16 декабря в Москве прошла третья ежегодная конференция электронных СМИ «i-СМИ - 2009», организатором которого выступил РОЦИТ. Мне удалось поприсутствовать на трех секциях.
Секция "Интернет-СМИ - тенденции развития за 2009 год, тренды на 2010 год"
Лев Гершензон, Яндекс.Новости: хорошо бы перейти от покупки трафика (тенденция 2009) к заботе об аудитории (тенденция 2010)
Тенденции и тренды от Галины Тимченко, Лента.ру
- много крупных стартапов-СМИ
- покупной трафик - это обязательный элемент запуска для нового СМИ
- повысилась цена "входного билета" на рынок из-за покупки трафика
- появились люди с деньгами, которые готовы инвестировать в СМИ в интернете
Затраты интернет-СМИ сейчас:
- содержание редакции стоит денег
- 2-3М долл в месяц на покупку трафика
- покупка лицензионного видео и фото, новостей
Итого 7-15М долл за запуск нового СМИ. Примеры: Маркер.ру - 7-8М долл, перезапуск GZT.ru - 15М долл
Получается, вкладывают инвесторы не в самоокупаемоть и прибыль, а в некие ожидания - это очень странно, но есть.
Монополизация от РИА Новости:
- у них отличная _платная_ лента новостей (подписная от агентства новостей)
- у них 1500 корреспондентов и 450 человек на сайте (у Ленты.ру - 40 редакторов)
- есть временная задержка между возможностью использовать информацию с сайта (15 минут), а это сразу первые строчки на Яндекс.Новостях и максимум трафика - (уточнить, откуда появляется такая временная задержка: это дляя инфы сразу с сайта или с платной информационной ленты?)
- все нормальные СМИ ссылаются на источники, а для РИА Новости - это сайт rian.ru: отсюда большой индекс цитируемостти
- они живут на гос.деньги, а не не бизнес как таковой
- они молодцы: сделали качественный контент, и при этом переломили мнение аудитории, что это гос.трибуна
Отсюда выходит, что РИАН играет не на своем поле. Им нужно конкурировать с Интерфаксом, Итар-ТАСС, когда они откроют свои сайты (количество контента, большая редакция...)
Иван Засурский, Часкор
В начале 2000х никто от никто не ждал, все были венчурными. Сейчас это обычный медийный бизнес. И у всех задача: как сделать всё дешевле, вписаться в бизнес-план.
Решения:
1) отказаться от офиса (Слон.ру без офиса, Часкор снял квартиру для летучек)
2) Все надеются, что выстрелят без покупного трафика (Часкор под лицензией Creative Commons). Сейчас работают на прямые ссылки и вирусный маркетинг: есть 500 авторов, каждый пишет 2-3 раза в год, из них 50 - раз в 2-3 недели. Стоимость материалов: 25 руб за строчку: пишет, что знает, и ему в лом выяснять за такие деньги, что он не знает.
Очень много думают, как сделать, чтобы пользователи пришли не из покупных ссылок, а бесплатно. И как сделать, чтобы контент стоил дешевле.
Бумажные издания переживают кризис, поэтому у них мало контента. Часкор вкладывается в контент: купили 20К статей
3) Надеялись на ЖЖ: комменты не работают - и Часкор отказывается от ЖЖ. Перешли в Facebook (можно комментировать, даже если нет аккаунта на Facebook).
4) Сам Засурский пошел на Горбушку за исследованием: продавцы мобильников больше не зарабатывают на мобильниках, а бабло от продажи е-буков. Creative Commons и ебуки: скачайте себе и читайте. Для личного - можно, за бизнес и продавать - нельзя. Часкор хочет быть первым, кто будет работать с Киндл в России, и будет работать вообще на этом поле.
Часкор пытается создать журнал: новости и куча материалов журнального типа. Пытаются забрать аудиторию журнальных медиа.
Материалы Часкора: 7К знаков, нужно подумать, когда читаешь. Рекламодателям продают именно эту думающую аудиторию, потому что не все могут прочитать много букфф в интернете, и только желающие подумать будут дочитывать.
Аудитория Часкора: два горба.
1) 25-35 лет (еще есть время)
2) после 40 лет (уже есть время)
Чем больше игроков, тем меньше кусок пирога. Порталы внезапно считают себя медийными компаниями (пример: Рамблер), и СМИ от этого не легче.
Происходит размывание границ медиа: ранее бумажные газеты, журналы, интернет-сайты, цифровые медиа. А сейчас инф.агентство становится интернет-СМИ. Часкор из интернет-СМИ становится "журнальным" СМИ. Происходит перетекание форматов из одного в другой повсеместно.
