Новое руководство Минобороны не только избавляется от людей бывшего министра Анатолия Сердюкова, замешанных в многомиллиардном коррупционном скандале, но и разрывает заключенные при нем контракты на закупку иностранной военной техники, которые еще тогда подвергались критике как в СМИ, так и в самой армии. На днях было объявлено, что военное ведомство отказывается от итальянских броневиков
Iveco ("Рысь"), которые один из экспертов прозвал
"белыми слонами" за дороговизну эксплуатации при минимальной боевой ценности. А в декабре сообщалось, что якобы решено отказаться и от французских вертолетоносцев
Mistral - тех, что должны были строить уже в России.
Впрочем, тогда же источник в Минобороны пояснил
РИА "Новости", что речь об отказе не идет: просто начало строительства, которое планировалось на 2013 год, переносится на 2016-й. "Нужно сначала определить роль и место этих кораблей в боевом составе российского флота, понять, что нужно для их эффективной эксплуатации и технического обслуживания", - сказал он.
В четверг, 24 января, первый заместитель главы Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ Иван Харченко подтвердил, что решение о строительстве третьего и четвертого корпусов кораблей этого класса в России отложено до 2016 года,
сообщает агентство. От первых двух Mistral, строящихся во Франции, Россия уже не откажется при всем желании: "Там степень понесенных затрат такова, что мы больше потеряем (в результате отказа)", - признал Харченко.
По его словам, "большой проблемой" будет определить эффективность этих кораблей, а это придется сделать до 2014 года, когда первый поступит на вооружение российского флота. Два Mistral, построенных во Франции, обошлись России, по неофициальным данным, обойдутся России в 1,2 миллиарда евро.
Первый замглавы ВПК подчеркнул, что "нелепая" инициатива закупки этих кораблей, исходившая от Сердюкова, нанесла ущерб отрасли и государству". И это не единственный ущерб по вине экс-министра, добавил Харченко, выступая на заседании Лиги содействия оборонным предприятиям в Москве.
Контракт на строительство первых двух вертолетоносцев был заключен в июне 2011 года. Два других корабля этого класса должны строиться уже в России по переданной французами технологии. Деньги на строительство третьего и четвертого Mistral заложены в госпрограмме вооружений до 2020 года. Всего в ее рамках власти планируют потратить на вооружения колоссальную сумму более 20 триллионов рублей. Эту цифру в свое время было
"страшно произнести" Владимиру Путину, тогда премьеру.
Ранее группа экспертов общественного совета при вице-премьере Дмитрии Рогозине, курирующем военно-промышленный комплекс, в докладе правительству
раскритиковала "сердюковские" принципы импорта вооружений. Авторы заключили, что импорт проводился бессистемно, отдельные образцы приобретались волюнтаристски и без серьезного научного обоснования.
В качестве такого неудачного примера, помимо Iveco, были названы и израильские беспилотники
Searcher. Специалисты "группы Рогозина" рекомендовали расторгнуть или перезаключить уже подписанные, но невыгодные контракты.