СОХРАНИМ ПАМЯТЬ О МИХАИЛЕ ПЕТРОВИЧЕ ЩЕТИНИНЕ

Nov 28, 2020 17:53


Юрий Кольцов
СОХРАНИМ ПАМЯТЬ О МИХАИЛЕ ПЕТРОВИЧЕ ЩЕТИНИНЕ



Заканчиваю работу над книгой о Щетинине и его школе «ШКОЛА АКАДЕМИКА ЩЕТИНИНА. КАКОЙ Я ЕЁ ЗАПОМНИЛ».
Книга получается большой, более 500 страниц, много фотографий. На издание книги нужны финансы.
Однажды мне удалось собрать 6000 долларов на именную шашку казачьему полковнику Щетинину.
Книга про народного учителя должна быть издана на народные средства.
Как во время Великой Отечественной народ собирал средства на боевые самолёты и танки, так и нам сегодня нужно собрать средства на издание книги памяти о человеке, который показал какой должна быть школа не только будущего, но и настоящего.
У кого сердце откликается на эту идею, сообщаю телефон, к которому прикреплена моя пенсионная карта Сбербанка +7 911 459 6227
Просьба не звонить, а писать в личку.
Я постоянно вспоминаю своё общение с Михаилом Петровичем, с учениками, с сотрудниками школы.
Несколько раз я был с Михаилом Петровичем на протяжении всего дня - встречались в 9.00 в его кабинете и до самого отбоя я находился рядом с ним. Рабочий день порой заканчивался в 23 часа.
Мы и два администратора сидели в кабинете, уставший Михаил Петрович стал говорить о самом важном для него в этот день. Потом администраторы по очереди рассказали, чем для них был важен прошедший день. Затем все трое обратили взор в мою сторону.
Я понял, что они ждут что скажу? Это был для меня неожиданно, я не знал, что в школе каждый день заканчивается подведением итогов. Слава Богу, важное для себя я видел в школе каждый день и рассказал об этом.
К сожалению, очень много сказанного Щетининым невосполнимо утрачено. Для сотрудников всё, что говорил Михаил Петрович было обычным явлением и никто не записывал, не фиксировал слова и мысли учителя-философа, учителя-новатора, учителя-мыслителя.
Однажды я встретил Щетинина на территории школы, появилась возможность пообщаться. Я спросил почему он не напишет продолжение своей книги «Объять необъятное»? Много желающих прочитать продолжение!
- Я каждый день пишу книгу там! - и показал пальцем в небо.
- Михаил Петрович, но оттуда прочитать её невозможно, все привыкли книгу в руках держать, читать, конспектировать…
- Мне некогда!
- Тогда я попробую написать! - неожиданно для себя сказал я.
Михаил Петрович внимательно посмотрел на меня.
- Попробуй! - и пошёл к группе детей.
Я решил попробовать…
В течении семи лет я записывал всё, что запоминал из бесед Щетинина с гостями, с учащимися, как говорится «по горячим следам», мы беседовали достаточно часто. Записывал какие-то цитаты из его ранних публичных выступлений и интервью, которые были для меня важны в тот момент.
Я решил выполнить своё обещание Михаилу Петровичу, вернее сделать вторую попытку.
Первый, пробный вариант книги «Школа академика Щетинина. Попытка встретиться» в 1000 экземпляров я издал в 2007 году, тираж быстро разошёлся, но переиздавать книгу не стал, подумал, что достаточно. Я сделал попытку встретиться с Щетининым, и мне она удалась.
Но сейчас у меня появилось ощущение незаконченности начатого дела. Я должен издать полную версию своих воспоминаний о Щетинине и его школе.
Оглядываясь назад и вспоминая Михаила Петровича Щетинина мне трудно дать ему короткое определение.
Иногда он мне напоминал святого Франциска Ассизского, который любил общаться с птичками, цветочками, деревьями....
Для Щетинина было естественным не просто любоваться красотой цветка - он мог встать на колени и понюхать его.
Он подходил к ульям и протягивал руки к пчёлам.
Однажды я видел, как Михаил Петрович, увидев маленького муравья на своём рабочем столе в кабинете дал ему залезть на палец, открыл окно и выпустил его на «свободу».
Когда я с ним общался, то передо мной был учёный, философ, глубина и размах его мыслей были просто безграничны. Кто-то из-за этого не понимал его.
Когда я смотрел как Михаил Петрович общался с детьми, то видел Учителя от Бога, который создал для детей и с детьми уникальную систему образования, воспитания и формирования целостной личности.
Иногда я в нём видел сказочника, былинного сказителя, сохранившего память тысячелетий.
Иногда я не мог дать определение Щетинину. Например, многие слышали от Михаила Петровича такую мысль: «Наша школа держит мир на Кавказе!». Школу закрыли - началась война между Арменией и Азербайджаном. Может это случайное совпадение, а может и нет.
