Originally posted by
vladicusmagnus at
Маленький исторический экскурс по Беларуси. Или "А нехуй тут шастать!". Автор -
tabol_dz. Написано как дополнительный материал в споре с
graphitediamond, на мотив комментария
ju_88 вынесенный в отдельный
ПОСТ.
Итак.
1. Литва.
По сей день так и нет ни одного доказательства насильственного завоевания территории современной Беларуси литовскими князьями. Нет и все тут... голословные утверждения - да, есть, доказательств - нет. Британика и тот же Роуэлл, написавший достойную монографию на тему раннего ВКЛ, лишь голословно копируют столь же голословные утверждения летувиских историков. Самое смешное - работа Роуэлла действительно прекрасна, технична, грамотна... И он вовсе не утверждает, что версия "завоевания" одна и незыблема - он как раз отмечает, что у версии "завоевания" крайне слабая доказательная база и допускает мирный характер экспансии. Почему в wiki именно так как есть - не спрашивайте, я историк-архивист, а не викиман))
Кем были литовские князья - балтами или славянами? А какая на хер разница...)) Да хоть китайцами или папуасами - они не были завоевателями, они были приглашенными князьями-наемниками, служившими на основании договора, а не права завоевателя. Рюрика пригласили? Александра Невского наняли? Псковичи и "меченосцев" приглашали, а одновременно с приглашением Миндовга в Навагрудак пригласили себе и его ( Миндовга ) кровного врага Давмонта. Тоже "литовец" - он Псков завоевал? Нет. Он служил псковским князем по договору, мало того в Псков он приехал язычником ( он же "литовец" ), а на выходе был канонизирован РПЦ... Вот тебе и балт-язычник. А сын Миндовга Войшалк? Монах-князь... В общем, вопрос этнический - вопрос специфический. А по поводу "Миндаугасов" и "Гедиминосов" - "Абрамовичус" тоже "летувиская" фамилия... Найти бы хоть один источник, где литовских князей зовут на "-ус")). Летувиские фамилии - это Буга да Смятона, если "-ус" - ищи славянский корень, не ошибешся[см. примечание - vladicusmagnus].
ВКЛ - феноменальное развитие эксперимента по модели "наемных князей-правителей". И самым главным доказательством мирной экспансии ВКЛ ( а не "литовских князей" как таковых ), является многовековая прочность весьма аморфного соединения основаного на серии договоров с основополагающим принципом "новизны не вводить - старины не рушить". При условии выполнения договора на поддержание внутреннего порядка и обеспечения внешней безопастности "литовские" князья в принципе не могли считаться местным славянским населнием врагами - как может быть врагом тот кого ты нанял? А если они были "литвой" - славянами ( или, так уж и быть, славяно-балтами ), то быть "чужынцами" не могли по определению. Язычники? Так у нас и по сей день Дзяды да Радуніца на равне с Пасхой стоят, и что?
Понятно, избежать физических конфликтов было не возможно. Где то нарушались границы, феодальные и торговые права. В 1307 году Витень ходил на Полоцк походом... И что? Он взял город штурмом? Истребил население? Как Иван III поступил с Новгородом? Витень привел армию для подкрепления своей правоты в юридическом споре между князем и городом - ну такие были нормы юридического права в те времена. Сели, обсудили, подписали, выпили... и разошлись каждый заниматься своим делом - город торговать и платить налоги, князь - за эти налоги защищать как сам город так и его интересы. Договор... Европа... это вам не Орда.
2. Карона і Княства...
Если честно, даже не знаю, что тут писать... Ну не завоевывали нас поляки и все тут. Не было ряда польско-литовских войн, не было агрессии. Да, культурная экспансия была. Но разницу между скрипкой и мушкетом должен понять даже самый тупой московит... Ай да халеры, з іх станецца))...
Не было даже экспансии религиозной. Ну нарушил Кунцевич магдебургские права Витебска ( административное нарушение ), ну пришибли его витебляне на княжеской земле города ( уголовное преступлени ) - дальше то что? Был суд, вина установлена, наказание понесено. Все. Точка.
Иезуиты и уния. Симеон Полоцкий, воспитатель детей Алексея Тишайшего закончил иезуитскую академию. Царя вполне устраивало - "усских" патриотов нет... Тут я бессилен - медицина тоже. Уния по сути касалась лишь вопроса подчинения папе, а не патриарху. Различия, как обрядовые так и теологические, между Москвой с одной стороны, Киевом и Вильней с другой возникли гораздо раньше и, к Унии, как таковой, отношения не имели. Правильнее будет сказать, что Уния лишь зафиксировала де-юре то, что имело место быть де-факто уже не менее ста-ста пятидесяти лет.
