С
месяц назад, наш гид-вожатый обмолвился у Мавзолея: посмотрите, какой он ассиметричный! И действительно... легко заметить нишу в углу справа, которой нет слева:
- А почему, а почему? - заголосили тетушки.
- А потому что это Щусев. Он такой. Любил ассиметрию.
Захотелось посмотреть на другие здания Щусева, есть там ассиметрия, или нет?
Есть! Действительно, есть. Есть везде.
Вот Марфо-Мариинская обитель:
Если не предупредить об ассиметрии - на первый взгляд, это просто оченьь красивое,гармоничное сооружение. А если предупредить, и потому присмотреться - конечно, это гармоничная дисгармония:), привет оксюморонщикам:). Выходит, Щусев - это такой оксюморонщик в архитектуре, человек, который нарочно выламывался из симметричного канона, и демонстрировал собственный - пусть иногда с крошечным - но все же ассиметричным росчерком:).
Что же за характер должен был быть у человека, столь склонного к сопротивлению стереотипам? Колючий:).
В воспоминаниях о Щусеве, авторы не зря называют его бойцом. Своей ассиметричной визитной карточкой, которую он пришпиливал на каждую работу, он, наверное, хотел сказать тем, кто будет смотреть на его здания: не сдавайтесь! Сопротивляйтесь до конца! Выворачивайтесь - хоть в последнюю минуту, хоть на чуточку, но выступайте за общий край! Не давайте полной симметрии вписать себя в мертвый, монотонный, повторяющийся изо дня в день, ход жизни!
Вот как этот призыв к сопротивлению выглядит в Храме Сергия Радонежского на Куликовом поле:
Глянешь мельком - и кажется, все здесь симметрично. Но нет! Башенки разные. Не говоря о мелочах, которые ясно видны во время неторопливого разглядывания.
Обывательски, Щусев относится исключительно к советскому периоду. Но это совсем не так! Он такой же модернист, как Шехтель, Кекушев, он их современник! Щусев родился в 1873 году (прожил до 1949), т.е., к приходу Сов. власти ему было за сорок, и он много чего уже успел понастроить!
На снимке - Щусев и Нестеров у Марфо-Мариинской обители, их общего детища.
Да, Сов. власть взяла Щусева в оброт, он стал любимым ее архитектором. Но это не помешало ей нагнать на него волну в 1937 году, еле выплыл:
«Архитектор Щусев, получивший звание академика в старой России за проектирование строительства церквей … к решению творческих вопросов советской архитектуры подходил поверхностно … Какое имеет право царский академик называться сейчас, при советской власти, академиком …».
Да-да, это про Щусева, который просто облагодетельствовал власть роскошными зданиями!:) .
Может, выстоять ему помоглакак раз способность к сопротивлению, даже на самом краю, когда надежды уже нет?
Вот гостиница "Москва", снимок 1956 года. Ассиметрия правого и левого крыла налицо!:
Существует апокриф, объясняющий эту ассиметрию какой-то неверно понятой подписью Сталина на чертеже, но он не выдерживает критики. Если бы ассиметрия встретилась в единственной работе Щусева, тогда можно было бы говорить о случайности. Но он всегда такой! Он всегда сбивает затверженную копирку, но при этом остается не менее, а, может быть, еще более гармоничным!
Он будто говорит: противоположность, включенная в симметрию, нарушая ее монотонное звучание, делает ее энергичнее, и это больше соответствует нашему представлению о жизни, которая не обходится без сюрпризов!:)
Вот фота Казанского вокзала - торжества ассиметрии, и она будет последней здесь, и так размахнумши:), но в сети - куча работ Щусева, и везде можно увидеть фирменный росчерк автора - не сдавайтесь! идите до конца! сопротивляйтесь очевидности, сиречь унылому повторению, несмотря ни на что! Пусть вы даже проиграете, но все равно вы не соглашались, выгибались, выкручивались из рук, и кричали свое - значит, вы жили!:)
Из маленькой обмолвки экскурсовода выросло это восхищение непокорным архитектором - так что гулять по Москве полезно!:) Не врастать в домашнее кресло, а сопротивляться засасывающему уюту:) - ездить, смотреть, узнавать новое:).