Запорожец за Дунаем.

Sep 01, 2024 11:50


автор: Adelaida 18.02.2016


Юзеф Брандт (польск. Józef Brandt; 1841 - 1915) "Казацкая свадьба" (1893)

Могу совершенно искренне сказать, что "украинская" неделя, ставшая сердцевиной программы вебинаров февраля... перевернула душу. Держишься, молчишь, "делаешь вид"... потом вдруг "мышка бежала, хвостиком махнула" - полетела душа в рай.
10 февраля Ретроспектива геополитической ситуации на Украине 11 февраля Русско-польская война 1654-1667 гг. 12 февраля Опера Семёна Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» 13 февраля Историческая трилогия Генрика Сенкевича «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский»

Хотя проходило далеко не все гладко. Ведь и ведущие у нас были... особенные для такого случая. Анна Черненко - с Украины, она была в восторге от аналитики, выданной на первом вебинаре Сергеем Ткачевым и Ириной Дедюховой. Второй вебинар заставил ее встрепенуться, уж не сделают ли слушатели, вслед за едкими замечаниями Сергея Ткачева, вывод, мол, нужна была та Украина, коли столько пришлось вынести предательств от Речи Посполитой? Пласт материала был настолько обширным, что Анна получила слово со своим историческим фрагментом нашей сакральной мозаики лишь в музыкальную пятницу, где давали оперу Семена Степановича Гулака-Артемовского "Запорожец за Дунаем". Подозрительность Анны тоже была вполне обоснованной. Сами наши главные ведущие, время от времени, огрызались друг на друга, хотя обычно ими докладывается взвешенная. выработанная позиция. Здесь что называется, "шли по живому". Ведь прямые "родственнички" Ирины Анатольевны и Сергея... были совершенно с другой стороны баррикад - в коронных и литовских войсках и отнюдь не последними żołnierzami, а бери куда выше. В свое время стало открытием, что родоначальниками рода Радзивиллов были князья Смоленские. В романе "Потоп" из исторической трилогии Сенкевича главный герой о себе скромно отмечает фразу, не раз слышанную и от наших ведущих: "Да мы смоленские..." И когда при тебе начинают ругаться брат и сестра, несколько разошедшиеся в оценке действий Иеремии Вишневецкого, оказывается, проклятого родной матерью (это у них запросто можно в лоб получить, как все успели убедиться) - события далекого ХVII века поневоле оживают. Становится понятно, почему именно та Русско-польская война стала исторической основой польского эпоса.
- Как Вишневецкого свалили, так Радзивиллы начали подниматься! Из-за его больных амбиций случился потоп! - Из-за амбиций Вишневецкого все началось! Вообразил себя пупом Вселенной.

И дальше они сходятся в одном, что именно Вишневецкий окончательно отошел от главного постулата Рюриковичей - держать данное слово.

Читать статью в "Литературном обозрении"

Весь мир — театр, Одна музЫка, Общественное благо, Слова-слова-слова..., Литературное обозрение

Previous post Next post
Up