"Izvestiia (Rossiia)" | Date:01-25-95(IZV-No.014) | Size:12,047 Kb. | Words: 1746
ЛЮБОВНЫЕ СЕРЕНАДЫ В АМЕРИКАНСКИХ КПЗ
Юрий ФЕОФАНОВ, "Известия"
Как-то мы с приятелем отдыхали в деревне Поповка под Касимовым. Поселились у пастуха Аркадьича и зажили простой деревенской жизнью. И каждый вечер наблюдали такую сцену в избе напротив. Возвращался с работы хозяин, молодой красавец Костя в дым пьяный. Через полчаса жена с детьми выскакивала в одно окно, теща в другое - Костя громил все подряд. К ночи домочадцы возвращались. Ранним утром трезвый Костя колол дрова, поправлял забор, что-то еще делал по хозяйству, а вечером все повторялось. Наезжал участковый, в партком колхозный Костю вызывали, в товарищеский суд: "А что с ним сделаешь, дело семейное, никого же не убил".
Вот это из вечера в вечер повторяющееся бесчинство я мысленно перенес на американскую почву. Как бы все выглядело, если бы в Касимовском районе действовали "их нравы"? Тут были бы возможны два варианта: либо Костя "с первой попытки" сидел бы за решеткой; либо город Касимов, осуществлявший юрисдикцию над Поповкой, пошел бы с торгов со всем своим промышленным потенциалом.
Правда, лет двадцать назад и в Америке все было бы так же: дело это частное, "мой дом - моя крепость". Возможно, не так буйно, не "по-русски" происходили семейные сцены, тем не менее "замков Броуди" было предостаточно. И это были не только нравы, но и право. Римское право наделяло отца семейства ("домовладыку", как он официально назывался) абсолютной властью вплоть до продажи детей в рабство. Британское общее право не так уж и давно лишало жену избирательного голоса, права распоряжаться имуществом и даже регламентировало, что муж может бить жену палкой не толще пальца. Ушли в небытие юридические установки, но нравы сохранялись. Мужская тирания господствовала в американских семьях, а полиция и власти умывали руки: нет законных оснований, государство не должно вмешиваться в частную жизнь.
Но в 1979 году некая Трейси Торман из города Торрингтон, штат Коннектикут, вчинила иск городским властям за неоказание помощи по многочисленным жалобам на мужа, который систематически ее избивал.
Должен заметить, что в Америке довольно легко начать судебный процесс по любому, иногда до смешного вздорному поводу. Умер один курящий человек лет 70 от роду: родственники вчинили иск табачной компании, рекламировавшей свою продукцию: они, де, виноваты в преждевременной смерти дорогого папы. Дама обожгла ногу, пролив в кафе горячий чай - судебный иск за несовершенство обслуживания. Начать процесс, словом, просто, а вот довести его до конца, даже если ты борешься за абсолютно правое дело, очень дорого: оплата адвокатов (а без адвоката в Америке вести дело невозможно) способна поглотить все предполагаемые выгоды. Трейси была настойчива, а ее адвокаты знали свое дело. Им удалось убедить суд, что коль 14-я поправка к Конституции дает право на правосудие всем гражданам США, то иск миссис Торман должен быть рассмотрен. Заметьте: не жалобу на мужа, а иск к городским властям. Суд постановил: за неоказание помощи и за отказ в правосудии город должен возместить миссис Торман ущерб в размере 2,8 миллиона долларов. При том, что бюджет полиции этого города - 3 млн.долларов.
Не этот один случай, понятно, повлиял на коренное изменение отношений семьи и государства в Америке. Поднялось достаточно мощное женское движение в защиту жен от тирании мужей. Выдвинули ряд тезисов или лозунгов, если хотите: Бог создал равными мужчин и женщин; личность неприкосновенна и должна быть под защитой закона.
