Обзор осуществления положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Sep 26, 2019 00:00



CEDAW/C/RUS/9.
Distr.: General. 10 October 2019
Original: Russian
English, French, Russian and Spanish only
Committee on the Elimination of Discrimination against Women
Ninth periodic report submitted by the Russian Federation under article 18 of the Convention, due in 2019*, **
[Date received: 26 September 2019]

Обзор (постатейный) осуществления положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

1. Настоящий доклад подготовлен во исполнение ст.18 Конвенции. При подготовке данного документа использовались Компиляция руководящих принципов в отношении формы и содержания докладов, представляемых государствами-участниками международных договоров по правам человека (HRI/GEN/2/Rev.6), резолюция 68/268 Генеральной Ассамблеи ООН «Укрепление и повышение эффективности функционирования системы договорных органов по правам человека», а также учитывались заключительные замечания Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин по итогам рассмотрения восьмого периодического доклада Российской Федерации о выполнении положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW/C/RUS/CO/8).

2. В настоящем докладе использованы сведения, представленные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России), Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России), Министерством просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России), Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), Министерством юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Министерством культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России), Министерством иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России), Федеральной службой государственной статистики (далее - Росстат), Федеральной службой исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее - Генпрокуратура России), Федеральным агентством по делам национальностей (далее - ФАДН России), Федеральной службой по труду и занятости (далее - Роструд), Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Часть I

Статья 1

Пункты 9-10 заключительных замечаний

3. Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. <...>

Статья 2

7. В целях улучшения положения женщин, обеспечения их прав и расширения возможностей принята Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы (далее - Стратегия). <...>

Статья 3

20. Обеспечение равноправия и расширение возможностей всех женщин и девочек в осуществлении прав является одной из основных целей Правительства Российской Федерации. <...>

Статья 4

Пункты 17-18 заключительных замечаний

39. В Российской Федерации не планируется введение временных специальных мер. Подробная информация по данному вопросу была представлена в пункте 140 восьмого периодического доклада.

Статья 5

Пункты 19-20 заключительных замечаний

40. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы нацелена на расширение возможностей женщин в сфере образования и науки, в том числе в целях получения профессионального образования в наиболее передовых областях экономики, предоставляющих широкие возможности для трудоустройства на высокооплачиваемые рабочие места в сфере труда без ущерба для семейной жизни, для сокращения разницы в оплате труда мужчин и женщин, для расширения возможностей занятости женщин в сфере малого и среднего предпринимательства, а также в сфере культуры, общественной и политической жизни, правовое просвещение. При наличии равенства де-юре, создание возможностей для пользования всеми правами человека на практике ведет к равенству де-факто.

41. В целях формирования и продвижения в общественном сознании позитивного образа женщины и демонстрации её роли в преобразовании мир, увеличения в средствах массовой информации (далее - СМИ) позитивной информации о достижениях женщин в различных сферах жизни в 2018 году под эгидой Евразийского женского форума создан информационно-коммуникационный интернет-портал «Евразийское женское сообщество», который является негосударственным независимым СМИ. За 2 года работы на портале размещено более 2000 оригинальных публикаций, в том числе о социально-активных женщинах - политиках и предпринимателях. В 2018 году портал посетило с более полутора миллионов человек из 150 стран мира.

42. На портале создан уникальный реестр из 2 тысяч женских организаций России. Портал предлагает возможность всем женским организациям создать собственную страницу и наполнить её информационными материалами. Данный информационный ресурс позволяет женским организациям активнее взаимодействовать между собой, предоставляет возможность привлекать их к участию в различных программах, координировать работу всех сайтов женских организаций, поддерживать постоянную новостную рубрику.

43. Государством предоставляется поддержка организациям, осуществляющим производство (выпуск), распространение и (или) тиражирование социально значимых проектов в области печатных и электронных СМИ.

