Дело Серебренникова - дело политическое
Газета «Завтра» | Авторский блог
Марина Алексинская | 17:06 19 августа 2019
Заключительные заседания суда проходят в тишине… перед бурей
16 августа Мещанский районный суд Москвы обнародовал выводы повторной экспертизы по уголовному делу Серебренникова. Стало известным:
Определить общую сумму всех расходов проекта "Платформа" не представляется возможным в связи с отсутствием в материалах дела документов бухгалтерского учета.
Отсутствует полный перечень мероприятий "Платформы", контент частично восстановлен по воспоминаниям заинтересованных лиц.
Проект "Платформа" - важное социально-эстетическое явление, влияние которого на культурную жизнь России сохраняется до сих пор.
Напомню: Серебренников и Ко обвиняются в хищении 133 млн рублей из 213 млн рублей - государственного транша АНО "Седьмая студия" на проект "Платформа". Повторная экспертиза произведена по запросу суда, авторы её, небезызвестные медийные лица, были предложены суду стороной защиты.
Стоил ли удивляться в таком случае, что выводы повторной экспертизы по делу Серебренникова, в целом, оказались вполне себе прогнозируемыми; эксперт Марина Андрейкина заранее не раз публично определяла свою позицию по этому делу. Отличился, разве что, адвокат Дмитрий Харитонов, заявив:
«Комплексная экспертиза по делу "Седьмой студии" установила, что на проект "Платформа" было потрачено 216 миллионов рублей при стоимости 260 миллионов: режиссер не украл деньги, а сэкономил их для государства».
Что вызвало брожение в умах… Подвигло соотнести проект "Платформа" с другими «среднестатистическими» проектами Серебренникова и экстраполировать их социально-эстетическое влияние на культурную жизнь России.
Возьмем за основу, хотя бы, альфу и омегу творческого пути Серебренникова, спектакли "Голая пионерка" и "Outside"/ "Аутсайд". "Голая пионерка" еще тем примечательна, что с нею «ростовский принц с разбойничьей серьгой в ухе», он же Серебренников - ворвался на столичные подмостки.
Был 2005 год, год славного юбилея - 60-летия Победы СССР над фашистской Германией. Театр "Современник" дал премьеру спектакля Серебренникова - "Голая пионерка". Суть спектакля такова: в первые дни войны после гибели родителей девочка Маша Мухина убежала на фронт, прибилась к полку. Каждую ночь озверевшие советские офицеры имели девочку как наложницу, насиловали её, та молчала, лишь в кровь искусывала по-детски пухлые губки… В зрительный зал летели со сцены рваные трусы.
Наутро Серебренников проснулся знаменитым.
Газета "Коммерсантъ", влиятельнейшее в 2005-м СМИ, напечатала рецензию на спектакль, автор - модный театральный критик Роман Должанский (ныне - заместитель художественного руководителя Театра наций):
«Нужно хорошо знать роман, чтобы в акробатических кувырканиях с барабаном угадать сцены животного секса на передовой. Не запретностью темы бьет наотмашь спектакль Кирилла Серебренникова, а откровением лучших сцен. Как эпизод расстрела генералом Зуковым (сами подставьте в начало фамилии соседнюю букву) солдат…»
Прошло двадцать лет.
В июле 2019-го состоялся Авиньонский фестиваль, Серебренников в рамках фестиваля представил спектакль "Outside"/"Аутсайд". Историю китайского порнографа Рена Ханга, рассказанную сквозь призму судьбы «мёртвого американца Роберта Мэпплторпа (умер от СПИДа). И тот, и другой - интеллектуалы, тонкие эстеты, любители снимать «члены и цветы».
В июле 2019-го состоялся Авиньонский фестиваль, Серебренников в рамках фестиваля представил спектакль "Outside"/"Аутсайд". Историю китайского порнографа Рена Ханга, рассказанную сквозь призму судьбы «мёртвого американца Роберта Мэпплторпа (умер от СПИДа). И тот, и другой - интеллектуалы, тонкие эстеты, любители снимать «члены и цветы».
С подробным описанием спектакля можно познакомиться на странице газеты "Московский комсомолец" (тираж под 700 000 экземпляров). Вот всего лишь фрагмент:
«Эстетика сцен гей-шоу высококультурная, по разряду VIP - красиво, динамично, неожиданно и местами забавно, - пишет театральный критик Марина Райкина. - Надо признать, что, рассказывая о фотографах, что балансировали на грани эротики и порнографии, Серебренников делает это не намеками и полунамеками. Ведь ребята эти - Ханг и Мэпплторп - выворачивались в своем творчестве так красиво-изощренно-извращенно, что, взявшись за тему, смешно было бы на что-то там намекать. Всё открыто, напоказ, члены красят».
Следует признать: социально-эстетическое влияние проектов Серебренникова на культурную жизнь России - бесспорно. В неизменной форме сохраняется до сих пор.
23 августа Мещанский районный Москвы суд в очередной раз рассмотрит дело АНО "Седьмая студия", "дело Серебренникова" - эвфемизм политического дела. Как только суд объявит оправдательный приговор, так сразу же "Outside"/"Аутсайд" с престижной площадки Авиньонского фестиваля переместится на сцену Большого театра. Премьера «заграничной штучки», как, впрочем, и премьера "Нуреева" два года назад, станет сенсацией, эпическим скандалом, еще одним громким «мировым событием».
Тогда как за кулисами - совсем другая история.
***
Есть книга Ариан Дольфюс "Рудольф Нуреев. Неистовый гений".
На страницах книги автор рассказывает о своей встрече в Париже с помощником генерального секретаря КПСС Михаила Горбачева:
«Речь шла о реабилитации знаменитых перебежчиках, на которых так долго показывали пальцем. Нуреев, Солженицын и Сахаров стали приоритетными фигурами нового режима. Ответственные лица КГБ были настроены крайне враждебно по отношению к этой реабилитационной политике, и мы организовали всё у них за спиной. Впрочем, это был единственный способ разрушить их систему».
Очевидно, Серебренников как «потенциальный перебежчик», - даже не блёклая моль гения Русского балета Нуреева.
Но и Россия сегодня - далеко не держава СССР.
Оригинал:
zavtra.ru См. также:
- 16.02.2018
Что восстановит и какую систему разрушит "Нуреев" в рамках гала-вечера "Иконы русского балета"? //
tekstus