Конкуренты Пригожина

Mar 23, 2019 23:07

23 марта 2019
Фейки от Форин-офиса: как Лондон поставил фабрикацию новостей на поток

Период холодной войны был временем противостояния не только силового, но прежде всего идеологического, которое не могло обходиться без информационной подпитки. В Лондоне рассекретили часть данных о деятельности занимавшегося этой задачей специально созданного департамента в составе МИДа, где новости придумывали «на коленке» и занимались откровенным новостным подлогом. Об операциях сотрудников департамента информационных исследований в Форин-офисе - в материале «Известий».
Фабрика фейков
Новые детали о тайной деятельности департамента информационных исследований (ДИИ) британского МИДа, который «на протяжении 30 лет скармливал нужные сведения журналистам и имел свои собственные новостные агентства», рассказала телерадиокорпорация BBC News. В Национальные архивы передано почти 2 тыс. документов этого подразделения Форин-офиса, в основном относящихся к началу 1960-х годов - времени, на которое пришелся пик напряженности в холодной войне между Советским Союзом и его сателлитами, с одной стороны, и странами Запада и их союзниками - с другой.
Впервые о существовании ДИИ, созданного вскоре после окончания Второй мировой войны, стало известно еще 40 лет назад, когда материал о работе тайного подразделения дипведомства подготовила группа журналистов. Среди них был и Пол Лашмар, автор опубликованной сейчас книги «Секретная пропагандистская война Британии». По его данным, в начале 1960-х, то есть на пике противостояния Москвы и Запада, в ДИИ работало от 400 до 600 человек.
Финансирование управление получало путем «секретного голосования» - деньги из бюджета выделялись почти тайно, и у парламента не было возможности тщательно контролировать то, на что они расходовались.
Кормушка для журналистов
Для продвижения своих интересов ДИИ формировал пул лояльных журналистов, которых можно было использовать втемную для распространения дезинформации. В число рассекреченных документов попал, в частности, перечень сотрудников СМИ, с которыми Форин-офис наладил или пытался наладить отношения. Среди них в 1960 году оказался на тот момент начинающий репортер из газеты Observer Нил Ашерсон. С сотрудником ДИИ его познакомил Эдвард Крэнкшоу - коллега по работе в Observer, один из ведущих в то время в Великобритании журналистов, которые специализировались на Советском Союзе.
По словам Ашерсона, во время ланча в одном из лондонских клубов с Крэнкшоу и «еще одним джентльменом» его «осмотрели и оценили», а затем решили предоставить доступ к некому информационному бюллетеню, посвященному ситуации в Восточной Европе.
Ашерсон вспоминает, что данные, которые распространял ДИИ, считались конфиденциальными, однако вскоре он понял, что никакой ценности они не имели - информация была устаревшей и неактуальной. Кроме того, по словам репортера, аналитические материалы были подготовлены непрофессионально и в работе так и не пригодились.
От лица молодежи
Пропагандисты из ДИИ не чурались и откровенных подделок. Например, в рамках одной из схем они подготовили и распространили пресс-релиз якобы от имени Всемирной федерации демократической молодежи - базировавшейся в Будапеште организации, которая считается продолжательницей дела Коммунистического интернационала молодежи. В 1963 году десятки африканских студентов, учившихся в Болгарии, уехали из страны, заявив о расовой дискриминации. В Форин-офисе решили воспользоваться ситуацией, с тем чтобы «усилить возмущение» действиями коммунистического Восточного блока.
В ДИИ изготовили фальшивый бланк ВФДМ, на котором отпечатали пресс-релиз, направив его сотням печатных изданий и представителям экспертного сообщества. Сделано всё было с поистине английской дотошностью и скрупулезностью - как пишет «Русская служба Би-би-си», «печатные копии документа отослали в Венгрию британской дипломатической почтой, поэтому, когда они были отправлены получателям, на конвертах были местные почтовые марки».
Текст релиза содержал такие выражения, которые не могли не обидеть учащихся из стран Черного континента, ориентировавшихся на Советский Союз. В частности, в подделке говорилось о том, что африканцы, «выйдя из темных джунглей нужды, не способны понять, что еду, топливо и одежду не раздают бесплатно».
Пресс-релиз полностью перепечатало информационное агентство Занзибара (в 1964 году вошел в состав современной Танзании), в Нигерии студенты назвали документ образчиком идеологии превосходства белой расы, а сама Всемирная федерация демократической молодежи лишь через какое-то время заявила о том, что релиз был подделкой. Эмоциональная реакция на фейк, однако, к этому моменту уже давно произошла.
Иллюзии на экспорт и для внутреннего рынка
География интересов ДИИ была столь же широка, как и география тех стран, которых в Лондоне считали идеологическими противниками. Например, судя по рассекреченным файлам, Форин-офис не раз распространял подложные заявления от имени расположенного в столице Австрии Международного института мира. «Умельцы» из департамента также, не прибегая к изощренным методам, «отредактировали» плакаты, выпущенные Международным союзом студентов, которые осуждали ядерную программу Соединенных Штатов. Заменив надпись USA, украшавшую изображение бомбы, на китайские иероглифы, британцы придали постеру уже не антиамериканский, а антикитайский смысл.
Впрочем, подчас ДИИ работал не только на «экспорт», но и на «отечественном рынке». Так, к специалистам в 1962 году обратился член парламента Джерри Рейнолдс, представлявший Северный Ислингтон - один из районов британской столицы. Он попросил собрать материалы на членов ячейки лейбористской партии в его районе, где, по его сведения, укрепляла свои позиции «хорошо организованная группа левацкого толка».
В ДИИ получили от британских спецслужб сведения о том, что интересовавшие законодателя активисты и впрямь имели связи с коммунистами и троцкистами. Что с ними стало - история умалчивает, но вот Рейнолдс сохранил свой пост в парламенте до 1969 года.
Разобраться с профсоюзами
За содействием в спецотдел британского МИДа в конце 1960-х обращались даже члены правительства Гарольда Уинстона. «Это было время натянутых отношений между профсоюзами и лейбористским правительством, которое вынашивало планы - позднее от них отказались - по проведению новых законов, ограничивающих полномочия профсоюзов», - напоминает The Guardian.
Наиболее несговорчивыми на тот момент правительству казались Джек Джонс из Союза транспортников и разнорабочих, а также Хью Скэнлон, представлявший Объединенный инженерный союз. В кабинете министров, в частности, звучали идеи о том, чтобы «подробное описание действий Джонса время от времени предавалось гласности, возможно, путем организации утечек в прессу».
Какие в итоге действия были предприняты в отношении профсоюзных боссов - неясно, поскольку часть текста даже в раскрытых документах была вымарана. Но известно, что глава ДИИ Джон Пек подготовил для членов правительства докладную, в которой представил «точное описание того, что делает ДИИ и как оно старается это делать», писала The Guardian.
Подорвать доверие к ИРА
Активно работала британская машина госпропаганды и в Северной Ирландии - причем там были задействованы как сотрудники ДИИ, так и военные специалисты. Основная цель заключалась в подрыве доверия к силам военизированной Ирландской республиканской армии (ИРА). Военные работали чаще напрямую - раздавали листовки или проводили другие публичные акции.
В свою очередь, персонал, направленный в Северную Ирландию по линии ДИИ, действовал более дипломатично и скрытно. К анонимной пропаганде в начале 1970-х призывал, в частности, премьер-министр Эдвард Хит. Его в полном объеме информировали о том, как чиновники пропихивали в британскую прессу агитационные материалы, призванные «публично и тайно очернить ИРА», писала Belfast Telegraph. Отвечавший в МИДе за вопросы разведки и безопасности Стюарт Кроуфорд, в свою очередь, своей целью полагал «выявление экстремистов, дискредитацию и методов и их изоляцию, а также противостояние их действиям путем приглушения межобщинных конфликтов», указывала газета.
Война со всех сторон

