или другие „догмы“, любезные „ревизионистам“. Как должен отнестись наш центр к таким группам? Предать их анафеме? Исключить их из партии? Это было бы, пожалуй, легко и уж, конечно, как нельзя более „прямолинейно“. Но было ли бы это целесообразно? Другими словами: было ли бы это полезно для единства нашей партии и для борьбы с тем же „ревизионизмом“? Мы думаем, что - нет (выделено нами - прим.
ИА Красная Весна)».
Формат статьи не позволяет привести больше цитат, иллюстрирующих то, как изменилась тональность редакции «Искры», когда она попала в руки меньшевиков, однако и вышеприведенной, как представляется, достаточно.
В дальнейшем вышло еще 50 номеров газеты, она печаталась до 8 октября 1905 года.
За чуть менее чем два года - с 1 ноября 1903 года, когда Ленин вышел из редакции, по 8 октября 1905 года - меньшевистская «Искра» принципиально изменила свой характер. Из организационного органа она стала органом чисто просветительским и агитационным, через который меньшевики осуществляли политические кампании - земскую, антивоенную и другие. Но инструментом сплочения партии она уже не являлась.
Несмотря на то, что в конечном итоге участь «Искры» оказалась печальной, ей удалось выполнить основную свою задачу - сформировать будущую партию. Да, небезыздержечно, расколотую на две фракции. Однако «экономизм» к 1903 году был побежден, шатания и безграмотность в среде русского марксизма успешно преодолевались, и на политической арене Российской империи появился новый молодой и крупный субъект, претендующий не на точечные преобразования, а на то, чтобы открыть и для русского народа, и для других народов мира новую страницу в истории.
(Продолжение следует...)
Источник:
rossaprimavera.ru «Искра». № 1
ИА Красная Весна | ИА Красная Весна / 7 ноября 2020
В 2020 году исполняется 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина и 120 лет с выпуска первой «Искры». К этим знаменательным юбилеям мы приурочили публикацию как электронных копий «Искры», так и статей, в которых рассказывается об истории создания газеты и судьбах людей, которые ее создавали, издавали и распространяли
Первая страница первого номера «Искры»
Первый номер общероссийской газеты «Искра» вышел 24 декабря 1900 года. Он был напечатан в Лейпциге. К сожалению, первый тираж газеты не дошел до читателей, потому что был конфискован на границе. Тем не менее позже номер был допечатан и доставлен в Россию. А провальная попытка провезти «Искру» через границу стала поводом для усиления мер конспирации, и следующие номера газеты доставлялись успешнее.
Первый номер «Искры» можно
скачать по ссылке.
НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ НАШЕГО ДВИЖЕНИЯ
Русская социал-демократия не раз уже заявляла, что ближайшей политической задачей русской рабочей партии должно быть ниспровержение самодержавия, завоевание политической свободы. Это заявляли больше 15 лет тому назад представители русской социал-демократии, члены группы «Осв. Труда», это заявили два с половиной года тому назад и представители русских социал-демократических организаций, образовавшие весной 1898 г. Российскую Социал-Демократическую Рабочую Партию. Но, несмотря на эти неоднократные заявления, вопрос о политических задачах социал-демократии в России снова выступает на очередь в настоящее время. Многие представители нашего движения выражают сомнение в правильности указанного решения вопроса. Говорят, что преобладающее значение имеет экономическая борьба, отодвигают на второй план политические задачи пролетариата, суживают и ограничивают эти задачи, заявляют даже, что разговоры об образовании самостоятельной рабочей партии в России просто повторение чужих слов, что рабочим надо вести одну экономическую борьбу, предоставив политику интеллигентам в союзе с либералами. Это последнее заявление нового символа веры (пресловутое credo) сводится уже прямо к признанию русского пролетариата несовершеннолетним и к полному отрицанию социал-демократической программы. А «Рабочая Мысль» (особенно в отдельном приложении) высказалась, в сущности, в том же смысле. Русская социал-демократия переживает период колебаний, период сомнений, доходящих до самоотрицания. С одной стороны, рабочее движение отрывается от социализма; рабочим помогают вести экономическую борьбу, но им вовсе не разменяют при этом или недостаточно разъясняют социалистических целей и политических задач всего движения в целом. С другой стороны, социализм отрывается от рабочего движения: русские социалисты опять начинают все больше и больше говорить о том, что борьбу с правительством должна вести одними своими силами интеллигенция, ибо рабочие ограничиваются лишь экономической борьбой.
