Политические очки Газпрома

Feb 25, 2012 12:05


Амбициозные проекты "Газпрома" по прокладке новых трубопроводов в Европу являются экономически нецелесообразными и крайне политизированными. Эксперты вообще сомневаются, что эти вложения когда-либо удастся окупить. Но мегастройки позволяют заработать близким к "Газпрому" компаниям и получить политические очки в борьбе за газотранспортные сети сопредельных государств.

Газовая авантюра

Между тем недавно стало известно, что "Газпром" намерен форсировать реализацию проекта "Южный поток", начав прокладку трубопровода уже в декабре 2012 г., а не в 2013 г., как планировалось ранее. Эксперты недоумевают, зачем монополия инвестирует громадные средства в проект, окупаемость которого крайне сомнительна, да еще и на фоне протестных настроений в Европе и разрастания экономического кризиса в еврозоне?

Смета выше

Весной прошлого года "Газпром" оценил проект "Южный поток" в 15,5 млрд евро. "Исходя из колебаний оценок, предполагаю, что цена вопроса может достичь при реализации 18,5-19 млрд евро", - подсчитал старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Олег Душин. На этом может сказаться удорожание работ и материалов с течением времени.

Уступка на миллиард

Стоит напомнить, что прокладке трубопроводной нитки предшествовал целый ряд крайне сложных и напряженных переговоров со Скандинавскими странами и государствами Прибалтики. С одной стороны, по указке Брюсселя, резонно усматривающего в действиях "Газпрома" политическую волю Кремля по усилению энергетической зависимости Старого Света от России, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва и Польша стали всеми силами блокировать переговорный процесс и срывать сроки запуска строительства. С другой стороны, чувствуя возрастающее давление Германии, поддержавшей идею прокладки обходной ветки газопровода еще во времена предыдущего канцлера Герхарда Шредера, они попытались извлечь максимум выгоды из сложившейся ситуации и занялись банальным экономическим шантажом. "Напомним, что для получения одобрения на прокладку участка трубы "Северного потока" по территориальным водам Финляндии Путин был вынужден пойти на невиданный шаг - публично отказаться от ранее сказанных слов и отменить решение о поднятии экспортных пошлин на необработанный круглый лес", - отмечает Владислав Жуковский. Другими словами, ради строительства "Северного потока" правительство России пошло на совершенно необоснованные уступки финским лесопромышленникам, тем самым поставив крест на идее развития собственной лесоперерабатывающей промышленности.

Инвестиции в убытки

Вложения "Газпрома" в расширение транспортной системы основаны на уверенности в росте потребления газа в Европе. Но если в 2011 г. бюджетно-долговой кризис в еврозоне и сопутствующая ему депрессия в экономике проявились только на юге Европы, то 2012 г. принес новости о серьезных проблемах во Франции. На очереди Германия и Австрия, а это важнейшие потребители природного газа. Таким образом, "Газпром" пошел на громадные инвестиции в преддверии глубокой европейской депрессии, а вовсе не нового подъема. "Затраты "Газпрома" были бы оправданны, если бы имелся хоть один признак скорого завершения кризиса и возобновления роста в том же виде, как в 2001-2007 гг. Однако создается впечатление, что "Газпром" инвестирует в свои будущие убытки", - считает Василий Колташов

"Срок окупаемости газопровода "Северный поток" составляет 14-15 лет, срок окупаемости "Южного потока" неизвестен, и посчитать его невозможно из-за неясностей с ресурсной базой, которая будет его обеспечивать, - рассуждает Андрей Верников. - Ясно, что он намного больше, чем 15 лет, и есть вероятность, что при среднем сроке (службы. - Прим. "Ко") газопроводов 50 лет он вообще не выйдет на окупаемость.

Хоть трава не расти

Несмотря на столь категоричные отзывы экспертов, многие аналитики полагают, что даже в случае получения контроля над ГТС Украины "Южный поток" все же будет построен. И дело здесь не в экономике. "Москва преследует простую цель - построить как можно больше газопроводов на территории России и обеспечить многомиллиардные доходы трубопроводостроителей", - уверен Михаил Корчемкин. "Развитие газотранспортной инфраструктуры является приоритетным направлением деятельности "Газпрома", особенно ввиду той политической функции, которую выполняет газовая монополия в качестве проводника интересов Кремля на территории постсоветского пространства и Европы. Выступая в качестве газового оружия правящих властей, старающихся компенсировать снижение военно-политического влияния России энергетическим рычагом, "Газпром" будет вынужден активнейшим образом развивать газотранспортную инфраструктуру и опутывать Европу газовой сетью", - резюмирует Владислав Жуковский. Между тем за все эти политические амбиции и желание заработать на строительстве трубопроводов в конечном итоге заплатят налогоплательщики, а также инвесторы, которые рискнут вложиться в акции газовой монополии.

Газпром

Previous post Next post
Up