Пункты 21-22 заключительных замечаний

44. В отчетный период работа по предотвращению насилия в отношении женщин осуществлялась путем правового просвещения женщин о принадлежащих им правах и способах их реализации, повышения их правовой осведомлённости и правовой культуры, разъяснения порядка и способов защиты принадлежащих им прав, предоставление женщинам, пострадавшим от домашнего насилия или находящимся в тяжёлой социальной ситуации, помощи в кризисных центрах и других стационарных и полустационарных организациях социального обслуживания населения субъектов Российской Федерации; разработки законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия в отношении женщин, проведения информационно-просветительских мероприятий в субъектах Российской Федерации в рамках глобальной кампании ООН «16 дней против насилия», оказания поддержки организациям, оказывающим помощь жертвам насилия.

45. Граждане, совершающие правонарушения в семейно-бытовой сфере, ставятся на профилактический учет с последующим проведением с ними профилактической работы. По состоянию на 1 января 2019 года на учете в органах внутренних дел состоит 88,7 тыс. лиц, совершающих правонарушения в семейно-бытовой сфере, с которыми сотрудники полиции проводят индивидуально-профилактическую работу.

46. В 2014 г. в Государственной Думе Российской Федерации был разработан проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия». В порядке законодательной инициативы данный документ был направлен в Правительство Российской Федерации. В отзыве Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2015 г. № 2307п-П4 отмечено, что проект закона поддерживается при условии его доработки с учетом замечаний, касающихся устранения противоречий, дублирования норм права, четкости определений, а также определения источников и порядка исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Доработанный в соответствии с замечаниями проект федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» был повторно направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации и по поручению Правительства Российской Федерации повторно рассмотрен в федеральных органах исполнительной власти.

47. 1 ноября 2016 года после рассмотрения законопроекта профильным Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей было принято решение вернуть проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы. В июле 2019 г. по поручению председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко сформирована межведомственная рабочая группа по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере предупреждения и профилактики семейного (бытового) насилия.

48. В целях гуманизации уголовного законодательства в 2016 году внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК России) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК России) в части совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности, которыми декриминализированы побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий. Одновременно Кодекс об административных правонарушениях (далее - КоАП) дополнен новой статьей 6.1.1 «Побои», устанавливающей административную ответственность за побои, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Данные нововведения не касались членов семьи и других близких родственников, причинивших физическую боль. В отношении них на тот момент продолжала применяться уголовная ответственность.

49. В 2017 году были внесены изменения в УК России, переводящие однократное совершение названных действий в отношении близких лиц в разряд административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 6.1.1. КоАП. «Побои». Повторное нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию по указанной статье, влечет уголовное преследование по статье 116.1 УК России «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию». Уголовная ответственность за повторное административное правонарушение направлена в том числе на своевременное выявление и противодействие фактам семейного насилия, противоправного поведения родителей и других лиц, склонных к совершению насильственных действий, а также в целях профилактики и предупреждения совершения более тяжких преступлений, например, бытовых убийств, которым предшествовала длительная конфликтная ситуация в семье. Более подробные сведения по данному вопросу представлены в Информации Российской Федерации в ответ на заключительные замечания (CEDAW/C/RUS/CO/8/Add/1).

50. Перевод противоправного деяния «побои» в сферу административно - деликтных отношений стал действенным превентивным инструментом предотвращения тяжких последствий указанных проступков. Кроме того, отнесение побоев к числу деяний, ответственность за которые наступает без учёта «пожеланий» пострадавшего, позволили выявить значительное число латентных деяний и обеспечить неотвратимость наказания за их совершение.

51. При снижении количества обращений граждан по факту нанесения побоев по итогам 2018 года на 16,9%, число лиц, привлеченных к административной и уголовной ответственности за допущенные нарушения, увеличилось на 9,9%.

