Интервью с сумасшедшим профессором Николя

Oct 26, 2010 20:00

Сегодня у нас в гостях человек неординарный во всех смыслах этого слова. Это Николай Ганайлюк, известный также, как сумасшедший профессор Николя. Он является организатором и автором собственного удивительного научного шоу для маленьких детей. Впрочем, фотографии смогут передать то, чем он занимается, без слов:










Здравствуйте, профессор Николя. Расскажите, пожалуйста, более подробно о Вашем шоу для детей. Когда и при каких обстоятельствах возникла такая яркая идея?

Здравствуйте. Еще во время учебы на Физтехе я получал удовольствие от возможности что-то крутить, вертеть на наших лабораторных работах и думал, как жаль, что в школе у меня не было возможности экспериментировать на уроках. Мне повезло: у родителей была возможность съездить вместе со мной в Европу, и я с большим удовольствием посетил парки научных аттракционов. Больше всего меня привлекло в них то, что дети могли все делать своими руками, и никто их за это не ругал.

Честно говоря, идею детского научного шоу я подсмотрел у одной канадской компании. На западе уже не один десяток лет существуют компании, которые превращают уроки физики-химии в настоящее шоу. И я подумал, почему в Северной Америке, Европе такое есть, а в России нет. Именно поэтому я решил создать первую российскую компанию, деятельность которой будет идти на грани развлечения и науки.

И вот я стал сумасшедшим профессором Николя. Сумасшедшим, в хорошем смысле, конечно же.

Сложно ли было воплотить её в жизнь?

Честно говоря, свободных денег у меня не было, так что пришлось взять кредит в банке. На первые деньги были закуплены реактивы, всевозможные колбы, контейнер для хранения сухого льда (он используется во многих шоу), а также профессиональный аппарат для приготовления сладкой ваты (дети сами учатся готовить сладкое удовольствие).

Следующей задачей было найти клиентов.

В каких городах Вы работаете и проводите своё шоу для детей?

Так как наша база находится в Москве, то большая часть мероприятий проходит в Москве и Московской области. Тем не менее, не скажу что регулярно, но иногда мы выезжаем с нашим шоу в другие города и страны. Также у нас уже есть успешный опыт выступления в Казахстане, Австрии, а в скором времени научное шоу можно будет увидеть и в Украине.

Если ли у Вас помощники, команда, или всю работу Вы проводите самостоятельно?

Изначально я выступал один, но по мере увеличения спроса, стала появляться команда. Сейчас помимо меня выступает еще четыре человека. Я же помимо непосредственно самих шоу занимаюсь логистикой, а также подготовкой реквизита.

Есть ли эффект от того, что Вы делаете? Ощущаете ли Вы, что дети проникаются этой занимательной наукой и начинают испытывать к ней неподдельный интерес? Поддерживаете ли Вы обратную связь с родителями детей, которые посетили Ваши праздники, узнаёте ли, пришлось ли шоу по вкусу?

Самый большой кайф для меня, это когда после шоу дети обступают меня и начинают говорить, что им тоже очень нравится экспериментировать, и они обязательно станут учеными, когда вырастут. Знаете, ну просто бальзам на душу. Я также снимаю видеоролики экспериментов, чтобы ребята, даже не приходя на шоу, могли посмотреть видео и узнать для себя что-то новое. На сайте я выкладываю видео в специальном разделе: http://nik-show.ru/archivevideo

Мнение о прошедшем шоу очень важно для меня. Поэтому после шоу я даю анкету обратной связи, заполнив которую, наш заказчик получает скидку на следующее шоу, а я новый отзыв.

У Вашего шоу единая программа, или есть разные «номера», а программа претерпевает со временем какие-то изменения?

У нас различные научные шоу, подходящие для разных возрастных групп. Есть шоу «для самых маленьких», где уже пятилетние могут посмотреть и поучаствовать в зрелищных и безопасных опытах. Для ребят постарше мы делаем акцент на изготовление своими руками. Так, ребята готовят супер-слизь или полимерных червяков.

Стараюсь постоянно искать новые эксперименты и обновлять программу. Например, недавно был проведен конкурс в ЖЖ на лучший эксперимент для научного шоу, а в 2011 году будет проведен большой конкурс среди лучших московских технических вузов.

У меня появился постоянный партнер в США, который очень мне помогает, делясь своим опытом. Там эдьютейнмент (от сочетания education и entertainment, «обучение» и «развлечение») уже давно развит, и я с удовольствием перенимаю опыт.





Как Вы охарактеризуете современную российскую среднюю школу? Отвечает ли она хотя бы половине требований, которые на неё возложены? Может быть, имеет смысл в обязательном порядке утвердить школьные дисциплины, подобные вашей: форма занимательного и веселого урока гораздо лучше работает на вовлечение ребёнка в процесс и служит цели лучшего усвоения материала и зарождения мотивации в ребёнке, не так ли?

Знаете, очень часто, когда смотришь американские фильмы про школу, видишь, как дети постоянно что-то творят на уроках. Да, конечно, и у американской системы образования много минусов, так, например, она менее системна, зато позволяет детям овладеть практическими навыками.

В США уроки в развлекательном стиле, когда дети участвуют в занимательных экспериментах, уже давно не новинка. Государство оплачивает участие учителей во всевозможных образовательных семинарах, которые проводит в частности и мой американский коллега.

Существует даже так называемый «набор первоклассника» - определенные наглядные эксперименты, которые рекомендуют показывать поступившим в школу, чтобы дать понять: наука - это на самом деле здорово!

