Священники РПЦ против беспредела власти. Оппозиционная церковь

Oct 04, 2019 02:22



.
Священники РПЦ против беспредела власти. Оппозиционная церковь
Андрей Малахов | 02.10.2019 12:00

Русская православная церковь (РПЦ) оказывала, оказывает и будет оказывать огромное влияние на нашу политику. Традиционно, церковь занимает позицию патриотов и государственников. И потому нельзя не обратить внимание сразу на несколько аномальных событий.

Священники РПЦ открыто выступили против власти, силовиков и собственной церковной иерархии. На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая оппозиционная церковь? Осуждение действий ОМОНа и Росгвардии, требования освободить задержанных в рамках «московского дела», моральная поддержка акций протеста в Москве - полной оппозиционный набор.




Важно осмыслить этот политический процесс, не с позиции, кто прав, а кто виноват. А с позиции вопиющего эксцесса, невиданного во всей постсоветской истории России. Более ста клириков Русской православной церкви открыто поддержали цветную революцию или благородный уличный протест - называйте, как хотите. В этом же весь нерв события. Так давайте именно его и обсудим.

Источник: www.youtube.com

См. также:

- 17.09.2019 21:10 Само правосудие превращается в насмешку и «массовый беспорядок» // «Новая газета» screen
     Открытое письмо священников Русской Православной Церкви
     Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов «Московского дела». <...>




- 17.09.2019 21:54 Священники РПЦ попросили пересмотреть приговоры участникам протестов в Москве // www.interfax.ru
     Москва. 17 сентября. INTERFAX.RU - Несколько десятков священников Русской православной церкви обратились к властям России с просьбой пересмотреть приговоры о лишении свободы некоторых участников недавних акций оппозиции в Москве.

- 18.09.2019 Открытое письмо священников в защиту заключенных по «московскому делу» // «Православие и Мир» screen
     Наказание должно быть соразмерно нарушению закона, а власть накладывает на человека дополнительную ответственность, а не освобождает от нее...
     Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов «московского дела». <...>






- 18.09.2019 00:01 В РПЦ назвали письмо священников в поддержку участников акций протеста политической декларацией // www.interfax-religion.ru
     *** Борьба с властью никогда не была и не будет миссией Церкви - зампред синодального отдела
     Москва. 18 сентября. ИНТЕРФАКС - Замглавы Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе назвал заявление группы священников из разных стран по фигурантам "московского дела" "попыткой участия в правозащитной деятельности, которая де-факто превратилась в политическую декларацию".
     "Церковь имеет право печалования и активно им пользуется, в том числе непублично. Это осуществляется и по линии Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, и по линии православных общественных организаций", - сказал Кипшидзе журналистам.
     Как сообщалось, во вторник несколько десятков священников РПЦ обратились к властям России с просьбой пересмотреть судебные вердикты о лишении свободы некоторых участников недавних акций оппозиции в Москве. Между тем в синодальном отделе посчитали избирательным такой подход.
     "В России, как и в любой стране, в том числе и в тех государствах, в которых живут подписавшие данное заявление священники, есть несправедливо осужденные, но когда из них всех выбирается несколько подсудимых, наиболее известных по СМИ, это политика, а не печалование", - пояснил Кипшидзе.
     По его словам, ряд положений этого заявления сформировано политической повесткой ряда светских и православных СМИ, придерживающихся известных предпочтений, и "имеет мало общего с правовой защитой".
     Кипшидзе признал, что эти священники "чувствуют общественный запрос на справедливость и попытались его удовлетворить, как смогли, возможно, искренне переживают за судьбу находящихся в узах, независимо от их вины, людей, как и любой православный человек".
     "Однако им должно быть известно, что политическими декларациями можно только попробовать бороться с властью, а не преображать мир на началах истины Христовой, но дело в том, что борьба с властью никогда не была и не будет миссией Церкви", - подчеркнул представитель Церкви.
     По его словам, пастырь призван воспитать неподкупного и верного правосудию судью, честного правоохранителя и адвоката, и "эти люди, действуя каждый на своем месте по вере и совести, изменят, насколько это возможно, мир к лучшему".
     Именно так, отметил Кипшидзе, действуют по мере сил большинство священнослужителей Русской церкви, число которых составляет 40 тыс.
     "А подписывать декларации, в которых странным образом перемешана политическая риторика и священные тексты, это легкий, но бесполезный путь" - сказал он, добавив, что "намного разумнее этим небезразличным священникам было бы собрать средства на знающего адвоката, который мог бы действительно помочь".



- 18.09.2019 Комментарий Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи с публичным обращением ряда священнослужителей по фигурантам дела о задержанных в ходе протестов в Москве // sinfo-mp.ru screen
     1. Согласно Основам учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, «Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации. Милосердное ходатайство Церкви распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления» (V). Правозащитная деятельность, связанная с Церковью, направлена на конкретную личность, чьи права могут быть нарушены, а не на использование политическими движениями факта осуждения тех или иных лиц в целях борьбы за собственную власть, как это не раз случалось в истории многих стран.
     2. Обращаем внимание, что детали соответствующих уголовных дел известны только тем, кто их изучал, и вряд ли священники, проживающие в Австрии, Белоруссии, Гонконге, Испании, России или на Украине имеют достаточно полное представление о материалах данных дел, чтобы сделать вывод о виновности или невиновности. Это факт свидетельствует о необходимости профессионального разбора ситуации.
     3. Учитывая общественную значимость судебного процесса в отношении задержанных в ходе протестов, Правозащитному центру Всемирного Русского Народного Собора поручено озаботиться изучением материалов дел лиц, упомянутых в вышеназванном заявлении, и иных лиц на предмет возможного нарушения их прав в ходе судебного процесса и, в случае в необходимости, оказать им квалифицированную правовую помощь.