52. Принятые меры дали положительные результаты. Если в 2015 году было совершено 4,3 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, то благодаря выявлению 48,0 тыс. (за 2 полугодие 2016 года) «административных» побоев, количество таких преступных деяний по итогам 2016 года снизилось до 3,9 тыс. (-9,5%). За счет пресечения в 2017 году 224,3 тыс. (+367,3%) административных правонарушений по статье 6.1.1 КоАП количество семейно-бытовых тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 11,3% (до 3,4 тыс.). За 2018 год снижение составило 4,6% (до 3,3 тыс.), при этом пресечено 248,3 тыс. (+10,7%) административных правонарушений в данной сфере.

53. В 2018 году зарегистрировано 34 тыс. преступлений, связанных с семейно-бытовым насилием. При этом 69,1% указанных преступлений совершено в отношении женщин и детей. В целом за 2018 год было зарегистрировано 8,0 тыс. случаев побоев и 2,6 тыс. преступлений, предусмотренных статьей 116.1 УК России, связанной с побоями, совершенными лицом, подвергнутым административному взысканию. Количество женщин, пострадавших от преступных деяний, предусмотренных статьей 116 УК России, составило 1,8 тыс., несовершеннолетних лиц - 1,1 тыс. человек. За четыре года (2015-2018 годы) число тяжких и особо тяжких преступлений в сфере семейно-бытовых сократилось на четверть (-23,4%). В 2018 г. сократилось число женщин, ставших жертвами преступлений (до 299,2 тыс. человек или на 6,7%), в том числе по преступлениям против жизни и здоровья (до 43,0 тыс. человек или на 9%). Таким образом, введенные в законодательство изменения позволили существенно снизить преступления в данной сфере.

54. Во всех субъектах Российской Федерации созданы организации социального обслуживания населения, в том числе кризисные центры или отделения для женщин, которые предоставляют социальные услуги бытового характера, социально-медицинского, психологического, педагогического, трудового, правового характера женщинам, попавшим в кризисную ситуацию, в том числе связанную с семейно-бытовым насилием. Организации социального обслуживания населения, помимо предоставления услуг, реализуют мероприятия, направленные на профилактику семейного и детского неблагополучия, жестокого обращения в семье, оказание комплексной помощи всем членам семьи и каждому в отдельности, в том числе и мужчинам, допустившим жестокое обращение. Проводится реабилитация и комплексное социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении, направленные на раннее выявление и профилактику семейного неблагополучия, жестокого обращения. Осуществляется выезд специалистов учреждений в семьи, предоставляются различные услуги по стабилизации ситуации в семье.

55. Кроме того, женщинам, попавшим в кризисную ситуацию, предоставляется помощь в кабинетах медико-социальной помощи в женских консультациях и центрах медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в которых работают психологи и специалисты по социальной работе.

56. Вопросы защиты прав женщин, запрета их дискриминации и соблюдения положений уголовного законодательства, касающихся запрета насилия в отношении женщин, включены в планы подготовки и переподготовки прокурорских работников Университета прокуратуры Российской Федерации и его филиалов (далее - Университет). Указанные вопросы освещаются в рамках дисциплин о прокурорском надзоре за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, за соблюдением установленного порядка проведения расследования преступлений и за исполнением законов, соответствием законам правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

57. Университетом проводятся научные исследования по вопросам защиты прав женщин средствами прокурорского надзора, международно-правового сотрудничества в сфере защиты прав женщин, уголовно-правовой защиты прав и законных интересов женщин, потерпевших от преступлений, а также по криминологическим аспектам преступности в отношении женщин.

58. В целях повышения профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел в 2018 году в территориальные органы МВД России направлены информационно-аналитические материалы по вопросам профилактики насилия в отношении женщин.

59. В целях повышения осведомленности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и формирования компетенций в сфере противодействия насилию в отношении женщин в учреждениях и органах УИС в октябре-ноябре 2018 г. проведены дополнительные занятия по вопросам насилия в отношении женщин в рамках профессиональной служебной подготовки.

