Малое приграничное движение (МПП) стало для огромного количества калининградцев шансом "приобщиться к Европе" во всех смыслах. Карточки МПП, позволявшие без визы посещать приграничные районы Польши, оформили себе около 300 тысяч жителей региона - примерно каждый третий.
Калининградская область, как известно, - эксклав, сухопутной границы с остальной Россией у нее нет. И это сказывается на многих аспектах повседневной жизни - от цен и ассортимента продуктов в магазинах до качества медицинского обслуживания. Вот поэтому сотни тысяч российских "земляков Канта", используя карточки МПП банально делали в Польше покупки и даже
лечились в польских больницах. Эксперт по Калининградской области из фонда "Боруссия" Эва Романовская:
«Граждане РФ, проживающие в Калининградской области, лечатся в польских больницах по нескольким причинам. Прежде всего, в области нет некоторых узких специалистов и на некоторые консультации пациентам приходится ездить в Москву или Петербург. Однако, принимая во внимание то, что Польша гораздо ближе, многие предпочитают ездить к нам».
Эва Романовская
Извлекали немалую пользу из МПП для себя и обычные поляки. Во-первых, "приграничный" спрос со стороны россиян здорово поддерживал местный бизнес (а данные районы Польши славятся высоким уровнем безработицы), во-вторых, для поляков это было элементарно шансом купить недорого по европейски меркам бензина.
Однако в июле текущего года польские власти МПП
заблокировали. По официальной версии - в связи с Варшавским саммитом НАТО и другими мероприятиями, проведение которых было запланировано на июль. Но июль вроде бы закончился, а воз - и ныне там. Так в чем же дело? Министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак "объяснил":
«Главная причина - безопасность. Я не могу говорить о деталях, потому что они засекречены».
Мариуш Блащак
Все указывает на то, что поляки таким образом высказали свое "фэ" Москве за ее политику. Однако в конце концов пострадали бабушки и дедушки, ездившие в Польшу отдохнуть и купить продукты.
Польской стороне было бы неплохо забыть о своих амбициях, и сделать так, чтобы их "санкции" не мешали вести привычный образ жизни обычным людям.