Скайп-консультации

Apr 13, 2011 10:35

Скайп-консультации

Вот спросили о скайп-консультировании: что это такое и с чем едят.

Как профессионал и как клиент категорически не верю в идею консультирования по переписке. Вы знаете: я нередко пытаюсь анализировать с вами ваши проблемы, о которых вы пишете в комментах, даю какие-то общие направления, идеи, что это может быть и что с этим можно пробовать сделать. Зачастую это оказывается полезным, применимым и значительно меняет ситуацию, с которой человек обратился. Но это не консультирование, и, хотя времени на такую переписку я могу потратить несколько часов, я никогда не стану брать за это деньги, продавая «консультации по переписке» как свои услуги. Это шарлатанство.

По скайпу я консультирую только с использованием веб-камер, это очень похоже на очное консультирование с той разницей, что вы сидите у себя дома, а не в моём кабинете.

Веб-камера необходима - мне важно не только слышать, что вы говорите, но и видеть, как вы это делаете. И как вы молчите тоже важно. И важно, как вы выглядите - психотип тесно связан с конституцией, а от того, как человек себя презентует социально (как выглядит, как ухаживает за собой), добавляются порой существенные детали и в оценке личности человека, и в оценке его текущего состояния, сдвигов которые проходят в процессе терапии. Одна моя клиентка носила весьма агрессивный пирсинг, и неспроста у неё несколько лет было желание выглядеть для других и для себя именно так. Однажды она пришла без него и больше не надевала. Одно это уже вполне достаточный «фидбек» (обратная связь) нашей совместной работы. Очень часто люди, приходящие с личными проблемами, понемногу, поначалу незаметно даже для самих себя (а иногда они так и не замечают этого до самого конца), меняют внешний облик, и не только поведением, осанкой, мимикой, но и одеждой, аксессуарами. Мужчина, который на первые сеансы приходит взъерошенный и недобритый, начинает выглядеть всё более и более опрятно; скромная, подавленная женщина продолжает носить те же блузочки и шарфики, но вдруг появляются бусы, расстёгнутые верхние пуговки и шарф, свободно наброшенный на плечи, а не замотанный поплотнее. Вместо облика, который говорит окружающим: «Меня тут нет, проходите мимо», -¬ появляется внешний образ, который говорит: «Я тут, я бы хотел\а, чтобы вы все это тоже знали».
И мне для работы это надо видеть, потому что сами клиенты зачастую этого не видят и, соответственно, не могут об этом сказать. Задача терапевта видеть больше, чем может видеть клиент, иначе зачем мы вообще нужны? =)

Поэтому для веб-консультирования необходима камера. Когда из-за неполадок со связью или техническими средствами у клиента отрубается видео, становится намного труднее работать. И только один раз я работала с клиентом вообще без видео. Это был один из первых скайп-клиентов, работа была очень тяжела для меня, не очень эффективна, и больше я так никогда не делаю.

Как очно, так и по скайп, я работаю с широким кругом проблем, но чем более конкретна уточнённая проблема (это не всегда именно та проблема, о которой думал клиент, когда принял решение пойти к психологу; поэтому первое дело - уточнение запроса), тем более вероятен значительный и относительно (относительно величины проблемы) быстрый успех. Собственно, тут так же, как и в обычных консультациях.

Я железно не работаю через скайп с зависимостями от психотропных, с анорексией, игровой и комп.зависимостью, фобиями, острыми суицидальными состояниями. Остальное - по ситуации, но скайп-клиентам я отказываю чаще, чем очным. Я вообще довольно часто отказываю - не люблю тратить своё и чужое время, даже за деньги. У меня масса других интересных дел =)

Стараюсь не брать клиентов из Москвы - они и без меня найдут специалиста для очных консультаций. В скайп я работаю для того, чтобы те, у кого нет возможности, могли получить квалифицированную помощь, - люди из… всех остальных городов России, кроме стольных. Ну что поделать, такая у нас страна: во многих городах не то что хорошего, подходящего лично тебе психолога, а вообще никакого нет. Или эмигранты - психологическое консультирование на неродном языке, даже если он идеален, что есть далеко не у всех, довольно затруднительно, а некоторые вопросы трудно поддаются терапии из-за разницы в менталитете. Психолог - это же не универсальный инструмент «отвёртка», которая что в Сибири, что в Африке одинаковая. Это личность в любом случае, и японская личность, скорее всего, очень многого не поймёт из содержимого головы постсоветского гражданина. Конечно, москвичка без няни и садика, с малышами подмышкой так же ограничена в возможности выбрать и дойти до психолога, как и девушка из станицы Видное. Но среди тех, у кого есть техническая возможность, большинству я отказываю, за редким исключением.

В скайп-консультировании есть некоторые ограничения. По скайп можно работать только с одним взрослым человеком, не с парой и не с группой. Есть ограничения по методикам - многие нельзя применить через скайп (арт, телеска, например), другие методики по скайп проходят хуже. Транс, например - всегда есть барьер (у разных людей он разной плотности), так вот работа через веб-камеру этот барьер усиливает и порой до непреодолимой величины. При очном консультировании я могу затрансовать в 19 из 20 случаев, при скайп, дай бог, вполовину меньше, если не в треть.
Основной метод работы в скайп это то, что в заграницах называется talking therapy - «разговорная терапия», в России редко употребляемый термин, обобщающий подходы в психотерапии, основанные на беседе, слушании, вопросах, информировании, вербализации, рационализации и т.п.
Не во всех случаях это оптимальный вариант терапии. В очном консультировании я активно использую и другие методы, такие, как транс, визуализация и проч. Сейчас вот пойду получать сертификацию по нейро-йоге, это телеснотерапевтический подход, очень интересная методика. И, конечно, буду использовать это в очной работе, и, конечно, никак не смогу использовать в скайп.

