Jan 06, 2012 00:09
Неожиданно я осталась на Новый год в Москве. Вариантов встречи НГ было, как всегда, много, и в результате я приняла приглашение мамы моего племянника (то есть моей двоюродной сестры Татьяны), соблазнившись отсутствием даже намека на светскую жизнь в сценарии праздника. Мы поужинали в пол-одиннадцатого, затем оставили на столе только закуски и напитки и гуляли по дому, кто в чем хотел: кто-то остался в вечернем платье, кто-то переоделся в домашний халат, у кого-то домашний халат не слишком отличался от вечернего платья (это, естественно, у меня)... Мы пили шампанское, звонили в разные города и, в конце концов, все-таки оказались около телевизора. Программы новогодней ночи побудили меня к некоторым культурологическим штудиям.
Лет этак десять назад разные каналы старались снимать к новому году что-то свое, особенное. Фирменным блюдом Первого канала были "Старые песни о главном", РТР упражнялся в стилизации "Голубых огоньков на Шаболовке", стремясь воссоздать неповторимую атмосферу 1970-х, НТВ креативил "Ночь в опере", где эстрадные звезды исполняли классические оперные хиты, на много лет опередив шоу "Призрак оперы", "Культура" пыталась создать нечто своеобычное в духе "Классика: the best"... Словом, соревновались, как могли.
Сегодня ситуация изменилась кардинально. Как партии оказались похожи одна на другую, так и тв-каналы стали близнецами-братьями (как Партия и Ленин). Все снимают теперь одно и то же в формате "Праздничный вечер с..." Медийные персоны кочуют с канала на канал, не утруждаясь даже переодеваниями. Хореография везде одна и та же. Свет - поярче, чтобы картинка была посочнее. Художник-постановщик, похоже, вообще махнул на происходящее рукой, поскольку нет такого цвета радуги, который бы отсутствовал в транслируемой в эфир картинке. То ли это поголовный непрофессионализм (а как иначе объяснить пренебрежение таким неотъемлемым свойством любой режиссуры, как динамика действа)? То ли сознательное желание показать наших деятелей массовой культуры неспособными сотворить даже элементарный новогодний тв-концерт? Добавьте к этому юмор ведущих, по сравнению с которым анекдоты из желтой прессы кажутся высокой литературой. И, конечно же, песни - ни одной заново сочиненной, зато зарубежные и отечественные хиты 1970-80 перепеваются с новым текстом, поражающим как неожиданностью поэтической формы, так и глубиной философского содержания: на все лады варьируется "Новый год // Он к нам придет // Что он принесет..."
Нужен какой-то вывод после вышесказанного... Можно порассуждать о кризисе культуры, о нарушении нормального культурогенеза... Можно, напротив, поругать зрителя, мол, "спрос рождает предложение". Но может все объясняется обыкновенной халтурой? Как в плохом супермаркете, где не удосуживаются снимать с полок просроченный товар: "и так сойдет"? Зачем напрягаться, если, действительно, сходит?