Как стать мего проповедником и не умереть

Nov 13, 2016 01:08



После скандального поста в фейсбучном фем соо ФеминизмЮА и ответов на распространённые вопросы в посте lonelyphantom, встал вопрос собрать ценные мысли в одном месте, чтобы я или другие феминистки знали где они лежат, извлекая по первой надобности.
В ФемБукс я писала, что некоторые феминистки имеют особую проф деформацию, выраженную в склонности посылать, ругать матом и отказываться объяснять. Данная деформация основана на той печальной реальности, когда ты объясняешь новенькой раз, потом на её место приходит другая, ты объясняешь ещё раз, но на её место приходит ещё и после пары десятков пережёвываний у тебя уже просто нет сил. Легче назвать дураком, сказать общую фразу о "защите мужчин", "нетакизме", суть которой всё равно ясна лишь просвещённым или послать, чем начинать всё снова. Уверенна, многим феминискам знакома подобная усталость "Що? Опять?!".

Некоторые из нас выматываются от подобного, а ведь у феминисток без того много дел и тратить силы на повторение не хочется. К тому же, у нас тут не устная, дописьменная традиция, в конце то концов. Так что я решила собрать свои поясняющие комментарии из обсуждения под постом ОдинокогоФантома, ведь на них было потрачено не мало времени и они ёмко дают ответы на распространённые вопросы.


В дальнейшем эту практику можно продолжить, делая выборки информативных постов и занося их в соо под меткой «начальный уровень» или «теория». Ведь в обсуждениях порой есть мысли не хуже, чем в постах, но вероятность быть использованными или замеченными у них куда ниже.

И так, лонгрид, поехали...

1. Мужчин не оправдываю, если они действуют определенным образом. Но при этом не считаю сексистами всех. Их - тьма, но не все.

Даже среди женщин, даже в фем сообществах, 90-99% сексистки, я в том числе. Просто по факту, что мы сформированы в патриархальном обществе.

У меня были знакомые или друзья, постулировавшие, что поддерживают равноправие, или даже про-феминисты. Но от каждого рано или поздно я видела сексисткие слова или поступки, которые они просто не определяли как таковые. Конечно, это не грубый, очень лёгкий сексизм, но от всех и каждого. Даже если они сами этого очень не хотят и регулярно занимаются саморефлексией по этому поводу.

Так что выражение "все козлы и насильники" это конечно преувеличение, но "все сексисты", или (представим чудо, когда человек прям идеально отформатировал свой мозг и подсознание. Найти бы сначала хоть феминистку, которая такого дзена достигла) условно все, бесспорно, без преувеличений.

2. Тогда зачем нам слово «сексист», если все или почти все люди сексисты? Ведь тогда оно теряет смысл.

По сравнению с тем, когда мы просто не знали слова "сексизм", подобные практики оставались не названными и невидимыми в культурном сознании. Появление слова означает появление некоторых вещей в общественном дискурсе и не имеет значения, 10 человек из 100 этим страдают или 99-100.

Тот факт, что мы до сих пор не можем признать тотальность этого явления, тоже о многом говорит. Вероятно, о том, что мы идентифицируем как сексизм только какие-то очень грубые, очевидные вещи, но некоторые каждодневные практики или подсознательные установки остаются невидимыми. Иначе говоря, наш "болевой порог" очень завышен и многие сексисты безопасно летают "под радаром".
Как результат, некоторые мальчики приходят в феминизм и сразу же думают - ну всё, раз я стал про-фем, то я уже не могу ничего плохого сказать-сделать. Они не осознают насколько глубоко этим пропитаны. Но потом из них горы дерьма лезут, им об этом говорят, они обижаются и разочаровываются в феминизме. Девочки на этой же почве кстати тоже порой разочаровываются, грюкают дверьми и уходят.

3. Но всё же, почему бы не использовать термин «сексист» только для тех случаев, когда человек ведет себя как сознательный сторонник дискриминации/убежденный носитель предрассудков, или не готов менять свое поведение в ответ на сообщение о нежелательности чего-либо как сексистского? В чём смысл называть сексистами тех, кто не понимает в чём их сексизм или даже не желает его проявлять?

Есть неплохое видео на ютубе, где девушка цитирует из статьи в Тайм 5 стадий приятия сексизма (в ролике это 6 мин. 10 сек.).

image Click to view



Вот они:

1 этап. Сексизма не существует, это изобретение феминисток.
2 этап. Сексизм существует, но обратный сексизм по отношению к мужчинам так же плох или хуже.
3 этап. Сексизм существует, главное я не сексист.
4 этап. Сексизм существует и моё привилегированное положение как члена доминирующей группы укрепляется благодаря ему вне зависимости от того, сексист я или нет.
5 этап. Сексизм существует, моё привилегированное положение поддерживается благодаря ему, иногда я сексист, потому, что я продукт социализации и если я хочу это изменить, мне нужно активно бороться против этой социализации.

