Беовульф, смысловой уровень

Feb 18, 2017 14:14

18.02.2017 14:00
Оригинал взят у st1347 в Беовульф, смысловой уровень



Англосаксонская эпическая поэма «Беофульф», первая известная рукопись произведения датируется историками литературы 9 веком нашей эры. А сам эпос, разумеется, сложен гораздо раньше. Поэтому, сразу скажу, читать сложно. Не потому, что мы далеко ушли в развитии от людей той эпохи, а потому что формат подачи вечных истин, а Беовульф - это не блокбастер - это о вечном, сильно отличается от того к чему мы привыкли. Тоже самое можно было сказать и об Илиаде, которую мы читали в прошлом году.




У каждого произведения (каждого большого произведения, конечно) есть несколько смысловых слоев. И трудности восприятия связаны, главным образом, с тем первым слоем, который современному человеку почти совершенно чужд - сюжетные линии «Беовульфа» у нас не вызывают никакого сопереживания и отклика. Речь в поэме идет о битвах с чудищами, пирах дружинников и одаривании друг друга ценными подарками. Кстати, в гомеровских произведениях речь идет в существенной степени о том же. Условно можно сказать, что вся партитура «Беовульфа» составлена из этих трех аккордов - битвы, пиры, подарки.




Есть ли за этим первым слоем второй - смысловой? Да есть. Сюжет разворачивается вокруг некоего центра, Хеорота - дружинного дома, где пирует конунг со со своей дружиной и где он одаривает своих соратников драгоценными подарками. Кольцедаритель - одно из прозвищ конунга в поэме. Но вдруг, в этот центр мира под покровом ночи входит нечто чудовищное, несущее смерть и ужас. По сюжету, это исчадие ада - Грендель. Но что в основе сюжета, в чем его смысл? Грендель - потомок Каина, как говорит нам древний автор. Каин убил своего брата из зависти, об этом говорит Ветхий завет. В центр дружинного мира конунга Хродгара проникает не Грендель, а зависть, которая убивает дружинников одного за другим. Идиллия с раздачей подарков лучшим воинам оборачивается резней из зависти друг к другу по ночам. Литературные критики пишут, что Беовульф не исторический персонаж (а само произведение, как раз включает реальные исторические лица), а некий образ идеального героя. Его сражение с Гренделем - это аллегорическое описание борьбы воина со злом в самом себе. Первая схватка, а их в эпосе три - самая легкая. Беовульф дожидается Гренделя в зале Хеорота, притворяясь спящим и в момент, когда тот протягивает к нему свою лапу, хватает и отрывает ее. В предлагаемом смысловом прочтении Беовульф отрывает лапу у зависти и алчности. Таким образом герой проходит первое испытание.




Но вслед за ним следует новая битва. Зло встретило отпор, но не уничтожено до конца. У Гренделя есть мать - такое же чудовище и она заявляет о своем праве на месть. С ней Беовульф расправляется уже иначе. Грендель - образ внешнего зла, которому оторваны руки. Для того, чтобы уничтожить зло терзающее дружину до конца нужно нырнуть на глубину (конечно на глубину собственной души) и там уничтожить источник порока. Именно так описан второй поединок Беовульфа. Герой преследует мать Гренделя , затем опускается в пучину, в которой она обитает и вступает с ней в схватку. Эта битва оказывается гораздо более тяжелой для него, его меч бессилен против заговоренного чудища. Наступает момент, когда мать Гренделя опрокидывает Беовульфа и её пальцы сжимают горло героя. Победить Беовульфу помогает меч гигантов, который он срывает со стены логова Гренделя и его матери. Символика этого меча ясна не до конца. Но, видимо, смысл этого нюанса в том, что для победы над злом гнездящимся в душе человека ему необходимо прибегнуть к помощи неких внешних сил. Если Гренделя, то есть сам порок зависти, герой в состоянии преодолеть своими собственными силами, по поэме, буквально - голыми руками, то источник этого зла, спрятанный в глубине души героя одолеть можно только с волшебной помощью.




Беовульф выходит из этой схватки победителем. Другими словами он становится настоящим героем, готовым для того, чтобы идти этим путем - путем героя. Эпос повествует далее о том, что Беовульф 50 лет правит своим народом, прежде чем подходит ко своей главной битве - битве с Драконом. Если предыдущие сражения мы интерпретируем как победу героя над собой, героическую инициацию, то Змей - это некое объективно существующее зло. Что о нем говорит эпос? Дракон сторожил не сокрытое в земле золото древнего погибшего народа. Он не трогает живущих рядом с ним людей до тех пор, пока они не прикасаются к его сокровищам. Нельзя не увидеть здесь аллегории запечатанной двери за которой человека подстерегает нечто. Очень давно это нечто некто запечатал и заповедал к ему приближаться, но мало-помалу люди забыли о запрете и открыли дверь…




Стояли звери
Около двери.
В них стреляли,
Они умирали.

У этих строк из Стругацких есть продолжение , которое как мне кажется раскрывает их настоящий смысл:

Но нашлись те, кто их пожалели,
Те, кто открыл зверям эти двери.
Зверей встретили песни и добрый смех.

Звери вошли и убили всех.

Что открывает запечатанные двери? У Змея была украдена чаша и он получил повод и право вторгнуться в мир. Беовульф идет запечатывать дверь снова. Описание последней битвы Беовульфа интересно тем, что здесь он уже побеждает не в одиночку, а при помощи своего молодого дружинника, который становится затем его названным сыном. Кроме того интересно, что вся остальная дружина не выступает на помощь своему вождю. Здесь, я думаю, мы видим избрание нового героя, который в свое время должен будет повторить путь Беовульфа.




Будет ли этому конец? Будет, только если у Истории есть конец, как о том с восторгом писал в 89 году Френсис Фукуяма - «Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории.» Но, похоже, он сильно поторопился и История снова нуждается в тех, кто сможет ответить на её вызов.

Древний англосаксонский эпос датируемый приблизительно 7 веком нашей эры невероятно актуален сегодня.




Нельзя писать о книжке, не дав из нее ни одной цитаты. Вот цитата:

Всесильный Господь от щедрот своих
наделяет людей
властью и мудростью,
возвышает их, -
Бог, он всем вершит! -
он же в сердце
высокородного
поселяет страсть
любостяжания
и возводит его
на наследный престол,
ставит сильного
над дружиной,
над селеньями
и над землями
столь обширными,
что немудрому мнится,
будто нет пределов
владеньям его;
и богатство его возрастает,
и ни старость, ни хвори
не вредят ему,
беды и горести
пе мрачат души,
и мечи врагов
не грозят ему,
ибо целый мир
под пятой у него.
Он же не ведает,
что, покуда в нем
расцветала страсть
да гордыня росла,
в его сердце страж,
охранитель души.
задремал, почил,
сном пересиленный,
а губитель уже
тайно лук напряг
и направил стрелу,
от которой душа
под кольчугой не спрячется
под железною броней, -
нет спасенья

Собственно, то что я здесь писал, древний автор и сам явно сказал в поэме. Читайте книги! Приходите на литклуб!

литература, кино, Беовульф

Previous post Next post
Up