Вопрос из зала: зачем асторологический раздел на Часкор? В начале недели Засурский смотрит гороскоп. Первый гороскоп был про грандиозную катастрофу в течение недели, и на следующий день - авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В гороскопах тоже есть их журнальность, которую хочет Часкор.
Пример материалов на Часкоре: "За кого была Россия в Куликовской битве?"
"Будущее бумажных СМИ" от Наталии Чанышевой, ИД Бионика
Наталия из медиа b2b отрасли, фармацевтика и биомедицина. Особенности ИД: подписка за деньги, лично в руки, малый тираж изданий - 5К, можно дальше без рекламы, т.к. хорошая подписка.
Тренды:
b2b никто в России не считает или считает плохо. Это закрытая история, TNS не считает.
Рынок печатных СМИ упал на 32% в абсолютных цифрах, но в ИД Бурда есть издания, в которых они делают объем 2008 года по рекламе. B2b-СМИ быстро научились продавать специлизованный контент в 4-5 раз дороже: в площадях потеряли, но в абсолютных цифрах остались.
Читатели доверяют брендам, есть кейсы, связанные именно с интерактивом. Медийка фармацевтики в интернете стремится к нулю.
4 крупнейших фармацевтических фирмы в России потратили в Facebook, Одноклассниках, вконтакте 7-8М долл: тесты, игры, промо-страницы для врачей и всякая медийнка.
Рекламодателям в медийке b2b показывают не тираж, а подписку (сколько подписно главврачей и врачей).
В конгрессе США скандал: все надежды на Амазон Киндл ушли. Амазон берет 70% доходов, а издателям оставляет только 30% - это только для американских ежедневных газет. Ситуация как с sms сейчас в России.
"Вестник ЗОЖ" стоит посмотреть их сайт - это аналог "Жизни" - vs печатный журнал "Клиническая нефрология".
Секция "Блоги и новые СМИ: проблемы навигации"
Леха Андреев: экономика навигации
Опустился до дна - экономики, почему вещь выживает в США, но не у нас. Рыночная экономика, главный закон: покупай подешевле, покупай подороже. Интернет раздвигает маржу в обоих направлениях.
Это массовая система, но копировать могу все. Двинулись в сторону фрикономики (бесплатно, но с добавлением рекламы). Сколько копий - столько открутили рекламы.
Как уменьшить затраты? Если бесплатный продукт, то хорошо бы производство подешевле или вообще бесплатно.
Сравиним блоги (СМИ одного человека) с вирусом. Вирус - псевдопродукт, самокопирование, но не существуют отдельно, размножаются за счет других. И людям сейчас не дают конкретных продуктов, а только возможности. Блоги: легкая регистрация, а дальше вы создаете контент.
Интернет превратился в фрикономическую машину (возможности, а не продукты), перекос вызывает желание вернуться обратно. Контента много, но качественный нужно искать (посередине моря можно не найти стакан пресной воды).
В Яндексе сделали продукт: рейтинги блогов, но не смогли монетизировать. Движение от возможности к продуктам уже начинается. Кто же в Росии может делать навигационные продуты?
Примеры навигации:
- пользователей держим на своем сайте: из топа новостей, обсуждаемых в блогах, попадаем в Я.Новости, оттуда в сюжет, и только потом на сайт СМИ. - пример Я.Блогов
- самая смешная вещь: Хабр - кроме оплаченных аккаунтов компаний (планые блоги), есть обычные блоги, в которые пишут обычные пользователи. И есть карма, за которую бьются пользователи. Новость обычного пользователя могут удалить, понизить карму (мало можешь писать), и при этом существует платный блог Яндекса на Хабре, посты из которого не удалят.
PolitOnline: пилит госбюджет. Взял деньги, создает свою виртуальную реальность, и не парится без обратной связи. Про открытие портала госуслуг (события не было): в реальности портал "открылся", но постоянно лежит, а на Полит-Онлайн это большой сюжет, в котором портал есть и работает.
Что на Западе:
битва и конкуренция за пользователя: по географии, по темам, категориям, рекомендованным пользователям. Умеют вытаскивать вещи по самым разнымм параметрам.
- технорати: есть статус блогеров (не все попадает, а то, что написали зарекомендованные блогеры)
- техмеме: рейтинги нишевые - политика, хай-тек. Возможно, работают по белым спискам, фильтруют.
- блограннер.ком и гугл-блог-серч: приклеились к новостям, но там сразу можно перейти на новость (в отличие от прослойки Я.Новостей). Есть мемеорандум (проверенные блогеры, туфту не пишут, можно по ним рейтинговать точно)
- топикс - ???
