Сокровища старинной музыки: мадригал Мадригал (
итал. madrigale
[1][2],
лат. mandrialis, mandrigalis
[3]; от
лат. matricalis «<сочинение> на родном (материнском) языке»
[4]) - небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. В истории итальянской музыки выделяются мадригалы
Ars nova (XIV век) и мадригалы эпохи Возрождения. Авторами многих мадригалов XVI века были работавшие в Италии композиторы
франко-фламандской школы. По итальянской модели мадригалы писали в XVI-XVII веках также в Англии (например,
П. Филипс) и Германии (например,
И. Г. Шейн).
Как
текстомузыкальная форма, мадригал впервые регистрируется у
Магистра Пьеро (
итал. Maestro Piero) и у анонимных (преимущественно флорентийских) авторов - примерно во второй трети XIV века. Начиная с середины XIV века мадригалы писали Джованни да Кашья (Иоанн Флорентийский),
Герарделло Флорентийский,
Якопо Болонский, Лоренцо Флорентийский, Винченцо из Римини,
Франческо Ландини и другие композиторы.
Мадригал итальянского Ars nova представляет собой небольшую двухголосную (реже трехголосную) вокальную пьесу
[5]. Музыкальная форма мадригала состоит из двух частей: первая часть охватывает (в обычном случае трёхстрочную) строфу, вторая часть - заключительное двустишие, в оригинальных рукописях нередко подписанное как ritornello -
ритурнель (см.
Терцины). В отличие от стилистически простой
баллаты (фактически танцевальной песни), мадригал Ars nova - музыка, предназначенная для благородных ценителей искусства. О «высоком» положении жанра свидетельствуют мадригальная поэзия, фактурное выделение верхнего, украшенного квази-импровизационной
[6] мелизматикой, голоса в качестве солирующего, а также элементы имитационной
полифонии (последние иногда сближают мадригал с канонической
каччей). К концу XIV века мадригал как музыкальный жанр утратил популярность; примеры мадригала в начале XV века единичны (
Иоанн Чикония).
Несмотря на относительно небольшое (по сравнению с той же баллатой) число сохранившихся артефактов, мадригал Треченто вошёл в историю как первый истинно итальянский (не имеющий прототипов или аналогов в музыке французского
Ars nova) жанр «композиторской» музыки.
В период позднего Возрождения (
XVI век) мадригал - многоголосная вокальная пьеса обычно для 4-6 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме. В Италии XVI века мадригал - основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки (в том числе,
звукописи, так называемых «мадригализмов»), театрализации, место испытания новых приёмов композиционной техники,
гармонии (особенно
хроматики), ритма, формы.
Вебинар состоится 24 мая 2024 года. Ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.
Принять участие в вебинареПрограмма вебинаров мая 2024 года