Jun 11, 2010 14:37
Я твердо убежден, что как
до принятия христианства, так и после главным русским божеством всегда была и
остается Халява. Только вот, увы, иногда не понимаю, откуда у нас к ней столько
почитания и столько любви.
Однажды один небольшой
магазин из-за чьего-то разгильдяйства купил две фуры матрасов. Директор в шоке
- понимает, что такое количество матрасов для маленького магазина продать
невозможно за годы. Придумали акцию "кто купит четыре матраса - пятый
получает в подарок" - две фуры разлетелись за пару недель. Слабо я верю,
что кому-то нужны четыре матраса, а тем более пять. Но Халява делает свое дело
- многие чувствуют, что есть возможность что-то получить не заплатив и оп,
покупают матрасы по принципу "матрасы всегда в хозяйстве пригодятся".
Хорошо помню, как в
макдональдсе была акция - покупаешь один биг-мак - второй получаешь в подарок.
Так, елки-палки, некоторые люди покупали по 8-9 биг-маков, чтобы еще столько же
получить даром. Далеко не все обратили внимание, что к началу акции, цена на
биг-мак увеличилась почти вдвое. Купить бутерброд за 40 рублей не круто, круче
купить за 80, но второй получить на халяву, даже при том, что ты не любишь
бутерброды и не хочешь есть больше одного.
Я убежден, что Халява
является покровительницей русской торговли и коммерции. Почти все рекламные
компании проходят под девизом "второй в подарок" (не удивлюсь если
появится акция "покупаешь лыжи - третья в подарок"), "всем
покупателям скидки" (это называет не скидка, это называет нормальная цена,
если скидка предоставляется всем), "дешево" (лучше было бы
"качественно") и прочие.
Я в данном случае не
говорю о разумной экономии, или действительных скидках и распродажах. Например,
сезонных распродажах одежды, когда есть возможность купить куртку вдвое
дешевле, потому что покупаешь ее к концу зимы, когда спрос на нее уже не так
велик.
Ну и больше всего меня
угнетает (просто гнетет и гнетет), что те, кто как правило ищут вещь как можно
более дешевую, недовольны, что она оказывается некачественная. Я понимаю, это
мечта многих, чтобы было и качественно и дешево - но такое бывает либо в
сказках, либо на рекламных плакатах, либо в редких случаях при очень большом
везении.
Самое обидное, что Халява
- злая богиня. Вреда от нее больше, чем пользы. Именно из-за нашего желания
иметь все подешевле, большинство людей вынуждены халтурить (даже те, кто
халтурить не хочет), только потому, что иначе их товар станет дороже, чем у
конкурентов, а значит куда менее конкурентно-способным.
Представим два продуктовых
магазина. В одном владелец очень старается, чтобы все было хорошо. Он покупает
дорогие холодильники, чтобы еда не портилась, все просроченные товары тут же
выкидывает, продавщицы честно говорят, если что-то вчерашние, а не сегодняшнее,
завозы старается делать ежедневно, чтобы продукты все были свежие и вкусные. А
напротив стоит другой магазин - там директор не заморачивается, перебивает
дату, если срок годности вышел, холодильники ставит на минимум мощности, чтобы
не тратить впустую электричество, делает завозы раз в неделю, что машину не
гонять, подкрашивает мясо, если оно несколько потеряло цвет. Зато в результате
такой вот экономии, все товары у него на пару рублей дешевле. Внимание вопрос:
какой из магазинов обанкротится? Правильно, там где дороже - там и спроса
меньше.
Увы, именно вера в Халяву
и заставляет многих талантливых людей делать не качественно, а дешево.
Давайте не будем забывать
народные мудрости, что "бесплатный сыр бывает только в мышеловке" и,
что "скупой платит дважды".
размышляю,
россия,
задуматься