Вывод науки и образования на второй план среди государственных задач может быть чревато для России большими неприятностями.
Своими опасениями, связанными с тенденциями, наблюдаемыми в российской науке, поделился на днях с отечественной аудиторией профессор Российской экономической школы и Института политэкономии и госуправления в Барселоне Рубен Ениколопов. Расчеты, приведенные в его статье "
Что теряет наука от политики самоизоляции России", просто пугают.
Фото: polit.ru
В частности, ученый говорит о том, что фиксирование расходов на российскую науку в номинальном выражении, запланированное в 2017 - 2019 годах, на практике приведёт с учетом инфляции к резкому ухудшению "состоятельности" российских научных учреждений, которые и без того чувствуют себя сегодня не слишком хорошо. Ведь не факт, что инфляция удержится хотя бы на уровне 5% в год.
Впрочем, это будет лишь продолжением уже существующей тенденции. В относительном измерении расходы на науку и без того давно уже падают.
На максимуме, в 2013 году, на науку было выделено 3,2% государственного бюджета, что привело к резкому росту эффективности научной деятельности в России и попаданию страны в список стран с самым высоким показателем высококачественных научных публикаций по индексу Nature Index of Rising Stars.
Фото: news.unist.ac.kr
Однако в 2015 году доля науки в бюджете обвалилась до 2,8%. В первом же полугодии 2016-го она составляет и вовсе 0,8%. Правда, истины ради нужно заметить, что значительная часть "научных" расходов приходится на конец календарного года.
Сокращение финансирования, по мнению Рубена Ениколопова, это далеко не единственная глобальная проблема российской науки. Не меньше бед приносит и самоизоляция страны.
Уже давно доказано даже на материалах начала ХХ века, что снижение международного сотрудничества негативно сказывается на продуктивности ученых. Самоизоляция - это стратегически проигрышный путь во всех смыслах.
По словам ученого, даже если государство планирует делать ставку на укрепление обороноспособности, это всё равно невозможно без мощной экономики. А экономика, в свою очередь, в наше время определяется не столько материальными ресурсами, сколько качеством человеческого материала, прямо зависящим от образования.
Фото: reuters
Именно качеством образования объясняют сегодня ученые, почему страны Юго-восточной Азии по уровню развития оторвались далеко от латиноамериканских стран, имевших с ними равные стартовые возможности. Человеческий капитал побеждает. Знания решают всё. И поэтому корпорации, занимающиеся информационными технологиями, так уверенно теснят по уровню капитализации промышленных гигантов, чьи позиции ещё совсем недавно считались непоколебимыми.
У России, учитывая достаточно высокий уровень советского образования, были великолепные стартовые возможности, но теперь они ухудшаются с каждым днём. И если всё будет продолжаться подобным образом, то Россия окончательно вывалится из "локомотива" высокоразвитых государств и вряд ли сможет вскочить в него снова в обозримом будущем.