Как кого то в ВКЛ можно было насильно заставить перейти в другую веру - для меня загадка... Может кто нибудь сможет дать ссылку на хотя бы один пример? Право на свободу вероисповедания было прописано во всех трех Статутах. Я понимаю, для русских любая бумажка - это как Будапештский меморандум, хочу выполняю - хочу подтираюсь. Но ВКЛ, с момента своего создания балансировало не только на разделении власти, но и на паритете основных участников политического процесса ( что, как я и писал, является доказательством мирного характера объеденительных процессов ). Если одна из сил ( неважно какая ) может нарушить "свободы", те или иные, это создает опастность для остальных сил и ведет к дисбалансу.
А еще, перед валовым переходом в католичество лицьвинская православная знать и шляхта успели "сбегать" в протестантизм - кто в лютеранство, кто в кальвинизм, кто в социанство, кто в лес за бабами... Почему русские не возмущаются "женевской агрессией", а только польской?))
3. Дзед Талаш и все все все...
Не буду про деда Талаша - он за себя сам сказал) А вот про БНР и БССР пару слов скажу. Истерика про БНР ( "немцы создали марионеточный режим, у них ничего не было, они ничего не могли..." ) - это именно истерика. Сам факт объявления БНР заставил большевиков, после ухода немцев, объявить о создании БССР. Пилсудский, со своей стороны объявил о восстановлении Речи Посполитой. Да, у русских историков и патриотов все просто - люди, Польша, кони, католичество... Все смешалось. То что Речь Посполитая являлась федеративным государством Польского королевства и ВКЛ - блин, ну это сложно, я понимаю... Когда Задорнов шутит - тут все просто, упал - значит, тяжелее воздуха, а если "федеративное устройство", то нет, мудрено...
Да, нас не спрашивали ни те, ни другие. Да, и те и другие пришли на нашу землю с оружием в руках. А мы выпустили беларусика. А не хуй тут шастать...
Суть партизанского движения на территории Беларуси в 1918-1921 гг. можно свести к следующей схеме. Приходят советы - дед Талаш партизанит против советов, приходят поляки - против поляков. А не хуй тут шастать...
Да, на выходе нас поделили. Но поделили нас между БССР и "усходними крэсами". И там, и там, и те и те были вынуждены признать факт нашего существования и пойти на предоставление автономии. В той или иной степени автономной. А не хуй тут шастать...
4. Пиар как партизанская тактика...
Сказать, что история партизанского движения 1941 - 1944гг. раздута советской пропагандой - это... я даже не знаю как сказать...
Но за лесом пиара потерялись партизаны - настоящие.
Марат Казей, парад, Хатынь, землянка, бульба, шмайсер, ППШа... Квинтессенция, за которой прячется наша трагедия и наш триумф. К зиме 1941-го "естесственный" резерв пополнения партизанских отрядов на территории БССР ( остатки РККА ) был исчерпан. У нас не Сибирь и слава Богу, но зимой, в лесу, на балоце... Брррр... С этого момента главным источником стали тутэйшыя хлопцы. Правда, хлопцы не спешили - немцы, особенно по началу, вели себя лучше чем комсомольские активисты из Рязани во время коллективизации, бандюки з лесу... ой, простите, героические советские партизаны лезть лишний раз боялись ( победоносная Красная Армия бросила на наших полях столько добра - этой осенью из болота вытащили КВ-1 обр. 1941 г. - что говорить про стрелковое оружие ). Каждая вёска, ощетинившись винтовками, а иногда и пулеметами, выжидало - далей што?
Но нацики не были бы социалистами если бы не были немцами. Уже к весне 42-го стало ясно - пришел не освободитель от совдепии, пришел еще один совдеп, хоть и европейский, но еще и с рассовыми закидонами. Партизанское движение начало расти... медленно, но уверенно, спецгруппы НКВД и Разведупра вершили свои провокационные делишки, СС мстило, хлопцы потянулись в лес... А потом случился Палик...
Мне больно говорить о нем - это личное. Суть. Мудрое советское командование, используя ( провальный ) испанский опыт Судоплатова - Старинова приказала всем кто сможет собраться севернее Борисова, на Березинских болотах. Немцы они же тупые... Героическую оборону партизан Мачульского там же, летом 44-го, для того и раздуют, что бы скрыть лютый ужас "Котбуса". После него всем командирам на местах стало ясно - Москва сбрендила ( не в первый и не в последний раз ), она не хочет, не желает понимать ни специфики партизанской войны, ни специфики местных условий. Я не утверждаю, что "тут" были одни гении, а "там" - одни идиоты, но это не фронт - это тыл врага. Купив командиров отрядов на "прорыв армии на Витебск и далее", Москва загнала их в ловушку. С этого момента и начался пиар. "Концерт"? Да-да, мы взорвали 146% рельсов\шпалав от заданого на нашем участке! Эшелоны пруць? Куды? Якия эшелоны?