Общественное мнение в США - действенная сила: с ним власти не могли не считаться. Не знаю, объявляли они семью "ячейкой государства" или нет, но под защиту взяли с американской деловитостью. Подсчитали, что в стране каждые 15 секунд (!) обижают женщину, что убийства на "бытовой почве" занимают второе место - после связанных с наркотиками; что убытки от семейных конфликтов (невыход на работу, страховки, лечение) составляют до пяти миллиардов долларов. А тут еще в Индианаполисе произошла трагедия: некто Алан Бьянко убил свою жену Алису, когда та обратилась за помощью в полицию. И тогда штат Индиана принял закон: избиение жены мужем считать уголовным преступлением.
Как известно по нашей практике, принять закон - это даже не полдела, это чаще всего не более чем декларация, до воплощения в реальность которой далеко, если она вообще когда-нибудь реализуется. Американская государственная практика основывается на незыблемом как камень постулате: право только тогда право, когда оно обеспечено государственной защитой. И сколь бы деликатными не казались отношения, связанные со вторжением в семейные дела, американское государство решительно, я бы даже сказал, слишком решительно сдергивает альковные занавеси, если возникает хоть малейшая угроза жизни, здоровью или достоинству слабой стороны, будь то женщина или мужчина.
Прежде всего провели научно-психологические разработки и установили, что вопреки утверждению Льва Николаевича, все несчастные семьи несчастны тоже одинаково. Определили так называемый "цикл жестокости" - "от медового месяца до убийства". У всех ведь начинается с любви и цветов, потом. хозяйка плохая, "встретил другую"; начинается эскалация раздражения, это переходит в физические действия и слишком часто все кончается трагедией. Законодатели дали юридическое определение "домашней жестокости" и предписали полиции вторгаться в семью именно на той стадии, когда не поздно прервать "цикл жестокости". Полиции дали точные инструкции, как действовать в конкретных условиях.
Происходит это так. Предположим, позвонила в полицию жена: бьет муж; или соседи сообщили: рядом происходит "семейная сцена". Надо сказать,в Америке "стукачей" больше, чем у нас - там только не стучат по политическим мотивам, а за соседями следят бдительно. Через пять минут у дома останавливается полицейская машина. Строго по инструкции полицейский обязан: визуально оценить, есть ли следы побоев - достаточно красноты от пощечины, чтобы зафиксировать факт насилия; опросить конфликтующие стороны; получить показания соседей; установить не было ли раньше "случаев". И если полицейский убедился, что насилие над женой было, он обязан тут же арестовать мужа. Подчеркну: вовсе не обязательны видимые следы побоев - достаточно убеждения, что женщину обидели действием. Словом, руганью, хоть последними словами - сколько угодно, ибо свято конституционное право свободы слова. А поднять руку не смей.
Установив факт насилия (хотя бы пощечины), полицейский арестовывает мужа и доставляет в тюрьму - утром он его представит судье, и тот решит, что с ним делать. Полицейский не отступит, даже если жена к моменту его приезда будет уверять, что у них все в порядке, что они уже все уладили. Мольбы и слезы не помогут: арест безоговорочный; и ни под какой залог до судьи не выпустят; закон есть закон - в Америке это не фраза. И звучат в американских КПЗ любовные серенады, но слышит их только судья.
Судья решает дело в зависимости от характера конфликта и последствий. Если это не первый случай, побои серьезны, предшествующее поведение мужа плохое - тюрьма. Если первый раз и ничего страшного не произошло, приговор такой: посещать лекции о семейной этике в специальном центре - от нескольких лекций до годичного цикла; причем лекции платные, если семейный дебошир имеет средства.
Честно говоря, у меня вызвали некоторые сомнения такая жесткая практика американской юстиции. Конечно, буйного хулигана вроде Кости из Поповки, надо образумливать хоть бы и тюрьмой. Но повздорившие добропорядочные супруги, звонок в полицию сгоряча, соседи. и вдруг арест, уголовное дело, приговор. Не слишком ли? Не много ли берет на себя государство? Вопрос, конечно, спорный. Но государство-то не наше, американское; им виднее как жить. К тому же они не ограничиваются только репрессией.
