Для кого мы работаем?
Что мы предлагаем людям, которые к нам приходят?
Кто к нам приходит?
Кто вокруг нас живёт, учится и работает?
Если первый попавшийся библиотекарь сможет мне ответить на этот вопрос, то за культуру можно быть спокойной!
Более полный перечень вопросов прозвучал из уст Елены Владимировны Лерман, руководителя отдела международного сотрудничества Московской областной детской библиотеки, журналиста, директора Академии "Гражданское общество".
В рамках
открытых лекций экспертов проектно-аналитического семинара Фонда Михаила Прохорова для библиотек Свердловской области в рамках открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании» её выступление "Библиотечные проекты как городское событие" было как вызов к аудитории. К слову, это редкое для культуры событие проходило в конференц-зале СОУНБ им. В. Г. Белинского, зал был полон, гости внимали лекторам.
Итак,
взаимодействие библиотек и местного сообщества. Может ли библиотека сделать событие для тех, кто рядом? Событие, что не будет запланированным другими (министерство, регион, область, город, район), распиаренным по стране (мероприятия к Неделе детской книги, Библионочь и пр.), а чисто индивидуальным, авторским, "изюминка" конкретного учреждения?
Нескромно скажу, СОБДиЮ может, делает и радует этим ("Книжная вечеринка" 14 февраля, ежемесячный проект "Детская чайная читальня" театр "Муми-Тролля", "Малахитовые истории"... список можно продолжать, жду в комментариях!)
Как вовлекает библиотека людей в событие? Для этого не нужно долго думать, а просто взять карту города, к примеру, чтобы найти тех, кому мы можем что-то предложить. Вооружиться журналами, газетами, в которых есть информация об организациях, которых мы можем заинтересовать. Исследовать городские интернет-порталы, форумы, сайты, где активно ведёт свою онлайн-жизнь интересующая нас категория потенциальных пользователей: мамы детишек, педагоги учебных заведений, подростки, юношество, студенчество, активная молодежь - волонтерские организации, студенческие отряды и пр., и пр.
Есть в библиотеках мероприятия, что называются проходными, есть люди, что даже из самого простого действа сделают запоминающееся событие. Событие, что "обрастёт" маленькими, но очень важными фишками, если за дело взяться серьёзно, например, театрализация "от и до": встреча, общение, розыгрыши, мастер-классы, конкурсы, представление, награждение, прощание и др. Привлечение партнёров: издательства, писатели, молодежные организации, творческие объединения, артисты, звёзды города, с которыми будет интересно встретиться значительному количеству жителей.
Елена Владимировна привела примеры удачных и неудачных библиотечных событий, поделилась оценкой вовлечённости библиотечных специалистов в жизнь библиотеки. А выступление её начиналось с постройки фундамента, на котором строится эффективная деятельность библиотек. Надо рушить свои внутренние стереотипы, ведь если мы останемся теми, кем были 20 лет назад, новое поколение будет видеть в нас архивы и хранилища, а не площадки социального взаимодействия, которые легко подстраиваются под изменение интересов и потребностей потенциальной аудитории библиотек.
"Не надо продуцировать образ девушки в синих колготках" - немного изменяя цитату Елены Владимировны, я улыбаюсь. Ведь я сейчас именно что в синих колготках ;) Но я за рамками образа!
2,5 часа лекций, а именно столько я гостила в Белинке, не ограничивались выступлением вышеозначенной дамы, что меня радовала на протяжении всех 45 минут своего вещания.
Александр Алексеевич Артамонов, магистр менеджмента культуры (Манчестерский университет), инженер-системотехник, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Его лекция "Библиотека и интернет-среда: сайты, социальные сети и другие инструменты работы с аудиторией" грела душу молодого блогера, медиа-менеджера ^__^
Рассказывалось о пользе присутствия библиотекарей в социальных сетях "ВКонтакте", "Facebook", "Twitter", где общение с читателями и не-читателями выступает как средство популяризации чтения, средство связи со спонсорами, партнёрами и даже властями.
Буду изучать следующие сервисы не с точки зрения продвинутого пользователя и простого серфера интернет-пространства, а как специалист, заинтересованный в изучении аудитории этих платформ для возможного внедрения в свою профессиональную деятельность:
Storify
Foursquare
TimePad
LibraryThing
Ustream.tv
Николай Евгеньевич Прянишников, эксперт, тренер, специалист по архитектуре общественных зданий, стратегическому планированию городского развития, по городской среде и социальной ответственности бизнеса, преподаватель факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социально-экономических наук.
Его выступление "Привлекательность и современность библиотечного пространства (об архитектуре библиотек)"
представляло из себя слияние проектов зарубежных библиотек и некоторых ярких проектов российских библиотек (Пенза, Иркутск, Таганрог) с представлением библиотек сквозь призму функциональных особенностей каждой.
Архитектура библиотек, по его мнению, делится на четыре блока:
1. Креативная библиотека (библиообразы).
2. 3-е место.
3. Зелёная библиотека.
4. Архитектоника (привлекательность библиотечного пространства).
Ребрендинг библиотеки через изменение восприятия её как "хранилища книг" в такие варианты:
1. Центр открытий (Англия).
2. Медиатека (Германия, Франция и др. страны).
3. Магазин идей.