Халява

Jun 11, 2010 14:37


Я твердо убежден, что как до принятия христианства, так и после главным русским божеством всегда была и остается Халява. Только вот, увы, иногда не понимаю, откуда у нас к ней столько почитания и столько любви.

Однажды один небольшой магазин из-за чьего-то разгильдяйства купил две фуры матрасов. Директор в шоке - понимает, что такое количество матрасов для маленького магазина продать невозможно за годы. Придумали акцию "кто купит четыре матраса - пятый получает в подарок" - две фуры разлетелись за пару недель. Слабо я верю, что кому-то нужны четыре матраса, а тем более пять. Но Халява делает свое дело - многие чувствуют, что есть возможность что-то получить не заплатив и оп, покупают матрасы по принципу "матрасы всегда в хозяйстве пригодятся".

Хорошо помню, как в макдональдсе была акция - покупаешь один биг-мак - второй получаешь в подарок. Так, елки-палки, некоторые люди покупали по 8-9 биг-маков, чтобы еще столько же получить даром. Далеко не все обратили внимание, что к началу акции, цена на биг-мак увеличилась почти вдвое. Купить бутерброд за 40 рублей не круто, круче купить за 80, но второй получить на халяву, даже при том, что ты не любишь бутерброды и не хочешь есть больше одного.

Я убежден, что Халява является покровительницей русской торговли и коммерции. Почти все рекламные компании проходят под девизом "второй в подарок" (не удивлюсь если появится акция "покупаешь лыжи - третья в подарок"), "всем покупателям скидки" (это называет не скидка, это называет нормальная цена, если скидка предоставляется всем), "дешево" (лучше было бы "качественно") и прочие.

Я в данном случае не говорю о разумной экономии, или действительных скидках и распродажах. Например, сезонных распродажах одежды, когда есть возможность купить куртку вдвое дешевле, потому что покупаешь ее к концу зимы, когда спрос на нее уже не так велик.

Ну и больше всего меня угнетает (просто гнетет и гнетет), что те, кто как правило ищут вещь как можно более дешевую, недовольны, что она оказывается некачественная. Я понимаю, это мечта многих, чтобы было и качественно и дешево - но такое бывает либо в сказках, либо на рекламных плакатах, либо в редких случаях при очень большом везении.

Самое обидное, что Халява - злая богиня. Вреда от нее больше, чем пользы. Именно из-за нашего желания иметь все подешевле, большинство людей вынуждены халтурить (даже те, кто халтурить не хочет), только потому, что иначе их товар станет дороже, чем у конкурентов, а значит куда менее конкурентно-способным.

Представим два продуктовых магазина. В одном владелец очень старается, чтобы все было хорошо. Он покупает дорогие холодильники, чтобы еда не портилась, все просроченные товары тут же выкидывает, продавщицы честно говорят, если что-то вчерашние, а не сегодняшнее, завозы старается делать ежедневно, чтобы продукты все были свежие и вкусные. А напротив стоит другой магазин - там директор не заморачивается, перебивает дату, если срок годности вышел, холодильники ставит на минимум мощности, чтобы не тратить впустую электричество, делает завозы раз в неделю, что машину не гонять, подкрашивает мясо, если оно несколько потеряло цвет. Зато в результате такой вот экономии, все товары у него на пару рублей дешевле. Внимание вопрос: какой из магазинов обанкротится? Правильно, там где дороже - там и спроса меньше.

Увы, именно вера в Халяву и заставляет многих талантливых людей делать не качественно, а дешево.

Давайте не будем забывать народные мудрости, что "бесплатный сыр бывает только в мышеловке" и, что "скупой платит дважды". 

размышляю, россия, задуматься

Previous post Next post
Up