Максим Лобанов в гостях у Сергея Полонского
Взял интервью у председателя совета директоров компании MIRAX Group (одна из крупнейших строительных компаний Москвы) Сергея Полонского. Хотя это было даже не интервью, а скорее интеллигентная беседа о важном. Или даже не так - это было увлекательное путешествие из Петербурга в Москву (такая повесть ещё у Александра Радищева есть) в самом глобальном смысле. Для начала, мне было интересно на практике посмотреть, как ездит скоростной поезд "Сапсан". Так сложилось, что я ещё ни разу на нём не ездил. Поэтому взял билеты именно на него и в ту, и в другую сторону. Впечатления отличные. Москва встретила меня игривыми лучами солнца и восхитительно тёплой погодой. Бабье лето в этом году выдалось на славу. До встречи с Сергеем Юрьевичем оставалось ещё несколько часов после моего прибытия, поэтому я съездил на Красную Площадь и погулял там. Ведь во время моего прошлого визита в Москву, который состоялся в августе, я так и не успел оценить достопримечательности столицы. В этот раз я решил наверстать упущенное и не пожалел. Красная Площадь превзошла все мои ожидания, там очень красивый архитектурный ансамбль.
Когда я приехал в башню "Федерация", меня встретила очаровательная девушка Анна и очень вежливый молодой человек Виктор весьма презентабельной внешности. Они оказали мне очень радушный приём, как дорогому гостю. Вообще, Москва в этом плане меня приятно удивила. Дело в том, что слышал про неё много негативных отзывов, мол, люди там холодные и пафосные. Мой опыт показал, что это полностью не соответствует действительности. Как во время моего прошлого визита, так и в этот раз мне посчастливилось познакомиться с очень милыми, обаятельными, дружелюбными и отзывчивыми людьми. А сотрудники MIRAX оказались ещё и очень преданными своей компании, и это чувствуется. Мне, кстати, было интересно в этом плане ознакомиться именно с корпоративной культурой MIRAX Group. Я часто слушал рассуждения Сергея Полонского на эту тему, по которым у меня сложилось впечатление, что MIRAX - одно из лучших мест работы в России. Моё предположение подтвердилось. Для меня провели экскурсию по "Федерации", рассказали, чем она уникальна (вплоть до того, что по некоторым параметрам включена в книгу рекордов Гиннесса), прокатили на 62-й этаж. Вид с такой высоты на вечернюю Москву завораживает. Он никого бы не оставил равнодушным.
Потом меня повели непосредственно к Сергею Юрьевичу. Он оказался очень приветливым человеком огромного роста. Удивительная деталь: по офису этот великан ходит в милых домашних тапочках. Когда я зашёл, там находились ещё 2 человека помимо нас. И прежде, чем приступить к интервью, мы вчетвером целый час беседовали на тему развития блогосферы и возможности замены ей полноценных СМИ. Ну и после того, как все покинули кабинет, мы с Сергеем Полонским приступили к нашей беседе на те темы, о которых мне хотелось с ним поговорить. Ниже представлено само интервью. Мои вопросы и комментарии выделены жирным шрифтом.
Меня вот что интересует. Вы недавно сказали, что представители бизнеса сидят на чемоданах, на что Владислав Сурков ответил, что это не так, не согласился с Вами, и вот мне хотелось бы узнать: несмотря на то, что так мало времени ещё прошло с тех пор, чувствуется ли, что власть предпринимает какие-то попытки сближения?
Да, попытки сближения намечаются. Кстати, через неделю после моего общения с Владиславом Сурковым Дмитрий Медведев высказался на тему власти и бизнеса. И слово в слово повторил мою фразу про чемоданы. Собственно говоря, сейчас словосочетание "сидеть на чемоданах" используется повсеместно. Но при этом важно его правильное понимание. Сидеть на чемоданах - относится не только к людям, которые хотят уехать из страны, но и к части людей, которые ничего не делают, потому что не видят перспективы.
Вы хотите сказать, что инициатива наказуема в этом смысле?
