ВЦИОМ исследовал акцию #ЯНеБоюсьСказать

Jul 26, 2016 13:00



Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил, что россияне знают об интернет-акции #ЯНеБоюсьСказать (участники которой открыто рассказывали о пережитом сексуальном насилии и его попытках), и сколько жителей страны лично сталкивались с подобными проблемами в своей жизни. Социологи узнали, что о #ЯНеБоюсьСказать знают очень немногие. Только 4% подробно осведомлены об акции, 13% - где-то что-то о ней слышали, а 81% - впервые узнал о ней от интервьюеров.

Относительное большинство россиян саму идею акции поддержало. 48% опрошенных ВЦИМО заявили, что люди, публично рассказывающие о пережитом ужасе, поступают правильно. А вот 39% сказали, что говорить о подобных вещах не нужно, так как это все равно ничем не поможет. Причем, среди женщин сторонников акции оказалось на 5% больше, чем среди мужчин.

Психиатр-криминалист, глава Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов прокомментировал результаты исследования "Коммерсанту":

К сожалению, если женщина в России подверглась насилию, считается, что она сама дала повод. Поэтому многие пострадавшие молчат: им страшно оказаться непонятыми и брошенными. Мужчины тоже становятся жертвами насилия, но они практически никогда не признаются в этом, так как боятся нанести урон своей чести и достоинству. Но всегда нужно обращаться в полицию, потому что это не только поможет наказать преступника, но и предотвратить ужасы, которые он теоретически может совершить в будущем.
Виноградов Михаил Викторович

Самыми шокирующими в итогах стали ответы на вопрос о личном негативном опыте интервьюируемых. 10% опрошенных заявили, что лично были жертвами сексуального или домашнего насилия. У 8% жертвами насилия становились близкие и друзья. 6% - не пожелали отвечать на данный вопрос. 73% сказали, что ничего подобного у них в жизни не происходило.

Чаще всего сообщали о насилии жители городов с населением более 500 тысяч человек. Среди них лично становились жертвами 19%, а слышали о насилии в отношении друзей и близких - 10%. Итого - почти треть опрошенных.

Меньше всего людей сталкивалось с насилием, согласно результатам опросов, в селах. Но тут есть один большой вопрос. Действительно ли такие прекрасные результаты дает "традиционный уклад" или просто население сел боится "открывать душу" социологам?

Среди тех, кто сталкивался с насилием, только чуть более половины лично обращалась куда-то за помощью. 37% - в правоохранительные органы, 18% - к семье, 11% - в медучреждения, 4% - к психологу, 3% - к священнику или на "горячую линию". 39% никуда не обращались, а 2% - затруднились ответить.

Подводя итоги опроса, директор специальных программ ВЦИОМ Елена Михайлова заявила:

«Пострадавшие от домашнего и сексуального насилия предпочитают молчать. Страх осуждения, отторжения, стигматизации вынуждает жертв насилия самостоятельно переживать случившееся. Если жертвы разбойных нападений или карманных краж вызывают сочувствие и понимание, испытавшие насилие могут столкнуться с критикой собственного поведения. Обвинение жертвы становится причиной ретравмизации, еще более глубоких переживаний. Усугубляют ситуацию неверие в систему правосудия, неразвитость механизмов защиты и реабилитации жертв. Замалчивание проблемы продуцирует новые насильственные преступления, приводит к рецидивной виктимизации».
Елена Михайлова

Как мы уже писали недавно, официальный уровень преступности в России несколько снизился по сравнению с 1990-ыми в начале 2010-х, но в последнее время снова начал резко расти. Приведенные же ВЦИОМ материалы свидетельствуют о том, что значительная часть преступлений не попадает в данные официальной статистики из-за стыда и страха осуждения.

Страшно подумать, сколько рядом с нами ходит преступников и сколько жертв получают тяжелые психологические травмы и хранят все в себе. Поэтому психологам-криминалистам и правоохранительным органам еще есть над чем работать.
Previous post Next post
Up