Уверен: было бы очень хорошо, если наше государство могло финансировать проведение уроков в стиле творческой лаборатории хотя бы иногда. Вне всяких сомнений это резко повысило бы интерес школьников к науке.

На какие возрастные группы рассчитано Ваше шоу?

Мы выделяем три возрастные группы:

Самые маленькие - 5-6 лет

Начальная школа - 7-10 лет

Средняя школа - 10-14 лет

Шоу для разных возрастных групп отличается не только экспериментами, но и объяснениями. Если малыши только узнают о том, что сухой лед не тает, а испаряется, то ребята постарше уже познакомятся с законом Бернулли и узнают про поверхностное натяжение.

Также ребята постарше знакомятся с полимерами и готовят супер-слизь и веселых червяков, которые потом забирают с собой домой, где продолжают с ними экспериментировать.

Впрочем, иногда мы выступаем и для взрослых. Так для компании Greenpeace мы подготовили специальное «экологическое шоу».

Какие новинки вы подготовили к новому 2010/2011 учебному году? Чем будете радовать серьезных маленьких слушателей своих семинаров для малышей в этом сезоне?

В новом сезоне у нас серьезные планы.

Во-первых, мы запускаем новое шоу, которое будет посвящено электростатике. Это будет уникальное шоу со сногсшибательными экспериментами. Продолжим продвижение шоу с жидким азотом, такое эффектное и интересное. Планируем также отснять много новых видеороликов с экспериментами. А совместно с нашим партнером «Мир научных развлечений» уже в ноябре планируется выход на рынок научных наборов для детей «Секреты сумасшедшего профессора Николя»



Какие советы вы могли бы дать родителям, которые не знают, как повысить в своем чаде тягу к знаниям, привить любовь к образовательную процессу? Наверняка вам известны какие-то действенные методы, которые не знают другие. Поделитесь личным опытом в данной сфере.

Самый лучший способ привить тягу к знаниям - это сделать так, чтобы ребенку было интересно заниматься. А что может быть лучше экспериментов? Необязательно покупать дорогое оборудование, очень многие эксперименты очень легко можно провести дома, а затем обсудить со своими детьми, что и как.

В 2010-2011 году я планирую провести семинары для учителей начальной-средней школы, поделиться своим опытом и рассказать, как очень просто можно сделать уроки физики и химии интереснее и нагляднее. С удовольствием приглашаю на эти семинары и родителей.

Многие смотрели сериал "Школа", который обнажил острые социальные проблемы и драмы современных школьников и учителей. Есть ли у вас соображения по поводу того, как повысить общий нравственный и моральный уровень учащихся?

Очень сложный вопрос. Да, в школе обучаются разные ребята, каждый со своим характером. Но знаете, проведя уже больше 500 научных шоу, я могу с уверенностью сказать, что конечно школа сильно влияет на характер детей, но все-таки самое главное это то, что заложили в нем его родители, его семья. Если в семье должное внимание уделялось воспитанию ребенка, чтобы он рос достойным человеком, то никакая школа его не испортит. Это очень важно.

И последний вопрос: любое образование - это не только ученик, но и педагог. Какие советы вы могли бы дать тем, кто хочет стать педагогом? Может, у вас есть какие-то слова напутствия или советы будущим педагогам? Не секрет, что всё меньше людей хотели бы приобщить себя к этой замечательной профессии. Тем не менее, дети остро нуждаются в хорошем образовании. Как мотивировать, к примеру, вчерашних школьников на то, чтобы поступать в педагогические университеты? Или, быть может, им лучше заняться тем, чтобы создать какие-нибудь интересные шоу наподобие вашего, ведь, очевидно, они во многом даже полезнее для развития детей, чем классическая школа.

Мой совет банален. Для того чтобы стать успешным педагогом, необходимо в первую очередь любить детей и желать их научить. Если желание научить искренне, вы не будете четко действовать в рамках образовательной системы. Знаете, есть люди, про которых говорят, педагог от Бога, так вот они всегда творят. Придумывают новые упражнения, приносят на урок наглядные материалы, часто сделанные своими же руками. Учителя физики и химии обязательно проведут на уроке эксперимент, чтобы ребятам было понятнее. Я всегда готов поделиться своим опытом и рассказать, как можно сделать так, чтобы физика и химия показались ребятам самыми увлекательными занятиями на свете!

Работа педагога - это большой труд. Одно дело провести одно научное шоу - праздник для детей, когда их внимание особо и не нужно удерживать - им и так очень интересно. Делать же рутинную работу, день за днем плюс все эти постоянные проверки - все это конечно не красит работу преподавателя, не говоря уже о недостойной оплате труда.  Но труд преподавателя очень важен и почетен. Так есть и будет всегда. И, как и в любой профессии, есть те, для которых важен просто диплом, а есть просто отличные профессионалы, которые не могут не делать качественную работу.

А еще родители обязательно должны принимать активное участие в обучении своих детей. Если в школе не на все уроки ваш ребенок бежит как на праздник, устройте научный праздник ему дома. Все в ваших руках!

ЖЖ сумасшедшего профессора Николя.
Сайт сумасшедшего профессора Николя.

Интервьюировал Максим Лобанов, специально для блога Техномад.

Если вы - политик, бизнесмен, учёный, музыкант, скульптор, архитектор или Президент России, если ваша деятельность и ваши проекты, на ваш взгляд, могут представлять интерес для широкой публики, вы хотели бы дать интервью для этого блога или просто рассказать о себе, либо если у вас есть интересное деловое предложение, пишите Максиму Лобанову на почту napishi-maksimu@yandex.ru

интервью

Previous post Next post
Up