Тестов В.А. в школе Щетинина
«Когда бывает, что самые маленькие шалят, кричит ребёнок, я выхожу и начинаю обычно так:
- Слушай, ты не знаешь кто здесь так орал? Ну невозможно как громко кричал! Я в кабинете слышу, думаю кто-то орёт? Ужас! Ну невозможно работать! Пойди, пожалуйста, найди и приведи мне этого человека! ну невозможно работать!
И всё! Я перевёл его внимание на недостаток. Он даже не соединил его с собой. И он искренне ищет того, кто орал. Это вообще свойственно детям. Они же торжествуют, не признают в себе плохого. И когда ребёнок вам говорит, что он не крал, а вы говорите ему, что украл. Не надо его припечатывать к этому. Потому что человек, ребёнок растёт из совести.
Учитель всегда на стороне ребёнка! «Ты этого сделать не мог. Ты никогда этого не сделаешь! Я тебе верю!». Это очень важно.
Не надо бояться, он не обманет. Но вот когда вы его припечатаете и когда ему нечего будет стыдится, не перед кем ему будет подтягиваться… Как перед гостем, который к вам приходит - всё самое лучшее о ребёнке.
Когда ребёнок хочет быть хорошим, но у него не получается, а мама такая требовательная и хочет, чтобы всё сразу было хорошо и начинает рассказывать про то, что он и сам знает, что плохо - ты там плохо, ты там плохо, и там ты плохо… Ему уже совсем нехорошо, и он начинает скандалить с матерью, он бросает школу, уходит из дома. Но уходит от такого своего положения в мире. Мама огорчена, «ничего я не могу сделать?».
И когда мама начинает рассказывать какой сын плохой, обычно я прошу, ищу повод, чтобы она вышла. И я ему говорю: «Слушай, ты до чего мать довёл! Ты видишь, что она тебя любит! Мы с вами видим - любит она тебя! Но она так хочет, чтобы ты скорее был большим, поэтому вынуждена прямо говорить. До чего ж ты мать довёл!»
А ей я говорю: «Никогда больше, никогда не говорите плохое о своём ребёнке, как сама о себе.
Потому что работа у вас в Едином, во всём поле жизни. Поэтому только хорошее! Только хорошее!».
Отрывок из книги «Школа академика Щетинина. Невозможное возможно».