О САМОЙ ПЕРВОЙ ЦЕРКВИ ХЕРСОНА

Dec 22, 2018 22:01


С каждым новым витком обострения отношений между Московско-Российским государством и Украинским Казачеством, все больше вынуждала казаков спускаться в низовье Днепра, за пороги, к Лиману. С середины XVIII века к вольностям низового товарищества стали присоединятся переселенцы - иностранцы различного вероисповедания. Одним из первых за удовлетворения духовных потребностей переселенцев и, чтобы окончательно закрепить эти поселения под властью Сечи, в низовье стали спускаться священнослужители, устанавливали приходы и объединяли вокруг себя людей.


Росли зимовники, хутора и поселения-переселенцев окружая с разных сторон Укрепленияе Александр-Шанц, за районом стало закрепляться название Урочище Александровские Шанцы. Каких только поселений здесь не было: татарские, казацкие, украинские, переселенцы с Балканов. Евреи, русские, цыгане - куда же без них.

На карте инженера полковника Томилова 1775 года, выложенное в интернете в плохом качестве, тем не менее, хорошо просматриваются точки, поселения разного прездназначения, вокруг Шанца. Сам же Алексадр-Шанц обозначен как населенный пункт с Церковью. Это, по сути, зафиксировано состояние дел перед окончанием войны с Т.урцией 1768 - 1774 годах.


При подписании Кючук-Кайнарджийского мира Екатерине ІІ с середины 1774 года невольно пришлось бороться наглеющими Запорожскими казаками, в большом количестве устремившихся в низовье Днепра, обустраиваясь в междуречие Днепра и Буга. Первое, что она сделал, это 14 августа 1775 года подписала указ о ликвидации Запорожской Сечи, второе - разрушила ее физически, третье - приказала всем Запорожским Казакам, по примеру американских индейцев, собраться в резервациях, то бишь, из разбросанных вдоль Буга
и Днепра зимовников съехаться в одно место - в слободы.
В качестве снижения уровня негодования среди казаков в бой были посланы специально подготовленные психологи, 9 сентября 1775года была учреждена и открыта Словенская и Херсонская епархии для православных народов, заселяющих и желающих заселить Новороссийский  край.
Так зимовник Омеловой, расположеный возле речки Омеловая (Мѣловая) получил статус слободы, в которую насильно переселяли казаков из зимовников, расположенных по правому берегу Днепра от Осокоровки до  Ингульца [1], а их земли отдавать людям государственным.
       Ниже привожу рапорт о количесве находящихся на военной слкжбе казаков, не смотря на то, что казаки часто занижали эти цифры их уже около 2 тысяч, без женщин и детей, а есть еще зимовый казаки, а есть еще оседлые казаки...
        К слободе находящейся не далеко от Каменской сечи, стали стягиваться казаки и создавать свой новый уклад жизни. Какая-то группа зимовых казаков переезжая в установленную ей слободу захватила собой и походную казацкую Церковь. Так, по некоторым данным в 1775 году в слободе Омеловой была упомянута Петропавловская походная церковь, а в 1777 году в этойже слободе  впервые появилось упоминание о  Михайловкой походной церкви.

Что известно о последней.
«Церковь Архангела Михаила была основана как походная Войска Запорожского и построена в Москве в 1771 г. по просьбе кошевого атамана Петра Ивановича Калнышевского и по благословению в марте месяце того же года Киевского митрополита Гавриила (Кременецкого) было предписано освятить ее соборно иеромонаху Киевомежигорского монастыря Владимиру с выдачей святого антиминса*. Походная церковь (обычно перемещалась волами) до ликвидации Запорожской Сечи находилась в распоряжении кошевого атамана Калнышевского, сопровождая его в походах. Позже она очевидно обслуживала бывших запорожских козаков, находящихся на промыслах в низовьях Днепра и у берегов Лимана, возвращаясь на зимний период в их оседлые места. (*ЦГИАК. - Ф. 127. - Оп. 1020. - Д. 4140. Дело 1771 года о разрешении совершать службу в походной церкви Запорожского Войска, находящейся [устроенной] в  Москве.)»[2]