Монетизация таких блогов: есть блоки спонсорские, посты от спонсоров, которые даже читать интересно. Всё делается на обычной рекламной модели.
Главное: смотреть на экономику и ее возможности. И делай то, что тебе нравится, не бегай за толпой.
Еще Лехе очень инетерсно, как 20 рейтингов блогорейтингов от Яндекса будут монетизироваться.
Вопрос: что легче - продвинуть или здвинуть фильм в блогосфере?
Ответ: легче "заадвинуть" фильм, чем продвинуть его. У нас негативное мышление. В США все позитивные (куча стартапов, все очень клевые).
Антон Волнухин, Яндекс "Почему закрыли популярные записи, и что будет вместо них"
Поиск по блогам - поиск по общественному мнению, по всему, где пользоваели могут высказаться. Закрыли рейтинг, т.к. он перестал отображать блогосферу (он стал инструментом, рупором). И его мало читали (7К чел), но много цитируют.
Что дальше? Будут развиваться темы дня и обсуждаемые новости в блоге. Будут развивать сам поиск по блогам как поиск по общественному мнению и основной поиск, чтобы там можно было простой и быстро найти нужную информацию, в т.ч. в блогах и форумах.
Советы блоггеру (как СМИ в 1 лице):
- использовать поиск по блогам и ленту людей, которые пишут на его тему, чтобы не отставать от мира,
- как усилить свое мнение через рупор: найти другог популярного человека и транслировать свою точку зрения через него.
Яндекс не хочет выделять отдельный блогхостинг (я.ру) и делать рейтинг только по нему.
Александр Долгин, Имхонет
Что делали с общественным мнением:
- выкладывали просто для всеобщего сведения
- рейтинговали его: рейтинги, чарты, ...
Блоги веб 3.0: фильтрованная, рекомендованная, лента интересенее (обычная каталогизация и фильтрация внутри каталогов по вкусу).
Подписка для приверженцев определенных СМИ. Пример: я читаю "Коммерсант", вступаю в клуб читателей "Коммерсанта". В клубе собрать 5К чел, если среди них есть 3-5 человек похожим вкусом, то их избранное будет для меня очень интересным.
Если у человека есть 100 рекомендателей, то ему достаточно это для получения рекомендаций. Имхонет научился считать репутацию, причем по десятку соотношений (не 1 раз сослался, а много).
Монетизация для сообществ может быть на добавленной стоимости за селекцию текстов. "Выбор может представлять такую же ценность, как и создание"
Вопрос: а что с накрутками (технические, социальные)?
Ответ: у нас выборка по тысячам записей, много параметров, в "клубах" сложно накрутить что-то значение.
Новости хорошо фильтруются и без репутации, но вот в обсуждениях репутация говорящего очень важна.
Проблема рекомендаций - чтобы ими захотелись пользоваться. Чем больше пользователей будет пользоваться рекомендациями, тем лучше они будут.
Рекомендации эвристические (пример: Амазон), но тренд - сложение автоматических и ручных рекомендаций - полуавтоматические (укажи интересных тебе авторов, и мы тебе потом будем показзывать что-то интересное автоматически).
i-СМИ - 3 секция про монетизацию была самой смешной, поэтому тут очень мало фактов.
Валентина Щедрина, MarketGid
На Маркетгиде более 1,2М посетителей ежедневно, 3,5М просмотров, Есть каталог 3500 магазинов, 4,2М товаров. При этом Валентина не знает, что есть сервис Яндекс.Маркет и утверждает, что у них нечто иное.
3 категории популярных новостей:
- Пполитика и возможные сенсационные политические события, которые могут повлиять на жизнь каждого ("Начнет ли Обама 3-ю мировую войну?")
- Сенсации и удивительные новости ("В России родился говорящий младенец")
- Развлечения, новости для взрослых ("Самые секусуальные женщины-политики", "Угадайте, чья это жена?", "Что невесты вытворяют на свадьбах?")
Самые популярные товары 2008:
- часы (копии дорогих часов)
- мобильные новости
- электроника и бытовая техника
Самые популярные товары 2009
- часы (копии дорогих часов)
- программы по похудению (тренинги, видео-курсы, 700 руб)
- мобильные телефоны
Были еще доклады про партнеркb Alawar и Бегуна. Но все примеры монетизации были для мелких СМИ и любых сайтов. Как монетизировать серьезную аудиторию и серьезные СМИ, не рассказали.
Если что-то упустила или не так поняла, поправьте меня.