Троякого рода обстоятельства подготовили, по нашему мнению, почву для этих печальных заявлений. Во-первых, в начале своей деятельности русские социал-демократы ограничились одной кружковой пропагандистской работой. Перейдя к агитации в массах, мы не всегда могли удержаться от того, чтобы не впасть в другую крайность.Во-вторых, в начале своей деятельности нам приходилось очень часто отстаивать свое право на существование в борьбе с народовольцами, которые понимали под «политикой» деятельность, оторванную от рабочего движения, которые суживали политику до одной только заговорщицкой борьбы. Отвергая такую политику, социал-демократы впадали в крайность, отодвигая на второй план политику вообще.
В-третьих, разрозненно действуя в местных мелких рабочих кружках, социал-демократы недостаточно обращали внимания на необходимость организации революционной партии, объединяющей всю деятельность местных групп и дающей возможность правильно поставить революционную работу. А преобладание разрозненной работы естественно связано с преобладанием экономической борьбы.
Все указанные обстоятельства породили увлечение одной стороной движения. «Экономическое» направление (поскольку тут можно говорить о «направлении») создало попытки возвести эту узость в особую теорию, попытки воспользоваться для этой цели модной бернштейниадой, модной «критикой марксизма», проводящей старые буржуазные идеи под новым флагом. Лишь эти попытки породили опасность ослабления связи между русским рабочим движением и русской социал-демократией, как передовым борцом за политическую свободу. И самая насущная задача нашего движения состоит в укреплении этой связи.
Социал-демократия есть соединение рабочего движения с социализмом, ее задача - не пассивное служение рабочему движению на каждой его отдельной стадии, а представительство интересов всего движения в целом, указание этому движению его конечной цели, его политических задач, охрана его политической и идейной самостоятельности. Оторванное от социал-демократии, рабочее движение мельчает и необходимо впадает в буржуазность: ведя одну экономическую борьбу, рабочий класс теряет свою политическую самостоятельность, становится хвостом других партий, изменяет великому завету: «освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих». Во всех странах был такой период, когда рабочее движение и социализм существовали отдельно друг от друга и шли особой дорогой, - и во всех странах такая оторванность приводила к слабости социализма и рабочего движения; во всех странах только соединение социализма с рабочим движением создавало прочную основу и для того и для другого. Но в каждой стране это соединение социализма с рабочим движением вырабатывалось исторически, вырабатывалось особым путем, в зависимости от условий места и времени.
В России необходимость соединения социализма и рабочего движения теоретически провозглашена уже давно, но практически это соединение вырабатывается лишь в настоящее время. Процесс этой выработки есть очень трудный процесс, и нет ничего особенно удивительного в том, что он сопровождается разными колебаниями и сомнениями.
Какой же урок вытекает для нас из прошлого?
История всего русского социализма привела к тому, что самой его насущной задачей оказалась борьба против самодержавного правительства, завоевание политической свободы; наше социалистическое движение концентрировалось, так сказать, на борьбе с самодержавием.
С другой стороны, история показала, что в России оторванность социалистической мысли от передовых представителей трудящихся классов гораздо больше, чем в других странах, и что при такой оторванности русское революционное движение осуждено на бессилие. Отсюда само собою вытекает та задача, которую призвана осуществить русская социал-демократия: внедрить социалистические идеи и политическое самосознание в массу пролетариата и организовать революционную партию, неразрывно связанную с стихийным рабочим движением.
Много уже сделано в этом отношении русской социал-демократией: но еще больше остается сделать. С ростом движения поприще деятельности для социал-демократии становится все шире, работа все разностороннее, все большее число деятелей движения сосредоточивает свои силы на осуществлении различных частных задач, которые выдвигаются повседневными нуждами пропаганды и агитации. Это - явление, совершенно законное и неизбежное, но оно заставляет обращать особое внимание на то, чтобы частные задачи деятельности и отдельные приемы борьбы не возводились в нечто самодовлеющее, чтобы подготовительная работа не возводилась на степень главной и единственной работы.
Содействовать политическому развитию и политической организации рабочего класса - наша главная и основная задача. Всякий, кто отодвигает эту задачу на второй план, кто не подчиняет ей всех частных задач и отдельных приемов борьбы, тот становится на ложный путь и наносит серьезный вред движению.