Скайп-консультирование, точнее чистая talking therapy, идеально для решения родительско-детских вопросов по малышам-дошкольникам, т.к. такие вопросы на 95% состоят из недостаточной информированности родителя, неуверенности в оценке, незнания каких-то методов воспитания, подходов, неумения понять, что происходит с малышом. И работа с такими клиентскими запросами всегда идёт только с родителем, поэтому скайп отлично подходит для этого - все ограничения этого способа контакта с клиентом не играют роли при такой рабочей задаче. Работа непосредственно с самим ребенком дошкольного возраста нужна, только если нужна диагностика и\или коррекция отклонений в развитии, абилитация при физических отклонениях развития, реабилитация после различных травм.

Для остальных проблем взрослых или детских у этого вида связи с клиентом есть свои ограничения, и тут всё достаточно индивидуально.

Есть и другая сторона, отличающая работу по скайп от очной, - отношение самого клиента к процессу терапии.
За все годы ни разу не помню, чтобы клиент просто так, без заблаговременного предупреждения не пришел на очную консультацию. Если и есть отмены, то предупреждают заранее, очень редко за час-два, если ситуация такая экстренная, но обычно значительно раньше. И ни разу ни один очный клиент не забыл о том, что у него назначена встреча.
Скайп-клиенты регулярно позволяют себе не «прийти» на консультацию молча, сообщив об этом постфактум, могут просто забыть о назначенной встрече, легко опаздывают на 10-15 минут, порой без извинений и даже с лёгким недоумением: «А что, надо в два часа звонить?» Ну, не знаю, это ваше время, оплаченное вами, и оно не один час, начиная с любого момента, а один час с двух до трёх, а звонить, конечно, можете, когда хотите, я на месте ровно в два и жду вас. И не потому, что я такая зануда, а потому, что у меня после вас записан следующий человек. Я совсем не зануда, когда у меня есть возможность, я дорабатываю с опоздавшим полное время и даже при необходимости выхожу за рамки установленного и оплаченного часа, не выставляя это в счёт. Но такая возможность есть далеко не всегда. Когда я работаю очно, клиенты видят, что они приходят вслед за уходящим предыдущим посетителем и что за ними следующий уже звонит в дверь. По скайп они этого не видят, и это расслабляет.

Если клиент опаздывает на очную консультацию, он почти всегда звонит: «Мария, я чуть-чуть опаздываю, скоро буду». Из всех моих скайп клиентов только один-единственный человек делает так же. А опаздывают примерно одинаково часто что очные, что он-лайн люди.

Также на скайп-консультацию человек легко может выйти в откровенно «домашнем» виде. Нет, не нужно ни официально-делового наряда, ни вечернего мейкапа, но всё же никто на очные консультации не приезжает в домашнем белье. И что самое главное, этот же самый человек, который сидит перед камерой в майке и не причёсан, спросонья ни за что в жизни не приехал бы в таком виде на очную встречу. А на скайп - без проблем.

Или «прийти» на консультацию с детьми, играющими рядом, посторонними людьми, присутствующими в том же помещении. Несмотря на то, что я всегда заранее оговариваю: для работы нужен час свободного времени, без детей и зрителей, работать с мамой по личным вопросам при ребенке нереально, работать по личным проблемам с психологом, когда в комнате находится ещё один взрослый, не участвующий в терапии, - абсурдно. На очное консультирование никто не приходит с детьми, если их вдруг не с кем оставить, идёт звонок от клиента об отмене консультации. И это всем очным клиентам понятно, что нельзя приехать в кабинет к психологу работать по личному вопросу с малышом, несмотря на то, что в моём кабинете есть игровая зона и полно игрушек. Но он будет отвлекать и психолога, и ещё больше самого клиента, и при очной работе это все понимают. А работая по скайп, зачастую клиенты склонны свободно относиться к условиям работы и своим обязательствам в ней.

Всё это многое говорит о том, как в целом люди относятся к работе по скайп и чего можно ожидать, какие дополнительные затруднения для самой работы это даёт. Чем менее серьёзно и ответственно человек относится к работе с психологом, тем меньшего результата он достигнет. Недостаточно серьёзным отношением можно легко напрочь запороть всю тему и не получить вообще никакого результата. А работа по скайп увеличивает процент недостаточно серьёзно относящихся к терапии клиентов, провоцирует их относиться менее серьёзно, чем если бы они же приезжали своими ногами в мой кабинет; так же, как она увеличивает толщину барьера для транса, так же она уменьшает уровень ответственности, для разных людей в разной степени но этот эффект есть. Если очно те же люди были бы более сосредоточены и ответственны, то по скайп они более несерьёзны и халатны. В терапии и так много всего, с чем приходится бороться, чтобы помочь клиенту, а в скайп приходится бороться ещё и с этим. Так что, в работе по скайп есть не только ограничения по методикам, которые можно применить, и кругу задач, которые можно решать, но и по тому, насколько этот вид контакта подходит самому клиенту, насколько для него реальна эта работа и насколько он готов в неё вкладываться.

Работа

Previous post Next post
Up