Ведению войн в информационном пространстве уже явно не одна сотня лет. Как и в Великобритании, во многих странах для пропагандистских целей создавались специализированные медиа и целые госструктуры с солидными бюджетами. Видное место среди них занимало, например, американское USIA - Информационное агентство США.
В 1999 году USIA было расформировано, однако от продвижения своих идеологических целей Соединенные Штаты, конечно, не отказались - часть функций USIA отошла Агентству США по глобальным медиа (оно, в частности, обеспечивает работу радиостанций «Голос Америки» и «Радио «Свободная Европа» / «Радио «Свобода»), часть - госдепартаменту, при котором сейчас, например, работают действующие в Вашингтоне и Нью-Йорке центры иностранной прессы.
Несмотря на многообразие существующих в мире политических платформ и идеологий, сторонники тех или иных взглядов, похоже, никогда не откажутся от плана с напором продвигать свои ценности за рубежом. На помощь работавшим несколько десятилетий назад пропагандистам в XXI веке пришли современные технологии и методы коммуникации - электронные медиа, интернет в целом и социальные сети в частности. С учетом того что Всемирная сеть опутала уже почти весь мир, число каналов для распространения своих взглядов, в том числе за счет черного пиара, подсчитать уже нереально.
Насколько доверять и как критически анализировать преподносимый в удобном цифровом виде контент - решать конечному потребителю.

СМИ, новости

Previous post Next post
Up