При строительстве Крепости и Верфи Херсон возникла необходимость на момент строительства иметь свою собственную православную церковь и в крепости. Вот и вспомнили о казацких походных, которые тут, почти под боком. По требованию главного инженер-строителя Херсонской верфи генерал-поручика Ивана.Ганнибала в 1779 году Архангело-Михайловская церковь была переведена в Херсон [3]
Деревянная церковь в тот момент была установлена в центре места, выделенного под херсонскую крепость.
Священником (позднее протоиереем) при ней был Евдоким Сергиев, который по приезду осветил вновь собранную деревяную Купеческую Архангело-Михайловскую церковь, бывшую походную казацкую. В том же году ему было поручено освятить здесь и вторую церковь - Софиевскую, устроенную по просьбе проживающих греков (преимущественно купеческого сословия). Уже в следующем, 1781 году, им была заложена в Херсонской крепости вместе с ее командиром генерал-поручиком А.П.Ганнибалом и третья каменная Соборная Екатерининская церковь, освященная им же в 1786 году. А в предместье Купеческого форштадта, в 1785 году им была заложена каменная купеческая во имя Успения Божией Матери церковь с пределами Чудотворца Николая и Св. Великомученицы Варвары. Афигет! Всего лишь через полтора десятка лет в Херсон только в греческом форштадте работали Греческая, Русская и Католическая церкви, а еще были и другие районы города, и церкви при госпиталях...
      Следует отметить, что Евдоким Сергиев 14 ноября 1795 году Преосвященным Гавриилом Митрополитом Екатеринославским был назначен в город Одессу к первой в городе новостроящейся во имя Святой Великомученицы Екатерины церковь. (Вот такой вот строитель церквей Новороссии)
Первого февраля 1784 года Г.А. Потемкин вместо А.Ганнибала главным строителем Херсона назначил Корсакова Николая Ивановича. Последним была проведена перепланировка всего оставленного ему херсонского наследия. Он провел новое размежевание. Архангело-Михайловская церковь не вписывалась в новую концепцию крепости. Благо она была передвижная!
«В период строительства арсенала в 1784 году, по прошению Иоанна Богдановича и Тамбовского пехотного полка полковника и над строением г. Херсона командира Корсакова, по причине нахождения ее по размежеванию на том же месте, что и строящейся казенный арсенал, по благословению Преосвященного Никифора Архиепископа Славенского и Херсонского была перемещена с подобающим водоосвящением на новое место между строящимися арсеналом и каменною соборною церковью во имя Святой Великомученицы Екатерины»
Попробовал примерно предположить, где это между Собором и Арсеналом могла находиться церковь. Скорее всего, примерно там, где сейчас  находится церковь «Великое Поручение», иначе как еще расположить церковь «Арсеналом и Екатериновским собором не затрагивая улицу Перекопская (даже не смотря, что на то время о ней даже ни кто и не думал)?


Есть сообщения, что церковь перенесли за пределы крепости в центр предместья, а рядом началось строительство купеческой церкви.  Судя по, сохранившемся в Херсонском архиве метрическим книгам Купеческая Архангело - Михайловская Церковь простояла в крепости до 1795 года. [4] По причине ветхости была закрыта и разобрана, вся утварь была передана в новопостроенную Успенскую купеческую церковь. Судя по тем же церковно-приходским книгам это произошло в период 1795 - 1796 годом, когда записи деланные Федором (Феодором) Шаринским в Купеческой Архангело-Михайловской церкви 1795 году закончились, а в 1796 году продолжились им же уже в Успенской.


ЗООИД. Т.2. - 1848г.

