Киевский дебют. 1. Валентина Серова

Jan 26, 2020 22:11

На киностудии им.А.Довженко начинали свой путь в кинематограф многие известные советские актёры. И нет ничего удивительного, в том, что здесь дебютировали украинские актеры. Но посмотрим, какие еще популярные советские актеры начинали свою кинематографическую биографию на киевской киностудии или же на киностудиях других городов, но на киевских улицах. У кого-то была маленькая роль в эпизоде, у кого-то сразу главная. Кто-то сразу проснулся знаменитым, а у кого-то был долгий путь к славе.
1. Валентина Серова


23.12.1917 - 11.12.1975

1935 г. - Первая роль в кино в фильме «Строгий юноша». Производство «Украинфильм» (Киев).


Валентина Васильевна Серова родилась в Харькове. Ее мать - актриса Клавдия Половикова, отец - Василий Половиков, инженер-гидролог. Когда Вале исполнилось 6 лет, она переехала с матерью в Москву. В 10 лет впервые вышла на сцену в роли мальчика в спектакле, котором играла ее мать. В 1933-34 годах училась в техникуме театрального искусства, затем стала актрисой ТРАМа (Театра рабочей молодежи).
Возможно, здесь ее увидел режиссер Абрам Роом, которому нужны были молодые актеры для его нового фильма «Строгий юноша». Это была экранизация одноименной пьесы Юрия Олеши, который и написал сценарий фильма. Было еще несколько рабочих названий - «Комиссар быта», «Дискобол», «Волшебный комсомолец». Юная Валя Половикова сыграла в нём роль Лизы - «комсомолки, спортсменки, красавицы». Съемки проходили в Одессе и в Киеве - на стадионе «Динамо»,


а сцену «В больнице» снимали на ул.Владимирской, 57. В здании бывшего Педагогического музея, а до 1935 года -облисполкома, шла реконструкция для размещения в нём музея Ленина.




Съёмки фильма были окончены во втором квартале 1936 года. Через несколько недель после этого студия «Украинфильм» опубликовала постановление о запрете фильма к широкому проказу. На долгие годы его положили на полку. Начали его показывать с середины 1960-х годов. Возможно, тогда в титрах и заменили фамилию «Половикова» на «Серова». Ведь Серовой она стала только в 1938 году, когда вышла замуж за Героя Советского Союза летчика Анатолия Серова.


Их счастье продолжалось ровно год. 11 мая 1939 года при совершении учебно-тренировочных полётов Анатолий Серов разбился. В 21 год Валентина стала вдовой.
В конце 1930-х - в 1940-е Валентина Серова была одной из самых популярных актрис Советского Союза, снявшись в фильмах «Девушка с характером», «Сердца четырех», «Весенний поток», «Жди меня». А всего на счету актрисы только 11 фильмов.


После знакомства с поэтом и драматургом Константином Симоновым Валентина Серова становится его музой, а затем женой. Ей был посвящен сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя».


После развода Симонов снял посвящение, и только у стихотворения «Жди меня» остались инициалы «В.С.».
Валентина Васильевна ушла из жизни 11 декабря 1975 года. Похоронена актриса на 25-м участке Головинского кладбища Москвы рядом с отцом.
Все реже показывают фильмы с ее участием, и новое поколения кинозрителей знает о Серовой из сериала Юрия Кары «Звезда эпохи», снятом в 2005 году. Главные роли сыграли Марина Александрова, Любовь Полищук, Сергей Жигунов, Александр Домогаров. Только не надо забывать, что сериал - это не документальный фильм.

>

Конечно, прежде всего, о Валентине Серовой помнят, и будут помнить, как о женщине, которой было посвящено стихотворение «Жди меня». И, как сказал режиссер Сергей Урсуляк «…даже если она родилась лишь для того, чтобы было написано «Жди меня», может, это немало?»
***
Из Википедии можно узнать, что в 1936 - 1938 годах мать Валентины Серовой - Клавдия Михайловна Половикова работала в Киевском театре русской драмы.


А в 1936 году К.М.Половикова снималась на киностудии «Украинфильм» - в роли тёти Полли в фильме «Том Сойер». Интересно, что улицу американского городка построили прямо на территории киностудии.