Водораздел сексистов как «сознательных сторонников и убеждённых носителей» проходит между 2м и 3м этапами. Все, кто в 3м этапе и выше, в определённой мере, могут рассматриваться феминизмом как «союзники», так как они не сознательные носители.
Дальше я приведу грубый, утрированный пример - взять носителей какой-то болезни. Два первых гордятся ею или отрицают её наличие, два следующих признают её существование в обществе, но могут не догадываться, что сами носят вирус (может у них лайт вариант болезни или латентная фаза), пятый признаёт, что является носителем слабого вируса, который может доставлять проблемы время от времени, если за ним не следить.
По мне, если придумывать другое название для «неосознанных носителей», это будет только размывать дискурс, намекая, будто эти вот люди уже совсем не принадлежат к плохой системе. Хотя, как же они не принадлежат?

Я понимаю, что для «неосознанных носителей» или про-феминистов обидно или неприятно осознавать, что и они «замараны», что и их это коснулось, потому хочется иметь особый термин, быть «чем-то другим». Да и непривычно просто бороться с чем-то, что является частью тебя. Люди имеют давнюю привычку чётко разграничивать врага и друга, либо находить козла отпущения вне общества "своих", на которого проецируется всё "зло", а они остаются идеально чистыми. Но вот в этом как раз и есть размывание дискурса. Пусть уж будет «сознательный сексизм» и «не сознательный» - сразу видно, что это порождения одной системы и явления, истекающие из единого корня, просто несколько иного уровня серьёзности (запущенности).
Я имела знакомых, которые почитали фем теорию, отловили некие поверхностные вещи, осознали себя сторонниками феминизма и посчитали, что они уже «что-то другое», тем самым начав воспринимать себя почти непогрешимыми. То-то и самое печальное, что тут нет «каких-то других». А неосознанное носительство может иметь отвратительные последствия, так как человек воображает, что у него «иммунитет».

4. Не совсем пойму, чело плохого в предпочтении гетеронормативной внешности и возбуждении от бюстгальтеров? Не уверен, что вообще вижу тут сексизм.

В каком-то из фем соо постили хорошую схему со статьёй к ней. Найти сейчас не могу, но в фотошопе косо воспроизвела, что помню.



- Желтая полоса, это женские типажи в культуре вообще.
- 1. - андрогинные женщины. Перед ними забыла нарисовать отрезок соответствующий «буч» внешности, так что можно мысленно прибавить ещё красную дугу на пересечении «мужчины» и «женщины».
- Синяя полоса, это "обычная женская внешность", без косметики, утягивающего белья, сушащих диет и упражнений, качалок, пластической хирургии, типично женских предметов одежды, длинных волос, удалённых волос и тп. В эту полосу вписываются почти все здоровые, удобно одетые женщины, если они ничего не будут делать с данным им природой телом.
- 2. - гетеронормативность. Включает в себя не все нормальные женские типажи, но только допустимую градацию, а идеал внешности, в современной культуре, почти всегда требует улучшения нормального женского тела. Тут можно вспомнить скандал, когда депутатка Надежда Савченко пришла в юбке и с небритыми ногами - не вписалась в геетронормативность и получила тычки отовсюду, от ТВ, до соц. сетей.
- 3. - гипертрофированная женственность. Сюда входят дамы настолько «прокачанные» и "улучшенные", что это выглядит неестественно, чрезмерно или нелепо. Туда же можно отнести трансвеститов, перегибающих палку пытаясь имитировать вид, предписанный социальным конструктом под названием "женский гендер". Губы утёнком на селфи, в эту категорию тоже.
-Там есть ещё не отмеченный участок. Точно не помню, что там было на таблице, но по логике туда входят просто женщины, никак не улучшающие себя, либо от природы не вписывающиеся в гетеронормативность, но всё же чётко определяемые по внешности как женщины.

Думаю, суть ясна. В своём посте я назвала сексистской практикой предпочтение исключительно типажей, входящих в категорию «гетеронормативности», а не женскости вообще.

