Владей своим творчеством - продолжение

Apr 09, 2010 02:01

Продолжение статьи, начало которой было положенно тут. По привычке порекомендую, тем кто не читал начало статьи ознакоиться с ним, прежде чем читать продолжение. А теперь к делу. 
Интеллектуальная собственность возникла значительно позже обычной собственности (примерно на несколько тысяч лет), кроме того, если собственность сначала появилась как явление (люди тупо говорили "это мое" и никому не отдавали) а потом уже стала закрепляться в законах, то интеллектуальная собственность не существовала до тех пор, пока ее существование не было определено в законах. Как же так человество столько всего творило, сочиняло , изобретало на протяжении веков и оно ни как не регулировалось, почему вдруг стало регулировать, зачем, почему и главное кому это было нужно?

У любого ремесленника (например, у кузнеца) было в запасе куча своих секретов. Он никому их не рассказывал, разве что только своему сыну-приемнику, все что новое кузнец изобретал, хранилось в тайне, потому что если секреты узнает другой кузнец он тоже сможет выковывать такие же классные мечи, а значит народ пойдет к другому кузнецу. Любой начальник любого производства старался набирать очень грамотных людей, которые знают много тонкостей, секретов и прочего, потому что это был единственный способ делать качественный продукт на который будет хороший спрос. Важна была именно личность работника, средства же производства были достаточно примитивны. Молоток очень прост, но кузнец который знает лучше как им махать сможет выковывать более хорошие колеса. Одним словом, все нововведения никому особо не рассказывались. Ученые, которые пытались изобрести что-то реально новое в основе своей либо работали на государство и получали за свои попытки жалование, либо же изобретательство было для них хобби, и они делали это исключительно из-за стремления к знанию и открытию новых горизонтов.


Тот кто считает, что веке так в 19 среднестатистический крестьянин читал своей возлюбленной отрывки из Пушкина - сильно ошибается. Было два вида творчества - массовое творчество (народные песни, былины, сказки - то что сейчас называется народным творчеством, потому что автора конкретного нет, а передавалось все из уст в уста и досочинялось каждым рассказчиком по своему) и элитное творчество (то что изучают на уроках музыки и МХК). То, что мы привыкли воспронимать как "живопись 18 века" или "музыка 19 века" сочинялось и использовалось очень ограниченным кругом людей. Художник рисовал картину - это отнимало огромное колличество времени, чтобы перерисовать картину нужно было затратить не меньше времени чем на оригинал, кроме того, все бы сразу узнали бы кто у кого перерисовал, потому что все художники и их картины были известны практически по-именно. Зачем же тогда кому-то копировать, если можно нарисовать и придумать что-то свое. Копии делались, но это было в таком маленьком колличестве, что никого не могло напугать. Композитор писал музыку,и все сразу знали кто и что написал, потому что компакт диски и даже пластинки не продавались и композитор как правило сам выступал со своими произведениями как исполнитель или как дирижер. Кроме того, он получал очень неплохие деньги за то, что исполнял живьем свои произведения. Способа послушать музыку кроме как с помощью музыкантов тогда тоже не было. Одним словом, ни у кого не было желания говорить "это я написал, это мое, и платить должны именно мне", это было и так очевидно и так платили.

Все было так вот прекрасно как я описал. Как внезапно произошла одна "гадость" под названием "промышленная революция". Наверняка многие помнят этот термин еще со школы. В двух словах суть ее заключалась в том, что стало возникать машинное производство. И теперь стало все равно насколько умный и грамотный работник, ведь теперь его работа стоять и дергать за ручку - то есть любого человека можно было обучить работе за пару недель вместо вековых традиций и кучи секретов, которыми обладал мастер. Зато стали цениться машины, успех любого производства стал заключаться не в хороших работниках, а в хороших машинах и механизмах. Появилась необходимость в изобретателях, очень острая необходимость. С одной стороны любой промышленник хотел усовершенствовать свое оборудование, с другой зачем ему тратить деньги и платить изобретателям, если на следующий день все промышленники точно скопируют его машины и не затратят на это ни копейки. Правительства всех европеских стран прекрасно понимали эти проблемы. И понимали, что нужно заставить людей изобретать, чтобы страна развивалась и обгоняла другие страны.

Сначала был придуман вариант - платить каждому изобретателю за изобретение, такие попытки предпренимались. Однако, определить ценность изобретения было невозможно, понять нужно оно будет или нет тоже, в результате огромное колличество бестолковых и никому не нужных изобретений должны были быть оплачены. Или же сделать комиссию, которая будет определять ценность изобретения, но кто сказал, что какая-нибудь глупость через несколько лет не окажется очень нужной. Или комиссия решит, что изобретение полезное, а оно окажется никому не нужным. Ни одна из подобных попыток не увенчалась успехом.

И тогда и родилась идея промышленного права, которое сейчас чаще называется патентным. Что может быть проще, изобретатель приходил и получает патент - бумажку, которая подтверждает что именно он это изобрел, а дальше он может продавать его, сдавать в аренду, а кто не купил у него право не может пользоватья этим изобретением. Просто, легко и осуществимо.

Промышленная революция породила еще два явления - это рост городов и увеличения колличества городских жителей (которые в отличие от крестьян имели склонность покупать и читать книги и газеты) то есть появилась массовая культура. А самое главное в результате промышленной революции значительно упростилось книгопечатание. Произведение напечатанное одним издательством могло еще до того как книги стали раскупаться быть перепечатано другим издательством. Зачем же первому тогда платить гонорары автору произведения? Ситуация получилась аналогичная с изобретениями, поэтому было придумано авторское право по аналогии с промышленным с некоторыми изменениями, поскольку изобретения все же отличаются от художественных произведений. Кстати, авторское право в английском языке до сих пор называется copyright - что дословно переводится как "право копирования", именно потому что изначально было связано с литературными произведениями.

Сейчас исскуство стало еще более массовым, а изобретения стали еще более ценными и во многом определяющими успех компаний, именно поэтому необходимость в авторском и патентом праве сейчас не стала меньше, а наоборот возросла, а вот об этом подробней в продолжении.

интересное, авторское право, право, собственность, история

Previous post Next post
Up