Когда Щетинин молчал, то хотелось молчать вместе с ним. Но это была не минута молчания. Это был такой же творческий процесс.
Когда, начиная рабочий день Михаил Петрович молился в своём кабинете, то мне он представлялся монахом, старцем.
У Михаила Петровича не было своей квартиры, загородного дома или своего родового поместья. Жил он на территории своей школы вместе с детьми и сотрудниками.
Его рабочий стол был абсолютно чистым - ни бумаг или документов, ни компьютера, ни ноутбука, у него не было даже своего телефона.
У него не было отпусков. Вместо отпуска он иногда выезжал в горы.
Михаил Петрович просто жил любимым делом, а все сотрудники школы - были одной большой семьёй.
Этот человек покорил мой ум, выдвигая целый ряд идей в области образования, от фундаментальных до наиболее частных. Его высказывания прояснили многие вопросы, долгое время остававшиеся для меня не разрешёнными.
Он заставил меня на многое взглянуть по-новому.
Михаил Петрович с каждым человеком, будь то ученик или впервые приехавший к нему, говорил как с самым близким ему человеком. И всем он находил время и нужное слово.
C подлинно философской глубиной Михаил Петрович показывал взаимосвязь вещей, между которыми на первый взгляд мне казалось нет ничего общего.
Хороших и талантливых учителей много, им можно присваивать звания и вручать награды. А за то, чем владел Щетинин, званий не дают, и их невозможно перенять, внешне копируя, и невозможно тиражировать в методичках. Но можно распространять, создавая условия для таких школ. Как в природе улей роится не по приказу, а по благоприятным условиям.
К сожалению, такие условия государство пока не т что не готово предоставлять, оно даже единственную в мире школу уничтожило.
Михаила Петровича Щетинина будут помнить во всём мире, во все времена. Но никто не вспомнит министров и чиновников, уничтоживших великое наследие самобытного российского педагога-новатора, опередившего своё время, создавшего школу будущего России.
Щетинин оставил яркий след в мировой педагогике, человек, опередивший своё время, автор главного педагогического чуда планеты, мыслителя, выдающегося деятеля нашей культуры.
И как порой бывает - сначала всё новое отвергается, принимается в штыки, порой даже уничтожается, затем допускается и только потом принимается как должное!
Когда увиденные фрагменты выстраиваются в целостную картину, то видишь достаточно мудрого и сильного человека, способного не только говорить…
Несмотря на всю ограниченность моих знаний и недостаточность опыта, я постарался описать то, что сам увидел, почувствовал и пережил в школе академика Щетинина.
Естественно, мой взгляд на школу Щетинина не претендует на всестороннее и глубокое исследование. Я постарался увидеть и почувствовать Школу будущего изнутри.
Закончу словами Михаила Петровича Щетинина:
«Мне хотелось, чтобы была единая школа, работающая на одну цель - человека. И чтобы в основе любой деятельности лежало служение Отечеству…
Вокруг меня всегда было немало людей, которые жили тем же, чем жил и я. Мы глубоко верили, что придёт час лучшего обустройства жизни. И мы служили этому часу. Я и сейчас ему служу. Добро закономерно, зло временно. Даже если будет ещё 300 лет тьмы, зло бессильно…
Мы в Текосе работаем на будущее. Мы торопимся ответить на вопрос, что нужно ребёнку для развития его по максимуму? Какие нужны внешние обстоятельства для наилучшего развития?
Мы создаём такой образ жизни, который, по нашим представлениям, адекватен природе ребёнка.
Ребёнок сам строит себе жизнь, сотрудничая с коллегами, как по возрасту, так и по смыслу пути…
Мы прошли трудную школу в Текосе. Бороться пришлось за всё. Чтоб были крыша над головой, столовая, хлеб, мебель... Даже за само право учить и учиться…».
Пошли жить!
Только поставил точку, и вспомнил как однажды в Школу приехала группа иностранцев, по-моему, из Чехии. Они неплохо говорили по-русски и просили разрешения у Михаила Петровича поработать вместе с детьми на стройке. Щетинин поинтересовался, где они остановились, нужна ли машина или другая помощь.
Молодой человек, прощаясь, спросил: «А завтра Вы будете здесь?»
Улыбнувшись, Михаил Петрович ответил:
- Я буду здесь вечно!
Отрывок из книги. «ШКОЛА АКАДЕМИКА ЩЕТИНИНА. КАКОЙ Я ЕЁ ЗАПОМНИЛ».

https://vk.com/tibet11?w=wall279305080_7829%2Fall

ШКОЛА АКАДЕМИКА ЩЕТИНИНА. КАКОЙ Я ЕЁ ЗАП, школа Щетинина, Кольцов, Щетинин Михаил, школа образование дети Щетинин

Previous post Next post
Up