АПД: Благодаря одной доброй юзерке с хорошей памятью, у меня теперь есть оригинальная схема, которуя выше я воспроизвела по памяти:



Что до бюстгальтеров. Не секрет, что грудь является очень сексуализированной, при чём, сексуализированной именно в процессе становления современной культуры. Так, на рассвете античной цивилизации и в ранние периоды египетской она не имела ранга сексуального фетиша и чего-то возбуждающего, получив статус «постыдного» и «желанного» позже. У первобытных народов даже сегодня грудь почти не сексуализированна и свободно демонстрируется. Ею открыто кормят, она деформируется в процессе циклов деторождения, к ней нет такого обострённого внимания и требований как у нас.
(Отдельно спасибо юзеру torquelimach за напоминание о прекрасном посте про традиционный костюм кореянок, где грудь, в виду меньшей эротизированности тоже была открыта )

Гетеронормативность же задаёт параметры желательной, идеальной груди - сама форма, форма сосков, не обвислая, без растяжек, упругая, не плоская, с чёткими ореолами и тп. Отсюда бюстгальтер не просто как полезная, бытовая вещь, но инструмент коррекции, улучшения - пушап, придающие форму и приподнимающие, создающие нужную линию груди, подчёркивающие. Т.е. бюстгальтеры, особенно декоративные и всякие кружевные, демонстрируют старания женщины соответствовать гетеронормативным стандартам, затраченные ресурсы и усилия в работе над своей внешностью, тем самым маркируя её как вписавшуюся в систему.

Сколько в фем сообществах постов было про кормление грудью, общественное негодование и даже возложение штрафов на матерей. Прилюдное грудное вскармливание до сих пор вызывает самый широкий спектр реакций, начиная с отвращения, до чего-то неприличного, даже сексуально-провоцирующего поведения, ибо демонстрация груди, в представлении многих, тесно связана с секс призывом и не может быть нейтральной. Туда же табу на просвечивающие или выпирающие под одеждой женские соски.
То есть бюстгальтер поддерживает в силе табу, становясь символом самодисциплины, самоцензуры, тогда как многие предметы одежды, отождествляющие дисциплинарные телесные практики являются гетеронормативным фетишем, от мини юбок до корсетов и каблуков.

Относительно сексуализированности груди, можете у меня в блоге посмотреть пост «Самая страшная болезнь современности».

5. Да, принуждение к ношению бюстгальтеров - дискриминация, и следствие сексуализированности груди. Но мне не кажется, что сексуализация каких-то частей тела - дискриминационная практика сама по себе. Если ликвидировать патриархат, практики подчеркивания сексуальности скорее всего останутся - просто распределятся более равномерно (и, можно надеяться, не будут ни в какой степени обязательными ни для одного пола).
Бюстгальтер, конечно, можно видеть как один из символов/атрибутов/инструментов угнетения - но я неоднократно слышал, что некоторым с ним просто удобнее, чем без.
Поэтому мне не кажется, что стороннику феминизма нужно формитировать свою сексуальность, если он находит бюстгальтеры привлекательными.

"Но мне не кажется, что сексуализация каких-то частей тела - дискриминационная практика сама по себе"

В обществе, свободном от патриархата, несомненно, так и было бы. Сексуальность и желание остались бы, а дискриминация, и стыд, нет. Но в нашем обществе, где вся сексуальность сконструирована как часть системы подавления, гендерных маркеров, поддержания разделения полов, иерархии, она неизбежно будет в той или иной мере поддерживать нынешнее положение вещей.

"неоднократно слышал, что некоторым с ним просто удобнее, чем без."

Это так. Мне в том числе. Бюстгальтер одновременно и бытовая, практичная вещь, и вещь, очень символически нагруженная. К бытовой части никаких претензий, а вот к символической, очень много. Увы, быть чисто бытовой у нас ей пока не удаётся.

"Поэтому мне не кажется, что стороннику феминизма нужно форматировать свою сексуальность, если он находит бюстгальтеры привлекательными"

Если бюстгальтер кажется привлекательным, то следует в первую очередь прикинуть - почему? Как видим на примере кореянок, грудь не обязательно входит в число атрибутов сексуальной привлекательности. Нынешнее её значение в цивилизованном мире связано с особенностями западной культуры, ведь, как мы знаем, сексуальность не чисто биологична, но и культурно обусловлена. У человека сексуальность обслуживает не только биологический отбор, как есть в природе, но также работает на поддержание выработанного уклада, отсеивая особей склонных укреплять статус кво от тех, кто его расшатывает, тем самым не способствуя стабильности и выживанию популяции.

Самый нейтральный ответ на вопрос «Почему мне нравится бюстгальтер/грудь?» - «В нашей культуре грудь и всё с ней связанное включены в сексуальность как активные элементы». И это нормально. Каждая культура имеет свой набор «активных элементов» и не будь патриархата, это был бы приемлемый ответ.