60. Информационно-пропагандистская работа по профилактике насилия в отношении женщин проводится на уровне субъектов Российской Федерации. Проведены международные научно-практические конференции по теме: «Ребенок и семья. Роль государства и общества в профилактике семейного насилия» (Липецк, 2017), «Женщины против насилия» (Москва, 2017).

61. Совместно с Советом Европы при финансовой поддержке Европейского союза реализуется проект по сотрудничеству в осуществлении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы по направлению «Профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин». Участниками проекта являются Совет Европы, Минтруд России, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, МИД России.

62. В рамках проекта в 2019 г. в Астрахани состоялся семинар на тему «Межведомственное сотрудничество - модели предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин в регионах». В семинаре приняли участие представители Совета Европы, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Минтруда России, Минздрава России, МВД России, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, заместители руководителей субъектов Приволжского и Южного федеральных округов, курирующие социальные вопросы, а также представители научного сообщества и неправительственных организаций. На семинаре были представлены модели межведомственного взаимодействия по реагированию на случаи насилия в отношении женщин, лучшие российские региональные практики в данной области (Астраханской, Саратовской, Ульяновской, Волгоградской областей, Пермского края и Удмуртской Республики). Международный опыт в области предупреждения насилия в отношении женщин представлен экспертами из Швеции, Нидерландов и Болгарии.
<...>

Статья 6

Пункты 25- 26 заключительных замечаний

65. Работа по выявлению лиц, занимающихся торговлей людьми, вовлечением в занятие проституцией и организацией данной преступной деятельности с использованием сети Интернет, ведется на постоянной основе. <...>

Часть II

Статья 7

Пункты 27-28 заключительных замечаний

82. Вопросы участия женщин в политической и общественной жизни регламентированы федеральными законами (см. пункт 133 8-го периодического доклада). <...>

Статья 8

93. В Российской Федерации женщины имеют возможность на равных условиях с мужчинами и без какой-либо дискриминации представлять страну на международном уровне и участвовать в работе международных организаций.
<...>

Статья 9

105. В отчетный период в федеральные законы « О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» внесены изменения, которыми упрощены процедуры получения нового статуса иностранными гражданами, в том числе разрешения на временное проживание, на законных основаниях до получения вида на жительство; установлена возможность льготного принятия гражданского статуса русскоязычным гражданам бывших республик Советского Союза. <...>

Часть III

Статья 10

110. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования в Российской Федерации основаны на принципах обеспечения права каждого человека на образование и недопустимости дискриминации в сфере образования. <...>

Статья 11

Пункты 33-34 заключительных замечаний

118. Одним из направлений Национальной стратегией действий в интересах женщин на 2017-2022 годы является обеспечение повышения конкурентоспособности и востребованности на рынке труда женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность, в изучение математических и естественных наук, повышение цифровой грамотности и совершенствование цифровых навыков.
<...>

Статья 12

Пункты 35-36 заключительных замечаний

131. Охрана здоровья женщин является одним из важных направлений работы Правительства Российской Федерации. <...>

Статья 13

159. О системе установленных на федеральном уровне государственных пособий гражданам, имеющим детей, информация представлена в 8-м периодическом докладе (пункты 205-208), а также в объединенных 6-м и 7-м докладах (пункт 13).
<...>

Статья 14

Пункты 37-38 заключительных замечаний

172. На селе проживает 37,6 млн. человек или 25,6% населения России, из них 19,2 млн. женщин, из них в трудоспособном возрасте - 9,2 млн. женщин, 6,6 млн. женщин старше трудоспособного возраста. <...>

Статья 16

185. В 2018 году внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации в части регулирования вопросов общей собственности супругов. <...>

Сбор данных

Пункты 47-48 заключительных замечаний

199. В Российской Федерации на постоянной основе осуществляется сбор информации о положении женщин.

