Sep 29, 2012 22:25
Выбрались тут с племянником и его подругой на фильм «Орда». В «Ролане» по-прежнему замечательный кофе, но вот кинокартина заслуживает отдельного разговора…
Мне давно не приходилось видеть фильма настолько бессмысленного, при этом многозначительно бессмысленного. Причем здесь, что называется, все сошлось. И сценарий Арабова - лишенный сюжета, идеи, мысли, полный хронологических несуразностей и откровенных глупостей. И режиссура Прошкина-младшего. Говорят, что консультант по истории чуть ли не снял свое имя с титров. Не знаю, так это было или нет, но в титрах консультанта по истории действительно не было.
Где и когда происходит действие, понять невозможно. Вроде есть какой-то город, напоминающий одновременно «Трудно быть богом» и «Звездные войны. Атака клонов». В городе есть и стены, и каменные хоромы, и много чего еще. Например, турецкий хамам с бассейном, выложенным голубой плиткой, как в спа-отеле. Но при этом где-то рядом ставят юрту, в которой болеет мать хана (за эту роль Роза Хайруллина получила приз на МКФ - роли, между тем, нет, лишь пара проходок да пара ничего незначащих реплик). Так это кочевой народ или оседлый? Если кочевой - то откуда город? Если оседлый - то почему мать хана в юрте?
Хан вообще государством не управляет. Только иногда кто-то сообщает: «Мол, хан, там с границы невольников прислали». Кто прислал? Зачем прислал? Что за война и кто ее с кем ведет? Все это неведомо. Хан же стреляет из пушки (по нашему коллективному мнению, модель пушки относилась ко времени войны 1812 года) и ест арбузы (хотя откуда арбузы, когда все в меховой одежде ходят? или у них, помимо хамама, еще и теплицы?). Вообще, развлечения у ордынского хана своеобразные: то на глазах у папского посольства дворцовый переворот устроит, родного брата-хана задушив, то наслаждается танцем какого-то японского мага, который творит замысловатые па с веерами на манер гейши (хотя маг - вроде не гейша? или - чего не сделаешь для ордынского хана?). Потом мамаша этого мага разоблачает, хан его наземь кидает и начинает ханским сапогом набеленное лицо топтать…
А есть еще Московское княжество - две хижины в духе «Волкодава» и подозрительно белокаменный храм. Народу в Москве (?) живет человек 20. Сюда и заявляются легко вооруженные всадники - два ханских посланника. Ну, от Орды до Москвы ведь часа два конного пути, потому всадники налегке и отправились, даже бурдюка воды не захватили, не говоря уже о запасных лошадях. Приезд из Москвы в Орду «великого колдуна русичей» (Максим Суханов) мало что меняет, разве что «великого колдуна», не сумевшего вылечить ханшу, лишают одежды и отправляют скитаться по окрестным степям. Правда, потом ханша все же излечивается, все разом осознают, что это «русского колдуна» чары заработали, его находят, отмывают, дарят его помощнику-служке лисью шубу и с почетом отправляют в Москву.
А у хана тем временем сынок подрастает. Для него папины забавы с магами-гейшами даром не прошли: у него теперь целый гарем… пардон, свита из молодых людей с набеленными лицами и зачерненными губами. Папа освобождает трон точь-в-точь, как его брат, только задохнулся он, надев на себя какую-то подозрительную маску, в которой только что артист из сынулиной свиты танцевал (вот они, мастера культуры!). Сынуля приходит к бабушке за благословением, как отец когда-то, но на сей раз бабушка благословения не дает. Снежная равнина залита луной, серебрятся набеленные лица гвардейцев хана, а бабушка-ханша, не одевшись толком, взлетает на коня и несется прочь от катящегося к закату царства… Уфф!
Для полноты картины еще операторскую работу стоит вспомнить, когда в лучших традициях клипмейкерства, сначала снимаются крупно куски мяса, утварь, лоснящиеся от жира пальцы, а потом камера резко взлетает вверх и показывает ханский пир с высоты полета кондора!
Единственный плюс фильма - замечательная, точно передающая характер эпохи музыка Алексея Айги.
Мне кажется, сказанное даже в комментариях не нуждается. В общем, ура! Историческое кино возрождается!
Прошкин,
Максим Суханов,
Орда