- 18.09.2019 15:26 Фигурантами "московского дела" займутся правозащитники из РПЦ // www.ng.ru
- 18.09.2019 15:48 Всемирный русский народный собор изучит дела фигурантов «московского дела» // www.kommersant.ru
- Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) // vrns.ru



- 20.09.2019 Революция снизу? // www.sova-center.ru
     Мы публикуем комментарий Ксении Сергазиной, доцента Центра изучения религий РГГУ и эксперта Центра "Сова", посвященный открытому письму православного духовенства, обращенному к судьям и полицейским.
     Сентябрьское письмо духовенства Русской православной церкви в защиту осужденных участников акций протеста, связанных с выборами депутатов Московской городской думы, можно сказать, знаменует собой начало нового этапа церковной истории.
     Здравого и миротворческого голоса Церкви российское общество ждало еще в 2012 году после ареста участниц группы Pussy Riot и - особенно - после вынесения им приговора за хулиганство. И чуть раньше - в год оппозиционных митингов на Болотной площади. Но Церковь молчала. Раздавались отдельные голоса священников и мирян - прот. Вячеслава Винникова, диакона Андрея Кураева, но не более. И сам приговор по делу Pussy Riot остался в истории как символ парадоксального единства Церкви и государства именно в его репрессивной функции. Многие миряне и некоторые священники тогда ушли из Русской православной церкви, у кого-то остался горький привкус молчаливого несогласия с церковной политикой, кто-то был горд и рад «сильной» Церкви и «сильному» государству, видя в этом возвращение чуть ли не к византийским временам.
     И вот, семь лет спустя, случилось невероятное. Церковь заговорила здравым голосом, снизу. Более 150 человек - священников, диаконов и монахов - подписали открытое письмо в защиту прав осужденных. Письмо, обращенное и к российским судьям, и к российским полицейским, - с христианским призывом к милосердию, справедливости, любви, ответственности. Духовенство напоминает простые истины - что «судебные разбирательства не должны носить репрессивный характер», что «суды не могут быть использованы как средство подавления несогласных», что «наказание должно быть соразмерно нарушению закона» и что «на запугивании нельзя построить общество свободных, любящих друг друга людей».
     Напоминание этих простых истин вызвало неожиданную реакцию: и в Церкви, и в обществе. Церковная администрация в лице Вахтанга Кипшидзе, заместителя главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, поспешила напомнить, что «политическими декларациями» Церковь не занимается и что «борьба с властью никогда не была и не будет миссией Церкви», а православные верующие - миряне, напротив, в своих блогах неприкрыто ликуют, считая это письмо важным шагом навстречу обществу, в том числе церковному обществу. Журналисты и блоггеры третий день подряд комментируют письмо, духовенство дает интервью, не уставая отвечать на вопрос, не страшно ли выступать в оппозиции к мнению церковного начальства.
     Реакция общества на письмо духовенства, в каком-то смысле, важнее, чем само письмо. Все так удивлены, как будто уже не ждали от духовенства РПЦ здравомыслящих голосов, выраженных не в личных блогах и не в разговорах тет-а-тет, а громко, в публичном пространстве. Многие верующие хорошо знают, что в последние годы духовенству запрещено открыто выступать в СМИ, что политика в Церкви авторитарная и никакой возможности противостоять церковному начальству в чем бы то ни было на самом деле нет. И что еще неизвестно, каким будет наказание для каждого конкретного священника, подписавшего это письмо. Наверное, за штат не отправят сразу 150 человек, но со временем - почему нет. Духовенство тоже это понимает - и все равно не боится. Почему?
     Похоже, мы стоим на пороге какого-то очень важного момента жизни Церкви как института. Духовенству, обычно лояльному к церковной политике, на этом этапе кажется более важным остаться с гражданским обществом, даже рискуя потерей своего положения в РПЦ. Корпоративные интересы оно уже не готово защищать - во многом, потому что корпорация не готова защищать их самих. Как будто им больше нечего терять. И в этом их большая свобода. Вряд ли можно говорить о начале церковной революции, но точно - о том, что больше нельзя будет от имени Церкви призывать к насилию, как это было в 2012 году.

- 03.10.2019 15:42 Михаил Леонов. По ком зазвонил колокол? // interaffairs.ru screen
     «Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов «московского дела». С этих прекрасных слов начинается «Открытое письмо 150 священнослужителей» в защиту обвиняемых, проходящих по т.н. «московскому делу»[1], которому ряд средств массовой информации (как отечественных, так и зарубежных) уделили свое, по большей части положительное, внимание. Но действительно ли так прекрасен подвиг этих священников и о чем на самом деле идет речь - давайте разбираться.
     Случай действительно незаурядный и, можно сказать, вызывающий. Вызывающий в первую очередь для Русской Православной Церкви. Почему? С охотой поясню свое мнение. <...>




ВРНС, pussi riot, письмо, оппозиция, Малахов (friend), РПЦ, протесты, священники, церковь, закон

Previous post Next post
Up