Отодвигают эту задачу, во-вторых, те, кто суживает содержание и размах политической пропаганды, агитации и организации, кто считает возможным и уместным угощать рабочих «политикой» только в исключительные моменты их жизни, только в торжественных случаях, кто слишком заботливо разменивает политическую борьбу против самодержавия на требование отдельных уступок от самодержавия и недостаточно заботится о том, чтобы эти требования отдельных уступок возвести в систематическую и бесповоротную борьбу революционной рабочей партии против самодержавия.
«Организуйтесь!», повторяет рабочим на разные лады газета «Рабочая Мысль», повторяют все сторонники «экономического» направления. И мы, конечно, всецело присоединяемся к этому кличу, но мы непременно добавим к нему: организуйтесь не только в общества взаимопомощи, стачечные кассы и рабочие кружки, организуйтесь также и в политическую партию, организуйтесь для решительной борьбы против самодержавного правительства и против всего капиталистического общества. Без такой организации пролетариат неспособен подняться до сознательной классовой борьбы, без такой организации рабочее движение осуждено на бессилие, и одними только кассами, кружками и обществами взаимопомощи рабочему классу никогда не удастся исполнить лежащую на нем великую историческую задачу: освободить себя и весь русский народ от его политического и экономического рабства. Ни один класс в истории не достигал господства, если он не выдвигал своих политических вождей, своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить им. И русский рабочий класс показал уже, что он способен выдвигать таких людей: широко разлившаяся борьба русских рабочих за 5-6 последних лет показала, какая масса революционных сил таится в рабочем классе, как самые отчаянные правительственные преследования не уменьшают, а увеличивают число рабочих, рвущихся к социализму, к политическому сознанию и к политической борьбе. Съезд наших товарищей в 1898 г. верно поставил задачу, а не повторил чужие слова, не выразил одно только увлечение «интеллигентов»… И мы должны решительно взяться за выполнение этих задач, поставив на очередь вопрос о программе, организации и тактике партии. Как мы смотрим на основные положения нашей программы, мы уже сказали, а подробно развивать эти положения, здесь, конечно, не место.
Вопросам организационным мы намерены посвятить ряд статей в ближайших номерах. Это одни из самых больных наших вопросов. Мы сильно отстали в этом отношении от старых деятелей русского революционного движения, надо прямо признать этот недочет и направить свои силы на выработку более конспиративной постановки дела, на систематическую пропаганду правил ведения дела, приемов надувания жандармов и обход сетей полиции. Надо подготовлять людей, посвящающих революции не одни только свободные вечера, а всю свою жизнь, надо подготовлять организацию настолько крупную, чтобы в ней можно было провести строгое разделение труда между различными видами нашей работы. Что касается, наконец, до вопросов тактики, то мы ограничимся здесь следующим: социал-демократия не связывает себе рук, не суживает своей деятельности одним каким-нибудь, заранее придуманным, планом или приемом политической борьбы, - она признает все средства борьбы, лишь бы они соответствовали наличным силам партии и давали возможность достигать наибольших результатов, достижимых при данных условиях. При крепкой организованной партии отдельная стачка может превратиться в политическую демонстрацию, в политическую победу над правительством. При крепкой организованной партии восстание в отдельной местности может разрастись в победоносную революцию. Мы должны помнить, что борьба с правительством за отдельные требования, отвоевание отдельных уступок, это - только мелкие стычки с неприятелем, это - небольшие схватки на форпостах, а решительная схватка еще впереди. Перед нами стоит во всей своей силе неприятельская крепость, из которой осыпают нас тучи ядер и пуль, уносящие лучших борцов.
Мы должны взять эту крепость, и мы возьмем ее, если все силы пробуждающегося пролетариата соединим со всеми силами русских революционеров в одну партию, к которой потянется все, что есть в России живого и честного. И только тогда исполнится великое пророчество русского рабочего-революционера Петра Алексеева: «Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах».
[В. Ленин]
Источник:
rossaprimavera.ru См. также:
- 15.11.2020
«Искра». № 2 //
ИА Красная Весна PDF Тексты статей второго номера «Искры» публикуются по изданию 1924 года под редакцией первого секретаря «Искры» Надежды Константиновны Крупской
Второй номер газеты начинается со статьи Георгия Валентиновича Плеханова «На пороге двадцатого века», во многом актуальной и сегодня. Ведь то самое «нравственное облагорожение» человечества, о котором говорит Плеханов, так и не произошло, несмотря на еще одно столетие бурного роста производительных сил и технологий.