Нет, я не говорю про то, что инициатива наказуема. Не имеет значения, по какой причине бизнесмены недовольны - погода не нравится, политика не нравится, милиция не нравится. Есть общий климат, который состоит из многих вещей.
То есть предпочитают отказаться от какого-то нового перспективного и полезного обществу проекта, нежели рискнуть?
Да. Да. К примеру, сегодня в стране лишь 2% молодых людей, которые на 4-5 курсе хотят заниматься бизнесом.
Это проблема, я тоже согласен.
В таких условиях, когда люди сидят на чемоданах, невозможно развивать долгосрочные программы, невозможно выстраивать концепции на 10-15 лет.
Вы говорите о том, что у нас нет фильмов, которые бы стимулировали молодёжь в том числе к росту предпринимательской активности, в которых был бы бизнесмен положительным героем. Не было ли у вас идеи в таком случае самому восполнить этот пробел и может быть инвестировать средства в создание подобного фильма, в режиссерскую работу.
Я считаю, что это неправильно. Бизнес не должен финансировать фильмы про себя.
Не конкретно о Вашей корпорации, а просто..
Неважно. Это неправильно. Это должно быть внутреннее состояние наших мэтров кинематографии. Вот на съемки фильма "Сибирский цирюльник" деньги они находят. А какую пользу принёс фильм "Сибирский цирюльник" нашей стране, расскажи, пожалуйста?
Никакую.
Точно, никакую.
Как и большинство других фильмов, кстати.
Да. На эти фильмы они находят деньги. Государство им помогает. Но пока журналисты, телевизионщики, кинематографисты и так называемая интеллигенция не понимают, что бизнес будет развиваться у нас, только тогда, когда в стране все будет хорошо. Можно делать это искусственно, покупая журналистов, но тогда пропадет весь смысл.
Ну, может быть, сильно не рассчитывать на мэтров, а присматриваться именно к молодым талантам, которые, может быть, и хотят снять какой-либо фильм о бизнесе, но просто у них нет средств. А нужно простимулировать именно их.
Если бы у них было желание, наверное, они бы сделали всё возможное и нашли финансирование.
Они же не бизнесмены, а творческие люди.
Написали бы хороший сценарий, придумали бы. Тоже непростая ведь ситуация - нужно придумать сценарий, согласен?
Они его пришлют тем же мэтрам, а мэтрам это неинтересно.
Если бы у молодых были хорошие сценарии, они могли бы их отправить и представителям бизнеса. Берешь свой сценарий, и отправляешь его двадцати бизнесменам. Может быть, кто-то и найдется, кто профинансирует. Возможно, даже я бы дал денег.
Вот я об этом и говорю.
Но я не получаю интересных качественных сценариев. Мне присылают какой-то трэш сплошной: убийства, милиционеры, киллеры и так далее. Невозможно читать.
Ну должно же быть ненавязчиво. Перечисленные Вами образы просто привычны обывателю..
Пусть они тогда и отправляют сценарии по другим адресатам, зачем мне-то?
Ну может быть, несмотря на трэш, в этих фильмах может пропагандироваться бизнес-герой. В неявной форме. А все будут знать, что фильм спонсировали Вы, что удачно дополнит Ваш публичный образ.
Смотри, в чём логическое заблуждение. Все считают, что быть таким открытым и узнаваемым бизнесменом, как я - классно. На самом деле, ничего хорошего в этом нет, потому что ты не можешь спокойно пойти отдохнуть. К примеру, сейчас я практически не хожу в рестораны, дискотеки уже давно не посещаю. Уже, наверное, года 3-4. А про меня всё пишут, что я какие-то дискотеки, тусовки устраиваю и так далее.
Что касается фильма: не нам это надо. Не мне это надо. Это вам надо, вашему поколению. Вот если вы не создадите нормальные бизнес-условия, если из ста молодых людей только один пойдёт в бизнес, а не десять хотя бы, то вы попадете в собственную ловушку из своих заблуждений. Вам в этой стране жить. Вот Вы и задайте этот вопрос Михалкову, Кончаловскому, телевизионщикам.
Должно быть, им самим это уже приелось, и удовольствия не доставляет поиск новых ниш, они сидят уже на заезженном.
