Поправками в законодательство о ЖКХ, принятыми в начале лета, уже можно воспользоваться на практике.Для начала напомним: в июне в Жилищный кодекс и ряд других законов были внесены довольно существенные изменения, касающиеся деятельности ТСЖ, управляющих компаний и прочих организаций. Эти важные поправки - фактически речь идет о новой редакции Жилищного кодекса России - вышли летом.
ЛИШАЕМ КОРМУШКИ ЖУЛИКОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ
Итак, теперь жильцы - собственники квартир имеют право заключать договоры о предоставлении коммунальных услуг НАПРЯМУЮ с ресурсоснабжающими организациями. Это значит, что вы сможете платить за газ, воду, теплоснабжение так же, как сейчас за электричество: напрямую поставщику услуг и только за себя.
Это важный момент. До сих пор одна из основных схем увода денег из ЖКХ куда-нибудь в кипрский офшор как раз и заключалась в том, что жильцы перечисляли деньги за «коммуналку» посреднику в виде, скажем, управляющей компании, а оттуда деньги чудесным образом исчезали.
- Если вы не доверяете вашему председателю ТСЖ или вас не устраивает работа управляющей компании, то от таких нежелательных посредников можно избавиться именно благодаря прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями, - поясняет Галина Хованская.
Однако автоматом на новую схему платежей вас никто не переведет. Кроме того, перейти на прямые договоры с коммунальщиками не получится и в одиночку - за такую схему должно проголосовать большинство собственников квартир на общем собрании дома.
Алгоритм такой:
- в доме организуется общее собрание жильцов - собственников квартир;
- большинством голосов принимается решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями - всеми либо некоторыми из них - по выбору участников собрания;
- управляющая компания (ДЕЗ, «частный жэк») либо ТСЖ должны выполнить решение общего собрания и оказать содействие в наведении прямых мостов с поставщиками коммунальных услуг.
СЧЕТЧИКИ ПОСТАВЯТ НЕ ВСЕМ
«Я коренная москвичка, живу на Пресне, - рассказывает читательница «КП» Ольга. - Получала квартиру еще в 80-м году - однушка на 8-м этаже дома 61-го года строения. Сейчас всех заставляют ставить счетчики на воду, но ведь для этого нужно, чтобы трубы были в соответствующем состоянии! А у нас они такие, что просто не выдержат. И что делать?»
- Новые правила предоставления жилищно-коммунальных услуг (официально опубликованы 1 июня 2011 г. - Прим. ред.) как раз предусматривают такую ситуацию, - поясняет Галина Хованская. - Если расположение и состояние коммуникаций в доме таковы, что могут не выдержать установки счетчиков, то составляется акт об отсутствии технической возможности, и жильцы освобождаются от обязанности устанавливать счетчики.
Однако на практике возникла проблема: новые правила о предоставлении ЖКУ могут полноценно вступить в силу только после принятия ряда других необходимых подзаконных актов. А их до сих пор нет.
- Фактически начало действия правил отодвигается - боюсь, до конца осени, а то и до начала следующего года, - говорит Галина Хованская
БУДЬ В КУРСЕ и типа Куда жаловаться
Если вас не устраивает работа управляющей компании, есть подозрения, что мухлюет руководство ТСЖ, то традиционной инстанцией, куда можно пожаловаться, является прокуратура.
Но благодаря недавним поправкам в Жилищный кодекс появилась еще одна инстанция, которая обязана помогать в борьбе с недобросовестными управдомами - Государственная жилищная инспекция. К ее прежним полномочиям (контроль за качеством жилищно-коммунальных услуг, законностью перепланировок и т. п.) добавилось право проводить проверки деятельности УК и ТСЖ по жалобам жильцов.
БОЛЬНАЯ ТЕМА
В то же время на практике УК до сих пор нередко уклонялись, попросту динамили собственников квартир. Буквально на днях ко мне на прием в Государственную Думу приходили москвичи с жалобой, что им никак не удается узнать, на что потрачены деньги, если мусор регулярно не вывозится, а лифт не работал две недели и людям приходилось пешком ходить на 14-й этаж.
Запомните: по запросу владельцев жилых помещений (квартир) управляющая компания ОБЯЗАНА предоставить полную информацию о выполненных работах, предоставленных услугах и потраченных на это средствах.
Если в течение месяца после направления запроса вы не получили ответа, то сразу передавайте жалобу в соответствующие инстанции (см. «Будь в курсе»).
Если же ответ пришел и вы обнаружили несостыковки - как в расчетах, так и несоответствие с тем, что в действительности происходило в вашем подъезде и вокруг дома, - то имеете право:
- требовать перерасчета оплаты, указав на ненадлежащее качество и (или) объем, своевременность предоставления жилищно-коммунальных услуг (например, если уборка в подъезде, вывоз мусора на самом деле случались гораздо реже, чем указано в отчете УК);
- досрочно расторгнуть договор с не устраивающей вас управляющей компанией, если она существенно нарушает условия договора об управлении домом, и выбрать других управленцев.
- Последнее, правда, нелегко в том плане, что выбор-то у нас невелик, - сожалеет Галина Хованская...
С ЧЕМ ВСЕХ И "ПОЗДРАВЛЯЮ" ПОСЛЕ ДВАДЦАТИ ЛЕТ ДЕМОКРАТИИ И "ЦЕННОЙ" РАБОТЫ НАШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА