Вопрос-ответ: Особые дети в детском саду

Apr 03, 2012 20:05

Как водится, стала отвечать на коммент, получилось длинно, публикую отдельным постом, для всех.

Вопрос читательницы: я очень хочу отдать сына с 2,3 лет в городской сад экспериментаьного типа, там небольшие группы и на 10-12 обычных детей 1 "особенный". там отличная игровая база, бассейн, 2-3 воспитателя на маленькую группу. но муж сомневается, не будут ли "особенные" дети замедлять развитие обычных. Мне кажется, что ничего не будет мешать развитию ребенка, но мужу нужно авторитетное мнение психолога.

Ответ меня:
Я только за смешанные группы. Развитие один особый ребенок замедлять не будет.

Во-первых, в любой группе состоящей из обычных детей кто-то что-то знает намного лучше чем другие и всегда есть дети отстающие от прочих по каким-то критериям. Потому что все дети развиваются неравномерно. Есть масса нормально развивающихся детей, которые говорят хуже остальных или не знают чего-то, ведут себя слишком активно или агрессивно. В саду все дети развиты очень неравномерно и в плане социальных навыков и в плане конкретных знаний и умений. Один особый ребенок не может заметно повлиять на программу воспитательной работы с группой.

Во-вторых, в садовском возрасте, в отличие от классической школы, развитие детей идёт в основном индивидуально - каждый развивается сам на фоне коллектива, а не его развивают учителя по средством освоения учебного плана. Т.е. ваш ребенок будет развивать то, что заложено в нём, с той скоростью которую позволяет ему его организм и психика. Помехи в развитии дошколёнка - стрессы, неврозы, физические заболевания, а не другие дети вместе с которыми ребенок находится в помещении. Особые дети в коллективе никак не мешают малышу реализовывать внутренний потенциал.

В-третьих, если это специально образованные смешанные группы, значит персонал проинструктирован и готов, а особое развитие детей, находящихся в них позволяет общение в коллективе сверстников. Грубо говоря совершенно любого особого ребенка в смешанные группы массового сада не возьмут. Тут конечно есть отбор. И не надо забывать, что многие отклонения в развитии или заболевания, состояния, инвалидности никак не сказываются на возможности ребенка играть, общаться, дружить. «Нормальные» люди ничего не знают об «особых». А зря. И тут мы подходим ко второй части марлезонского балета - плюсы совместных групп.

Дальше начинается всякий субъективизм и мнение во многом личное, потому что про мировоззрение и всякую философию, а она имеет право быть у каждого своя, отличная от моей, настаивать не буду.

С одной стороны негативная реакция на существ (не только людей) имеющих заметные отклонения в развитии, инвалидности, заболевания, деформации или физические изъяны - биологически обоснована и имеет место быть, факт. То есть все мы обезьяны и никуда от этого не деться. С другой стороны - всё таки мне льстит думать, что 6 миллиметров плесени на поверхности полушарий моего головного мозга природа нарастила тоже не зря и некий гуманистический вклад в мою природно обезьянью натуру не бесполезен, а таки наоборот прогрессивен и является эволюционным процессом движущим меня вместе с человечеством куда-то вперёд.

Ксенофобию, как безотчётно инстинктивный иррациональный страх перед непохожими или непонятными для нас людьми я считаю большим злом, в том числе и злом для самого ксенофоба. Для общества это принципиальное ограничение понятию свобода и индивидуальность, с точки зрения эволюционного развития - откат к животному состоянию, для индивидуума которого ущемляют - беда, для ксенофоба - как минимум зряшная трата нервной энергии, интеллектуального и ременного ресурса, а так же поджелудочной железы.

Смешанные группы в садиках, классы в школах, создание условий для общения разных людей - это меры проистекающие от гуманистического развития и идут только во благо обществу и отдельно его членам.

А какая польза конкретно нашему «нормальному» ребенку от общения с особым, спросит кто-то? Прямая. Это уникальная возможность расширить свой мир, общение с людьми не похожими на всех - опыт и богатство. Даже если этот непохожий человек непохож не взглядами или вкусами, а развитием или симптомами. Такое общение предоставляет возможности, которыми, в прочем можно и не пользоваться, пренебречь, а можно… Возможность всегда лучше её отсутствия.
К тому же это однозначно антиксенофобная прививка, а не быть ксенофобом для вашего ребенка благо, как и не быть любым другим фобом.
Вообще хорошим человеком быть лучше чем «человеком так себе», а субъекты не скрывающие неприязнь в отношении людей с отклонениями в развитии - люди сильно так себе.

Возможно я сноб, но что поделать, «это Питер, детка» =).

P.S. Я очень сильно постараюсь ни с кем не спорить. Наверняка кто-нибудь сейчас приведёт пару-тройку неудачных примеров интеграции, что ж, как говориться - бывает и так. Но у нас в стране пока что слишком узкая практика работы в смешанных коллективах что бы на основании отечественного опыта строить выводы об идее в целом. Если же посмотреть на опыт стран где такое в порядке вещей, то можно увидеть что всё вполне нормально, спокойно и без проблем. А если о негативных примеров, то в садиках больше беспокойства доставляют кусачие неслухмяные драчуны, вполне себе нормально развивающиеся.

Человек, Родительство, Психология

Previous post Next post
Up