Вы меня не услышали. Ваше поколение должно научиться задавать вопросы. Вы должны взять и, грубо говоря, написать 10 вопросов этим мэтрам. Допустим: скажите, пожалуйста, а почему вы снимаете фильмы про трэш? А почему у вас нет ни одного фильма про успешного бизнесмена, или хотя бы просто про успех… про успешного адвоката или учёного.
Наверно потому, что мэтры держатся за рейтинги, за деньги, им кажется, что в таком случае аудитория от них отвернется, потому что большинство людей старых порядков, им будет просто неинтересно это смотреть. Им проще снять что-то, что обыватель поймёт и поддержит. И это будет гарантировать им возврат инвестиций.
Вы тогда задайте им вопрос, а почему они используют государственные деньги? Это государственная позиция - трэш показывать? Это твои деньги, понимаешь? То есть у тебя взяли деньги и дали им, а они сняли трэш.
Пару слов, кстати, о Вашем публичном образе и о том, что Вы теперь даже не ходите в рестораны, раз уж Вы упомянули об этом. Собственно, роль эпатажа в вашей медиа-стратегии - это внутренняя потребность, запланированная долгосрочная стратегия, или такое непроизвольное проявления себя, о котором впоследствии приходится жалеть, например?
Мы выбрали для себя позицию открытой компании. Дело в том, что в России 95% компаний - закрытые. Когда ты покупаешь квартиру, ты не знаешь, кто отвечает за то, как будут построены проекты, будут они качественные или нет и так далее. У нас очень много компании без лица. Компания «Хурум-мурум» или какой-нибудь трест «фигум-мигум». А я считаю, что время таких компаний прошло. Сейчас все по-новому. Если мы добьемся того, что у нас 95% компаний будут открытыми, тогда и общество, и страна будут развиваться иначе, и конкуренция будет другая, и бизнес-сообщество будет по-другому себя вести.
У многих наверно есть, что скрывать, поэтому они не торопятся раскрывать информацию.
К сожалению, да. Это очень серьёзный вопрос. Но без этого мы не сможем прийти к открытому обществу. Абсолютно точно. Но тем не менее, мы видим очень сильные тренды на изменение ситуации, потому что очень многие компании вышли на IPO, а сам по себе формат IPO подразумевает, что ты вынужден рассказывать о себе, кто ты и что ты. И в этом плане я считаю, что мы выбрали абсолютно правильную стратегию. Другое дело, что за это больше всего мы и получаем от наших любимых журналистов. Я понимаю этих журналистов. Им завидно. Они не понимают, как же так, мы такие умные, пишем, а они такие молодые, а уже построили такие здания, реализовали такие проекты и так далее. Нормальная человеческая зависть. А она увы вызывает только одно желание. Какое?
Нагадить как-нибудь.
Молодец. Абсолютно точно. И больше никакого скрытого смысла здесь нет, и искать его не надо. Понимаешь, у нас, наверное , уникальная страна, в том плане, что мы настолько умудряемся сами себя обосрать, что потом не может отмыться от этого от всего. Пока журналистские ряды не будут вычищены, хорошего ничего не будет. Причем вычищены не внешними факторами, а системой самоочищения. К примеру, когда какой-то журналист написал джинсу, или просто написал какую-то вещь, которая направлена не на созидание, а на разрушение (я не говорю, что нужно писать только позитивные статьи, безусловно, нет) - вот когда таким журналистам сами же коллеги по цеху начнут бить морды, может быть тогда журналистская профессия опять станет уважаемой. А пока моё мнение, что её даже нельзя сравнивать с проституцией.
А не может такого быть, что журналисты - это отражение всего общества?
Допустим. Но тогда не надо называть себя мерилом этики, не надо говорить, что мы за честность, мы показываем всё как есть, мы хотим, чтобы страна стала лучше.