Принимая столь жесткие меры, американская юстиция отнюдь не закрывает пути к примирению, к восстановлению семьи, только делает это не через общественность, а через судебную процедуру. Надо иметь в виду, что обращение в суд в Америке самое нормальное дело. Право имеет для американцев некое мистическое значение, пишет юрист Вильям Бурнам: "мы уважаем право до страсти, как будто это сама религия". Обратиться в суд за защитой своих прав так же естественно, как воззвать к Богу. У нас к суду совсем иное отношение. Александр Солженицын это выразил так: "Общество, в которое нет других весов, кроме юридических, мало достойно человека". Может это для России и так. Но в 1993 году из-за отсутствия "юридических весов" мужьями было убито у нас 15 тысяч жен, 55 тысяч получили увечья, сделавшие их инвалидами. А избиения без тяжких последствий? Если "просто синяк под глазом"? В милиции и разговаривать не станут. Да жена не обратится туда, понимая, что это безнадежно. В крайнем случае "уедет к маме" или скроется у подруги.
В Америке не принято убегать от деспота-мужа к маме или подруге. Но куда укрыться есть - и это тоже обеспечило государство. В штате Индиана, например, создано 24 так называемых "шелторов" - это убежища, куда может укрыться женщина одна или с детьми, если дома создалась нетерпимая обстановка, или она просто боится оставаться наедине с мужем. В одном таком убежище в городе Форт Вейн мы побывали.
Это отдельный дом за легким забором, адрес его засекречен, чтобы муж не узнал, куда укрылась жена (если узнает, женщину переведут в другое место). Обстановка спартанская: не курорт, но и не работный дом. Живут в комнатах на 2-4 человек. Убежище может принять 50 женщин, во время нашего посещения там было их 29. Режим свободный, надо лишь отметиться, когда ушла и когда предположительно вернешься; кто работает - продолжают работу; в самом убежище никакого принудительного труда - только самообслуживание. Комната отдыха, приличное питание, медицинское обслуживание. Но главная задача убежища: разъяснить жене ее законные права, помочь отстоять их в суде в случае разрыва с мужем. Если семья распадется, судья может издать приказ: муж не должен приближаться к дому бывшей жены на 300 (или 30) футов - и, будьте спокойны, в случае нарушения приказа, наступят серьезные неприятности.
- Мы готовим женщину к судебному процессу, - рассказывала нам директор заведения Бетти Хилл, - внушаем ей чувство защищенности со стороны юстиции. Действуем по официальным канонам, . которая называется "Программа помощи жертвам семейных преступлений". Арест семейного дебошира и укрытие жены в шелторе - это "скорая помощь" семье.
- А все-таки, - задал я вопрос, - не лучше ли оставить семью в покое, если супруги и без полиции примирились? Не разрушаете ли вы семью столь жестким вмешательством?
- Оставить семью в покое? Но слишком часто вместо лекции может оказаться электрический стул, - ответила Бетти.
Побывали мы и там, где буйных мужей укрощают лекциями - это учреждение называется "Центр ненасилия". Здесь тоже все поставлено по-американски деловито. Квалифицированные психологи пытаются ломать тысячелетние постулаты права силы. Да, человечество взросло на "синдроме босса" - культе вожака стаи, вождя племени, римском домовладыки, главы семейного клана, мужа, которого должна бояться жена. Американцы задумали сломать, быть может, самую окостеневшую традицию, исходя из того, что Бог создал всех людей равными, мужчин и женщин.
Удастся ли им это? На пользу ли это каждой отдельной семье? Бог один то ведает, а лишь время даст ответ. Возможны ли такие посевы на нашей родной российской почве? Ответы еще более гадательны. Но познакомиться с их нравами и их юстицией полезно. А именно для этого и пригласила в Америку Академия развития образования для СНГ группу журналистов. Программу эту финансирует Конгресс США. Кто-то может усмотреть здесь коварный план развращения бывших советских людей американским образом жизни. что касается американской юстиции, то очень бы полезно было нам "развратиться" по их образцам.