Это я готовлю сани с лета, точнее телегу зимой =)
Осенью у меня стандартно две волны приёмов перекрывают весь эфир и не оставляют места для других клиентов. Первая волна в октябре - родители деток от второго класса и выше посмотрели на результаты сентября, сходили на первое родительское собрание и схватились за головы. Вторая - ноябрь, родители первоклашек подождали сентябрь, потерпели октябрь и к ноябрю поняли, что всё-таки само оно как-то не проходит. И вот в рамках подготовки к будущей осени, сегодня, в конце февраля хочу поднять тему о готовности детей к школе, в надежде на то, что это поможет мне и моим коллегам через пол года иметь график посвободнее =)) Ну и конечно в первую очередь поможет вам не становится нашими клиентами =)
Готовность ребенка к школе - это словосочетание в принципе на слуху. Но я не уверена, что его правильно понимают.
Есть три составляющие этой самой готовности. Физиологическая, социальная и психолого-педагогическая.
Расскажу отдельно о каждой и, конечно приведу примеры того как в общих чертах вы можете проверить своего ребенка сами, ведь именно за этим вы ко мне в блог и ходите, а не просто за общими фразами о том как оно бывает =)) Однако таким образом вы можете провести только общий, довольно грубый водораздел. Спецификационное тестирование, без опыта и квалификации в домашних условиях руководствуясь статьёй из интернета вы всё равно не проведёте, по этому и писать о его методах я не буду =). Сейчас моя задача помочь вам самостоятельно отделить случай когда ребенок однозначно готов к школе от спорных, которые потребуют дальнейших уточнений… ну или бесспорных случаев не готовности.
Физиологическая готовность это в первую очередь физическая выносливость. Т.е. как быстро у ребенка наступает физическая усталость от какой либо деятельности. В школе ребенку придётся пол дня без существенного отдыха и принципиальной смены вида деятельности заниматься трудоёмким процессом учёбы. Собственно именно это его организм и должен быть готов делать 5 дней в неделю. Попа должна быть готова сидеть по 4-6 часов в день. Шея - держать голову, ручки - шевелить мелкомоторные мышцы и т.д. и т.п. Наблюдая за своим ребенком обратите внимание на то, как долго он способен заниматься чем либо подобным без значительных признаков усталости (повыщенная раздражительность, отвлекаемость, возбудимость, мышечная усталость и т.п.). Информацию о выносливости своего ребенка вы можете получить не из бытового общения с ним, а скорее из поездок в гости, походов в музеи, зоопарк и иные культурно-развлекательные места, выездов на природу, пикники, экскурсии и т.п. И конечно из отзывов от воспитателей садика, если ваш ребенок а) ходит в него и б) там проводятся полноценные и насыщенные занятия в первой половине дня.
Безусловно важны параметры крупной и мелкой моторики, ребенок должен быть ловок и в том и в другом плане. Простые тесты на мелкую моторику - вырезание ножницами и обвод по контуру. К школе эти навыки должны быть хорошо развиты.
Крупная моторика это координация движений и общая физическая ловкость, гармоничность и слаженность движений тела. Собственно для не специалистов тесты не нужны, на этом уровне и так видно слонёнок ли это в посудной лавке или ловкий зайка =)
Так же к физическим параметрам важным для обучения в школе относится координация глаз-рука. Для «домашнего тестирования» подойдут занятия в прописях - повторение вязи из всяких крючочков и кружочков. А так же тест на чистом листе - не линованный лист писчей бумаги, на котором вы рисуете образцы простых геометрических фигур (кружков, квадратиков, треугольничков, например чередование большой маленький треугольник или квадратик и кружочек), а ребенок должен продолжить эту последовательность в строчку (которой нет, лист ведь не линованный). К школе ребенок должен сносно с этим справляться. Должно быть видно что тут планировалась именно строчка и именно последовательность, хотя строчки могут изгибаться по дуге, а концу строки фигуры - уменьшаться. Если строка волнообразная или вообще теряется, а фигурки хаотично то больше, то меньше - координация пока не достаточная.
И конечно заметным фактором физической готовности является общее соматическое здоровье. Если ребенок слабый и болезненный, или в течении года перед 1-ым сентября перенёс длительное и сложное заболевание, госпитализацию, особый режим содержания и ухода по здоровью - это является серьёзным поводом для отвода от поступления в первый класс. Разумеется тут надо смотреть детальнее и со специалистом, учитывать все обстоятельства.
Тут дело в том, что психика, в том числе и всё что ребенку нужно для учебной деятельности - это продукты деятельности конкретных органов, которые находятся во вполне конкретном теле. На свою работу ЦНС тратит колоссальное количество энергии, а есть ещё и вегетативная нервная система. Поступление у школу - адаптация к учебной деятельности и собственно сама эта деятельность - очень энергоёмкие и затратные для организма мероприятия, если он ослаблен предыдущими состояниями, он может просто не справится с нагрузкой. Что скажется в первую очередь на успехе той самой адаптации и учёбы.
Для облегчения жизни организму будущего школьника очень полезны:
- заблаговременно, до школы установленный режим дня,
- сформированный навык самостоятельного питания (а это не только умение держать ложку, но и умение отправлять её в рот без мамы стоящей над душой и подгоняющей чадо, а так же терпимость в выборе блюд),
- физические упражнения, закаливание.
И отбельным абзацем скажу - крайне важна правильная осанка, особенно в положении сидя. Очень прошу, уделите этому пристальнейшее внимание! Посадка за столом должна быть у ребенка автоматическая, т.к. в школе никто за ним бдить не будет. От этого зависит не только его скалиоз, остеохондроз и всякое защемление дисков во взрослом возрасте, но и кровоснабжение головного мозга прямо на уроке. А так же то как трудно или легко ребенку будут даваться навыки письма. Это заметно даже в течении одного занятия - как только посадил ребенка правильно, на адекватной высоте, с нормальным положением спины и головы он сразуже начинает писать аккуратнее и быстрее. Вот прямо в тот же миг.
На этом на сегодня пока всё. Пожалуйста потерпите с вопросами о других аспектах готовности к школе и о том, чем чревата не готовность до выхода второй части статьи.
А пока можем обсудить физику… и лирику =)