Хотелось бы затронуть немного также и тему собственно недвижимости. Я вот говорил вам уже об этом, что есть критерии доступности жилья, когда в числителе ставится стоимость квартиры для среднего класса, а в знаменатель средний ВВП на душу населения, и получается, что в России на квартиру надо 155 лет копить представителю среднего класса, а в Германии всего 6. Как этого можно добиться и как это увязывается с Вашим желанием, чтобы цены на квартиры постоянно росли?
Давай так. Назови мне параметры квартиры и средней зарплаты, которую ты взял в знаменателе.
Ну я это просто к тому..
Нет, нет, не надо просто. Не надо сравнивать Остоженку со средней зарплатой каменщика и квартиру в Германии в спальном районе с зарплатой инженера. Я просто знаю, как эта цифра получилась у нас, понимаешь. Всё очень просто. Смотри. Ты из Петербурга. Сколько в спальном районе стоит новая квартира сейчас? Ну, 1 600 - 1 500 долларов где-то, согласен?
Да.
Это метр квадратный. Берем небольшую квартиру - 36 метров. То есть нужно где-то 50 000 долларов. Согласен? Сколько сегодня составляет средняя зарплата в Петербурге?
Ниже, чем в Москве..
Не ломай голову, 29 тысяч. Я знаю лучше тебя. Это примерно тысяча долларов? Тысячу долларов умножаем на 12 месяцев и на пять лет. Сколько получается?
60 000 долларов.
Сколько стоит квартира?
50 000 долларов.
Какие у вас вопросы? Это называется манипулирование фактами и цифрами. Вот эти все пассажиры, которые берут и вырывают факты и цифры непонятно откуда, это всё знаешь -некрасиво.
Ну, конкретно число 155 назвал Пётр Авен [президент "Альфа-банка" - примечание редактора] в интервью для журнала "Итоги".
Я Пете Авену уже сказал, что думаю по этому вопросу. Я знаю, откуда эта цифра. Некрасиво так делать, понимаешь? Моё мнение - ничего страшного, он не профессионал в строительстве, другое дело, что многие люди слушают подобные вещи и принимают на веру - зачем - я не понимаю. У меня такое ощущение сейчас, что главные негодяи в стране - это строители. А все остальные хорошие: журналисты хорошие, банкиры хорошие, политики хорошие…
Ну народ видит то, что он видит. Доступного жилья строится мало.
Стоп. Мы сейчас только что поговорили, обсудили, я тебе цифры привёл. Если бы ты мне этот вопрос задал до этого, было бы понятно. Но теперь вопрос не имеет смысла. Теперь уже ты должен ответить, почему вы, журналисты, создаёте такую истерию вокруг этого?
Ну я сейчас ничего не говорю. Я, как уже говорилось, к журналистам себя не отношу, но я говорю просто, что Вы мне-то ответили, но народ-то по-прежнему об этом не знает, народ-то видит вот эти красивые дома, новостройки элитные, которые его злят, соответственно.
Ну и что. А ты скажи, как ты думаешь, хоть одному рабочему придёт мысль купить квартиру в центре Парижа? Или в центре Лондона? Или в центре Нью-Йорка? Конечно, нет, старик.
Вот такое получилось интервью. От себя хочу лишь добавить, что Сергей Юрьевич оказался очень мудрым, глубоким и рассудительным человеком. Такой вывод я могу сделать и по самому характеру нашей с ней беседы, и по тем моментам, которые остались за кадром. Жаль лишь, что он сам и меня к журналистам причислил. Хотя я общался с ним именно, как бизнесмен с бизнесменом, и никак иначе. Я как раз вхожу в тот маленький процент молодёжи, которая обеими руками за бизнес. Я всегда пытался развивать свои проекты, и никогда не сдавался, не опускал руки, даже если что-то и шло не так, как бы мне хотелось.
ЖЖ Сергея Полонского:
polonium194 Сайт корпорации MIRAX Group Если вы - политик, бизнесмен, учёный, музыкант, скульптор, архитектор или Президент России, если ваша деятельность и ваши проекты, на ваш взгляд, могут представлять интерес для широкой публики, вы хотели бы дать интервью для этого блога или просто рассказать о себе, либо если у вас есть интересное деловое предложение, пишите Максиму Лобанову на почту napishi-maksimu@yandex.ru