В том же 1936 году Клавдия Михайловна снимается в фильме «Трое с одной улицы» («Союздетфильм») в роли матери главного героя. То, что режиссером фильма был Николай Шпиковский и снимались украинские артисты, наводит на мысль, что этот фильм могли снимать в Киеве. «Союздетфильм» был создан в июне 1936, т.е. был еще организационный период, а в Киеве работала одна из самых больших в стране киностудий, где Шпиковский уже снял не один фильм. И подтверждение нашлось. В журнале «Радянське кіно» № 9 за 1936 г. была напечатана рецензия на детские фильмы, среди которых упоминается и фильм «Трое с одной улицы»:


В 1941-1959 гг. К.М.Половикова была актрисой Московского театра драмы. В 1947 году во время гастролей театра в Киеве, она жила рядом с Фаиной Раневской в гостинице «Киев» (бывшая «Прага» на ул.Владимирской, 36.)


В тот приезд Фаина Раневская серьезно заболела, и Клавдия Михайловна обзванивала знакомых с просьбой положить её в хорошую больницу.
https://zn.ua/ART/dalneyshee__molchanie_faina_ranevskaya_kievskie_mizanstseny.html

Известно, что театр был на гастролях в Киеве и в 1955 году. Возможно, с ним приехала и К.Половикова, и в это же время она снялась здесь в фильме «Судьба барабанщика» режиссера В.Эйсымонта (киностудия им.Горького, премьера состоялась в марте 1956).
У нее была роль завхоза детского сада - «кроткая женщина, астра осенняя, цветок безумный».
Как установил М.Б.Кальницкий, съемки здания детсада проходили на территории усадьбы Штейнгеля на улице Воровского (Бульварно-Кудрявской), 27. - https://mik-kiev.livejournal.com/34479.html
https://mik-kiev.livejournal.com/34708.html






Но как оказалась Клавдия Половикова в Киеве в 30-е годы? Возможно, она наведывалась сюда, чтобы приглядеть за молоденькой дочкой, между делом свела знакомства на студии и в театре, а в 1936 году ими воспользовалась? Например, вместе с Валентиной снималась молодая актриса Екатерина Гурейкина, которая играла в театре русской драмы с 1927 года и была воспитанницей студии при театре. Теоретически через нее можно было познакомиться с руководством театра. Могло быть, что в московском театре не давали играть роли, какие хотела Половикова, а в Киеве были другие возможности. В книге "20 лет. Государственный Русский драматический театр имени Леси Украинки" (1946 г.) подтверждаются даты работы здесь К.Половиковой в 1936-1938 гг. Также отмечено, что в 1930-е годы "творческий состав театра значительно оскудел" и "к лету 1936 года труппа нуждалась в сильном пополнении". Вот тогда и появилась здесь Клавдия Михайловна. А в 1938 году пришли новый худрук (Хохлов) и новый директор театра и, возможно, это было причиной окончания ее службы в театре.
Часть книги составила статья театроведа Абрама Гозенпуда «Западная пресса на сцене театра», и на стр.93 есть упоминание о постановке в сезоне 1937-1938 годов пьесы Оноре де Бальзака "Мачеха" - психологической мелодрамы, где главную роль Гертруды исполняла Половикова. "Роль Гертруды в исполнении Половиковой несомненно наиболее крупная победа артистки на киевской сцене. Трагедия стареющей женщины, жадно цепляющейся за любовь, ибо в ней таится уходящая или уже ушедшая молодость, была глубоко и верно раскрыта артисткой. Это была осень женщины. Исполнение Половиковой особенно властно покоряло в лирических эпизодах... Благодаря такому переключению образа в другую тональность, демонизм, одержимость мачехи отступили на задний план, а на первое место выступило высокое и всепоглощающее чувство любви". Постановщиком этого спектакля был режиссер Лев Рудник, партнерами Половиковой по спектаклю оказались Ольга Смирнова, Мария Стрелкова, Виктор Халатов, Лидия Карташова и другие актеры. Также в книге упоминается о сыгранной Половиковой роли донны Анны в «Маленьких трагедиях" Пушкина.

Еще о трёх ролях К.Половиковой известно из журнала «Театральная декада» за ноябрь 1937 года: Расстегина (пьеса К.Тренёва «На берегу Невы»), Лариса Дмитриевна (драма А.Островского «Бесприданница»), Долорес Ибаррури (драма Г.Мдивани «Алькасар»).


К сожалению, нет информации, приезжала ли после съемок в Киев Валентина Серова. Можно только предположить, что она приезжала к матери и смотрела спектакли с ее участием.

киевский дебют, кино, актёры, Киев в кино, Киев

Previous post Next post
Up