Однако патриархат есть, потому следует учитывать ответ №2: «Бюстгальтер является маркером женственности, отделяющим мужчину от женщины, тем самым заставляя глубже пережить свою мужскую сущность. Освоение индивидом установленных патриархальной культурой гендерных ролей «мужчина»/«женщина» равнозначно социальной полноценности особи, за что в обществе даются материальные, социальные и психологические бонусы и подкрепления. Не соответствие ролям является «социальной смертью» либо несёт неуверенность, фрустрацию, санкции».

Понимаю, что не очень комильфо опять ссылаться на что-то в своём блоге, но если вы читали мой пост про Брутальное мороженное, то бюстгальтер как раз попадает в раздел «женских секретов». Даже одна из марок женского белья, очень по Фрейду, носит название «Women`s secret». Я ещё помню, как в школе, на физкультуре, для парней было геройством залезть в женскую раздевалку и подсмотреть переодевание либо украсть лифчик.

То есть удовольствие, тот приятный импульс в мозг от созерцания бюстгальтера, обусловлен не только безобидным природным позывом, ибо в патриархальном обществе сексуальность не может быть нейтральной. Скорее всего туда будет замешано переживание своей гендерной роли, а это далеко не нейтральные вещи, которые таки нужно форматировать.

Когда-то в жж или ФБ был пост - «Встаньте на каблуки, чтобы у меня встало». Мужчина там жалуется - женщины перестали массово носить высокие каблуки, на то месть ходят в каких-то тапочках на плоской подошве. А у него такая обувь начисто отрезает сексуальное влечение к даме.
Хороший пример того, как патриархальная культура делает некоторые вещи, признаки, поведение триггерами, в ответ на которые срабатывает сексуальное желание. Если триггер убрать, у некоторых особей, наиболее ассоциирующих себя со своей гендерной ролью, начинаются значительные проблемы с сексуальным желанием.

Другой пример. В книге одно из участников мужского движения, он обращался к своим читателям утверждая, мол, есть конечно сильные, активные женщины, но поверьте, с такими вам секса совершенно не будет хотеться (в число сильных у него входила даже внешне вполне гетеронормативная Ксения Собчак). То есть у человека триггер - слабость, феминность, хотя в биологическом понимании, что та, что другая - самка. Но только феминная самка поддерживает устоявшуюся культуру и возбуждается автор только на «политкорректную» самку.

Такие триггеры часто представлены гетеронормативными фетиш предметами или связанны с женскими дисциплинарными практиками красоты, иначе говоря, вещами, которые должна делать женщина, чтобы демонстрировать свою лояльность патриархальной системе. То есть, возбуждает не только женщина или части её тела, но глубинное осознание укрепления системы и своего положения в ней. Видя даму на каблуках мужчина видит не только даму на каблуках, но и себя как самца, при чём самца в предписанной системой доминантной, главенствующей роли.

Потому многие смотрят порн хаб не сколько ради секс разрядки, но ради созерцания секса как ритуала доминирования. Аналогично изнасилование - получение контроля и реализация власти.

Вот и бюстгальтер. Каждая культура имеет право пробуждать в своих адептах сексуальное желание по своим, неповторимым правилам. Если грудь, соответственно и бельё, входят в триггеры данной культуры, бог с ним. Но это касается исключительно нейтральной, не патриархальной культуры. А мы пока даже не знаем, что собой представляет сексуальность, свободная от патриархата, что в ней останется, а что отвалится. По идее, возбуждение от груди действительно может быть невинным, но сейчас там намешана такая каша из стереотипов, гендерных маркеров и тому подобного, что принимать всё не форматируя, не отделяя одно от другого, равносильно некритичному приятию системы.

В том то и трюк. Что в патриархате только некоторые вещи чётко видны и определимы как «однозначное, чистое зло». Будь они все чётко видны, мы бы уже достигли равноправия, приняв всеобщее избирательное право и несколько законов, а несознательных носителей сексизма попросту не существовало бы. Как говорится, хорошая ложь, это где часть правды и часть лжи. Ложь должна не полностью замещать, а искажать то, что есть. Так и тут. Хорошие, полезные вещи смешаны с не хорошими (без хороших вещей не хорошие сами по себе просто не работали бы и сдохли очень быстро) и когда начинаешь их отделять, многие просто не секут и начинают кричать - «Ааааа! Убивают хорошее!».

В качестве приложения.
Отличная серия видео от российской (наверное) видеоблогерши nixelpixel на тему феминизма. Хотя не все видео одинаково хороши, но на мой взгляд достаточно неплохо дают представление о заявленных темах.
Темы:
1. Феминистки ненавидят мужчин?
2. Бодипозитив.
3. Обратный сексизм.
4. Не все мужчины
5. Интерсекциональный феминизм
6. 8 марта.
7. Культурная апроприация.
8. А как же мужчины?

теория, курсWW

Previous post Next post
Up