Севастополь: OPEN AIR

Sep 06, 2010 23:47

Летом мы с племянником традиционно ездим отдыхать в Севастополь. Так случилось и в этом году, тем более что июльская-августовская Москва - что угодно, только не город для жизни. В начале августа мы еще на неделю смотались в Болгарию на Солнечный берег (великолепно!!!), но когда вышли из самолета в Домодедово... Слов не было! И дышать было нечем! Я думала мы не переживем те три дня, что отделяли нас от рейса в Крым...
Ну, Крым великолепен! Фиолент - фантастичен! Спуск по канату на пляж мне неожиданно понравился, а изумрудная вода и белый песок на дне - это вообще что-то невероятное! Какой Солнечный берег?! Такое бывает только в кино! "Возвращение в Эдем", только без Джилли и крокодилов... Хотя на Фиоленте Джилли не было бы так сложно: достаточно было немного толкнуть сестрицу - и никакой хирург бы ее уже не собрал...
Однако были и театральные впечатления - куда без них! Посмотрели четыре спектакля: три из них в Театре Черноморского Флота и один в детско-юношеском Театре на Большой Морской. Ну, про ТЮЗ, увы, всерьез говорить нельзя: известная японская притча "Журавлиные перья" поставлена там в традициях новогоднего утренника в плохом провинциальном детском театре. Сценография лубочная, свет толком не выставлен, наигрывают все как кони. Тут бы с "Курочкой Рябой" разобраться, а вы с японскими "Журавлями"! Трудно расценивать как удачу и свежую премьеру Театра Флота "Звезда по имени..." (как уже догадались проницательные читатели, за этим названием скрывается "Безымянная звезда" М. Себастьяна). Сценографию здесь сделать вообще не успели (или решили сэкономить), но две лестницы и два стула на фоне черного задника (на нем еще звездочки загораются - безымянные, как вы понимаете) - это, конечно, мощное художественное решение... Несчастные актеры ходят между двух стульев, пытаются зацепиться хоть за какие-нибудь предлагаемые обстоятельства, но тщетно. Играется некая история "вообще", которая происходит непонятно где, непонятно когда и непонятно с кем. Анастасия Бакланова (Неизвестная) по манере игры напоминает Наталью Седых в известном фильме А. Роу "Морозко": "Господин Удря, как я рада, что вы пришли! Марин, ты такой милый!.." Григ и вовсе похож на бандита. Из удач отмечу лишь Юрия Пимкина (Паску) - умная, тонкая, по-своему изысканная работа.
Пимкин хорош и в другом спектакле Театра Флота, который идет под открытым небом в Античном театре Херсонеса, - "Собор Парижской Богоматери". Играет он там Квазимодо - совершеннов иной манере, с полным внешним и внутренним перевоплощением. И как резко он показывает контраст между грубыми повадками своего героя и той нежностью, которую он испытывает к Эсмеральде! Вообще, спектакль сделан крепко, удачная инсценировка, точность актерских работ, динамичный ритм. Правда, не очень понятно, причем здесь античные камни...
Иная ситуация в "Эзопе" (не менее известная пьеса Г. Фигейредо "Лиса и виноград"). И вроде играют все, что называется, "в полноги", и народный артист РФ Александр Губарев (Эзоп) всю роль строит на одной единственной интонации, и Оксана Осипова (Клея) просто красиво ходит между античных кресел, демонстрируя не менее античные наряды... А когда Губарев произносит финальную фразу пьесы "Где здесь у вас пропасть для свободных людей?", зал встает, аплодирует и кричит "Браво!" А ведь и постановка очень простая, режиссер Юрий Гранатов ничего особенного не придумывал, просто грамотно развел и грамотно разобрал - а все в восторге! И наша театральная компания из всех просмотреных спектаклей единограсно пальму первенства отдала этому "непритязательному, в полноги сыгранному" "Эзопу". Почему?
Мы потом обсуждали эту тему и пришли к выводу, что все дело в точности попадания пьесы во время и во внешний контекст, которые в результате рождают чистоту стиля. Да, "Собор" как спектакль сделан куда интереснее и тоньше, но он мало трогает сегодняшний зал (Что им Эсмеральда?) и не имеет никакого отношения к Античному театру, где играется. Мало волнует публику и откровенно проигрывающая фильму Казакова "Звезда по имени...", где помимо сентиментальной истории несбывшейся любви режиссер ничего не увидел. А пьеса Фигейредо с ее темами свободы и красоты идеально вписывается и сегодняшнее время, и в Античный театр Херсонеса. Публике предлагаются актуальные темы в экзотической "упаковке": под открытым небом самое настоящее античное кино, не хуже "Трои"... И играть это можно уже как угодно, даже эта некоторая "остраненность" подчеркивает афористичный текст, на который работает и южный вечер, и стремительно темнеющее небо, и волшебным образом меняющиеся в свете загорающихся софитов костюмы. И вообще, где же еще философствовать о красоте и свободе, как не в отпуске в Крыму?

Лиса и Виноград, Херсонес

Previous post Next post
Up