Получается, что первая херсонская церковь послужила рождению сразу двух ГЛАВНЫХ церквей города.
     Приведу описание закладки Екатериновского собора из письма «Письма Пикара к князю А. Б. Куракину» [5]:
Г. Ганнибал, начальник адмиралтейства и флота в Херсоне, положил первый основной камень нового собора, в день рождения его императорского высочества великого князя Александра Павловича, нижеследующим порядком:
     На том месте, где назначено быть алтарю, построен был купол на восьми столбах, украшенных зеленью и гирляндами, а на куполе поставлена четырехсторонняя пирамида. На лицевой стороне ее был изображен вензель императрицы с надписью: “Счастье мира”; посередине старой церкви поставлен стол, на котором поставлена чаша и прочие принадлежности (водосвятия) закладки, а у ножек стола камнетесные инструменты; у входа же в церковь положен был основной камень с мраморной доской, на которой была высечена следующая надпись: “Екатерина II, императрица всея России, образец будущим наследникам по великим своим деяниям и кротостью своего управления, повелела на этом месте построить город и соорудить крепость и собор во имя св. Екатерины, которого первый камень и заложен сего 30 августа, 1781 года” .
      Г. Ганнибал в сопровождении директора С.-Петербургской Академии наук Домашнева и других знатных сановников, в процессии с архиереем и прочим духовенством, отправился в старую церковь, где после обедни и молебствия, он собственноручно именем императрицы заложил камень в основание, при громе пушечных выстрелов с крепости и флота, которые раздавались во все время молебствия. Потом был обеденный стол на восемьдесят персон, а вечером бал и иллюминация.
      Что же такое передвижная церковь?
Четкого ответа я так и не нашел. Оказалось, что церквей в Украине передвигалось множество. Конечно не каждая вторая, но сведения есть, все приводить не буду, да я их и не коллекционировал.
Меня наиболее впечатлил Храм Святого Юра в Дрогобыче, который перенесли в город из села Надиев (ныне - Ивано-Франковская область) в 1656 году, обменяв при этом на соль. По легенде храм пришлось перевозить на волах. По другим сведениям, церковь перевезли не полностью, а достроили на основе Надиевского храма.
Можно вспомнить и Воскресенскую церковь. Построеную 1726 и перевезена в г.Берислав (Херсонская область) с казацкой крепости Переволочна.




В данных "перевезенных" храмах меня удивили величие постройки.

Походные казачьи церкви были еще описаны Бопланом, но они были больше похожи на легко собираемый
алтарь под крышей, в качестве которой чаще всего выступала палатка. Поэтому вполне видна мобильность данного класса храма одного-двух волов, идущих с обозом. Можно предположить, что первые передвижные церкви имели имя Покровскими, т.к. их начало шло из храма Запорожской Сичи, а священник Сечи являлся самым главным начальником всех казацких церкыей. Известно, что только в феврале 1742 после повторных обращений Коша Покровская церковь получила благословение Киевского митрополита.


Достаточно легкой и мобильной выглядит походная церковь святого Алекандра Невского, установленная  при лазарете в 1790 году в Александровском посаде (Запорожье).  Изображение данной церкви мне показалось ниболее уместным и я поместил ее на карту херсонской крепости конца 18 века!


Не найдя пока четкого описания, как выглядела первая церковь в Херсоне попробую предположить. Возможно Купеческая (бывшая казчая) Архангело - Михайловсая  церковь имела в основании своем освещенный в Москве алтарь, расположенный в отстроенной военными херсонской крепости, с достаточно простой, но просторной конструкцией из дерева! Без особых технических решений, пятнадцатилетнее использование, которой вполнее хватило, что бы ей прийти в ветхость.
  1. http://library.kr.ua/elib/alminhulstep/InhulskyiStep1.pdf
  2. Александр Пеший, Марина Тарасова (Херсон, Украина) СВЕДЕНИЯ ОБ ИМЕНИТЫХ ОСОБАХ В МЕТРИЧЕСКИХ КНИГАХ ОБЛАСТНЫХ АРХИВОВ ОДЕССЫ И ХЕРСОНА (кон. XVIII - нач. XIX ст.)// ДО 95-РІЧЧЯ ДЕРЖАВНОГО АРХІВУ ОДЕСЬКОЇ ОБЛАСТІ - АРХІВ. ІСТОРІЯ. СУЧАСНІСТЬ - ВИПУСК ІІ. - С.235 -248 - http://archive.odessa.gov.ua/files/derjarhiv/PUBLIC/books/2016_ais-2/2016_ais-2_0235-0248.pdf
  3. (Государственный архив Донецкой области (ГАДО). - Ф. 1684. - Оп. 2. - Д. 574. По рапорту секунд-майора Аврамова об отдаче походной запорожской церкви со всею утварью и принадлежностями по требованию генерал поручика и кавалера Ганнибала пока в городе Херсоне отстроится церковь (Я так понял, к сожалению этот документ для херсонцев утрачен).]
  4. Фонд Херсонської духовної консисторії 2. Відомості про метричні книги приходів у повітах атеринославського намісництва і Таврійської області 1784-1794 років Херсонського повіту (Херсонське духовне правління)/ Пивовар А. В., Ковтун М. В.
  5. http://www.drevlit.ru/docs/russia/XVIII/1780-1800/Kurakin_A_B/pisma_pikar_1.php

Крепость Херсона, Херсон, Херсонщина

Previous post Next post
Up