200. Основная статистическая информация размещена в сборнике Росстата «Женщины и мужчины в Российской Федерации». В сборнике, изданном в 2018 году, представлены данные о численности женщин и мужчин, их возрастной структуре, ожидаемой продолжительности жизни, миграционных потоках, уровне образования, подготовке учащихся и студентов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, о заболеваемости, занятости женщин и мужчин по видам экономической деятельности, в федеральных органах и органах субъектов Российской Федерации законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, органов местного самоуправления, уровне заработной платы работников, а также другие сведения, характеризующие положения женщин и мужчин в России.
<...>
__________
* The present document is being issued without formal editing.
** The annexes to the present report are on file with the Secretariat and are available for consultation. They may also be accessed from the web page of the Committee.

Полностью: tbinternet.ohchr.org DOCX DOCX-2



CEDAW/C/RUS/CO/8/Add.1
Distr.: General.
24 April 2018

Original: Russian
English, French, Russian and Spanish only

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Заключительные замечания по восьмому периодическому докладу Российской Федерации
Добавление
Информация, представленная Российской Федерацией в ответ на заключительные замечания*
[Дата получения: 24 апреля 2018 года]

Подпункты (а), (b) пункта 14

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта
2017 года № 410-р утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы.

Стратегия определяет основные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод и создание равных возможностей для их осуществления женщинами в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Основными направлениями Стратегии являются создание условий для со-хранения здоровья женщин всех возрастов; улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния; профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин; расширение участия женщин в общественно-политической жизни и совершенствование государственной статистики, характеризующей положение женщин в обществе.
<...>

Подпункт (а) пункта 22

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» часть 1 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК России) была декриминализована, а ее состав был переведен в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, статья 116 УК России была дополнена примечанием, содержащим определение «близкие лица», к которым были отнесены супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, опекуны, попечители, лица, состоящие в свойстве с обвиняемым или ведущие с ним общее хозяйство.

Вместе с тем в результате внесенных изменений сложилась неоднозначная ситуация, когда за побои, нанесенные близким лицам, уголовная ответственность наступала при первом случае совершения преступления, а побои, нанесенные иным лицам, рассматривались как административные правонарушения.

Одновременно была выявлена еще одна правовая коллизия. Так, за нанесение побоев близким лицам без причинения вреда здоровью предусматривалось в качестве максимального наказания лишение свободы на срок до двух лет, а если здоровью был нанесен легкий вред, то максимальным наказанием являлся арест до четырех месяцев.

Кроме того, в соответствии со статьей 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации преступления против близких лиц переводились из состава частных в частно-публичные обвинения, по которым уголовные дела, возбужденные по статье 116 УК России в отношении близкого лица, нельзя было прекратить за примирением сторон.

Данные положения закона, получившего название «закон о шлепках», вызвали широкую волну протестов родительской общественности по всей стране. В связи с поступившими от значительного числа граждан предложениями по ликвидации возникших коллизий статью 116 УК России было решено доработать.

В итоге был принят Федеральный закон от 7 февраля 2017 года № 8-ФЗ, согласно которому побои и иные насильственные действия, совершенные впервые в отношении близких лиц, переведены в разряд административных правонарушений. Ответственность за них наступает в соответствии со статьей 6.1.1 «Побои» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность за побои в отношении близких лиц теперь возможна только при их повторном нанесении. В этом случае будет применена статья 116.1 УК России «Нанесение побоев лицом, подвергнутым администра-тивному наказанию». Уголовная ответственность за повторное административное правонарушение направлена в том числе на своевременное выявление и противодействие фактам семейного насилия, противоправного поведения родителей и других лиц, склонных к совершению насильственных действий, а также в целях профилактики и предупреждения совершения более тяжких преступлений, например, бытовых убийств, которым предшествовала длительная конфликтная ситуация в семье.

В Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017-2022 годы включен раздел «Профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин». В рамках его реализации предполагается совершенствование законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия, а также совершенствование и либерализация законодательства в отношении женщин, находящихся в местах лишения свободы за совершение нетяжких преступлений, в том числе женщин, имеющих детей; развитие системы социализации и ресоциализации женщин, освобожденных из мест лишения свободы.

Решение указанных задач предполагает реализацию следующих мер:

1) формирование эффективных моделей профилактики насилия в отношении женщин и детей;
2) расширение практики проведения информационно-образовательных мероприятий по вопросам профилактики насилия в отношении женщин, в том числе для сотрудников правоохранительных органов, судей, сотрудников организаций здравоохранения, психологов и социальных работников, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях;
3) развитие и укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих услуги женщинам и детям, пострадавшим (страдающим) от насилия в семье, сексуального насилия и других форм насилия, в том числе кризисных центров для женщин как меры безопасности на период разрешения конфликта, в том числе семейного, ставшего причиной насилия;
4) оказание содействие некоммерческим организациям, предоставляющим убежище жертвам насилия и оказывающим им психологическую и социальную поддержку;
5) разработка и внедрение воспитательных и обучающих программ по ненасильственным методам разрешения конфликтов для детей, подростков и молодежи;
6) совершенствование статистического учета по видам преступлений в отношении женщин;
7) оказание социально-правовой и социально-психологической поддержки женщинам, освободившимся из мест лишения свободы, содействие их социальной адаптации, социализации и ресоциализации.

В рамках реализации Национальной стратегии планируется продолжить работу по совершенствованию законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрено предоставление социальных услуг лицам, пострадавшим от насилия. Организация системы социального обслуживания граждан в субъекте Российской Федерации относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы создания организаций социального обслуживания, установления перечня социальных услуг и порядка их предоставления регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно с учетом потребностей населения, социально-экономических, демографических и географических особенностей региона.

В номенклатуру организаций социального обслуживания входят учреждения социального обслуживания семьи и детей, включая социально-реабилитационные центры, в том числе для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; кризисные центры помощи женщинам; центры психолого-педагогической помощи населению; центры социального обслуживания населения; социальные приюты; социальные гостиницы; иные организации, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание.

В них представляются различные виды социальных услуг:

1) социально-бытовые (поддержание жизнедеятельности в быту);
2) социально-медицинские (поддержание и сохранение здоровья, орга-низация ухода, систематическое наблюдение для выявления отклонений в состоянии здоровья);
3) социально-психологические (оказание помощи в коррекции психо-логического состояния получателей для адаптации в социальной среде, оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия);
4) социально-педагогические (профилактика отклонений в поведении и развитии личности, формирование у них позитивных интересов, организация досуга, оказание помощи семье в воспитании детей);
5) социально-трудовые (оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией);
6) социально-правовые (оказание помощи в получении юридических услуг в защите прав и законных интересов);
7) услуги для инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или набором продуктов, одеждой и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилья, юридической помощи, экстренной психологической помощи; иные срочные социальные услуги).

Основанием для предоставления социальных услуг является наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, а также наличие насилия в семье. Услуги предоставляются как в стационарной форме, так и в полустационарной форме и на дому. Работает всероссийский телефон доверия для пострадавших от насилия.

Осуществляется сбор данных (с разбивкой по полу, возрасту и числу учреждений) по форме государственного статистического наблюдения «Сведения о лицах, обратившихся в учреждения социального обслуживания семьи и детей», содержащей сведения о клиентах социальных служб, обратившихся по причине насильственных действий.
__________
* Настоящий документ выпускается без официального редактирования.

Полностью: tbinternet.ohchr.org DOC DOCX PDF DOC-2 DOCX-2 PDF-2

См. также:

- ООН. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (URS) // tekstus
- ООН. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (RUS) // tekstus
- 20.11.2019 Домашнее насилие в России // Википедия

КЛДЖ, 116-УК, семья, насилие, СБН, закон, cedaw, дискриминация

Previous post Next post
Up