Нужно понимать - даже если все поставленные Москвой задачи были провалены, это не означает, что партизанского движения в Беларуси не было. Только игнорируя "мудрые приказы" и отписываясь мифическими километрами взорванного "ж\д полотна" беларуская партизанка смогла приступить к выполнению той единственной задачи которая была перед ней - борьба с оккупантом. Это вовсе не означает "денно и нощщно грудью переть на штыки не жалеючи живота своего...". Это означает - сбор информации, оружия, подготовка личного состава, внедренние и расширение агентуры среди коллаборационистов, переманивание их на свою сторону, своевременное вскрытие подготовки карательных операций и увод мирного населения из-под удара, а самое главное - нападение на противника там где удобно и выгодно самим партизанам, а не Москве...
Да это медленно и не так эффектно как Кубе взорвать, но это единственный эффективный способ. И именно к нему, с осени 1943г. ( поздно, так поздно ) перешли командиры на местах. К лету 44-го немцы плюнув на эту бессмысленную возню в болотной периферии держали города, трассы, узлы дорог. Так что пиар пиаром...
Дай Божа каб было гэта апошні раз...
Дополнительный материал.
Специально для
graphitediamond... Может еще кому пригодится))
Полоцк. В Полоцке правила своя династия, Рогволодовичи. Повесть Временных Лет разделяет четко - есть Рюриковичи, есть Рогволодовичи ( "рогволодычи внуцы" ). Рогволодовичи на съезды русских князей не ездили, участия в переделах княжеств Киевской Руси не принимали. Да их никто и не приглашал - зачем приглашать иностранцев, живущих в другом государстве - они же не приглашали православных византийцев или грузин? Полоцк и Киев регулярно воевали, но это не войны между двумя коалициями князей за киевский престол, это войны двух субъектов международного права. Полоцк потому и не платил дань Батыю - в отличии от Новгорода, Галича и Турова он никогда не был составной частью Киевской Руси, никогда ею ( частью ) не воспринимался в международных отношениях той эпохи - другое государство, другая правящая династия. Краткие периоды физического, силового завоевания ( Владимиром Святым, Изяславом, Владимиром Мономахом ) неизбежно заканчивались одинаково - без видимой причины завоеватели уносили ноги... С чего бы это?...
Примечание.
Достаточно толсто на этот счет пошутил Анжей Сапковский в своем рассказе "Воронка от бомбы" (или просто "Воронка" в зависимости от перевода.
Данный отрывок - как раз про это:
"Край парка расцвел феерией ослепительных оранжевых вспышек. Мы оба нырнули на дно воронки, в путаницу проводов телефонного кабеля, которые вылезали из земли, будто кишки из распоротого брюха. Весь парк затрясся от взрывов - одного, другого, третьего. А потом залаяло стрелковое оружие, завыли снаряды и осколки. Мы услышали визг атакующих:
- Лятуууува!
И сразу же после этого грохот ручных гранат, бубнящий голос М-60 и лай АК-74, совсем близко.
- Лятуууува!
- Эт'твои, - прохрипел я, втиснувшись в самое дно воронки. - Дивизия «Пляхавичус». Эт'твои побратимы, Индюк, идут штурмовать наш парк. И что, ты считаешь, что так и надо?
Индюк нехорошо выругался и со злостью глянул на меня. Я расхохотался. Черт, уже год прошел, а меня эта забавная история все еще продолжала смешить. Зато Индюка не переставала злить.
А история, собственно, вот в чем: где-то пару лет назад повелась мода на - как это тогда называлось - корни. Значительная часть обывателей Сувалок и окрестностей, в том числе и семья Индюка, внезапно почувствовала себя литвинами с деда-прадеда - знаете, такими, что вместе со Свидригайлой на Рагнету и Новое Ковно ходили, а с Клейстутом перемахивали Немен, нападая на тевтонов. В заявлениях, подаваемых в Союз Патриотов Левобережной Литвы и Жмуди, повторялись трогательные бредни о любви к бережкам речки Вилейки, к полям с богатствами хлебов, к горяченьким цепелинасам и к Матери Божьей Остробрамской, а также не менее трогательные вопросики, хорошо ли, что Великий Баублис стоит там, где стоит, ибо все дальнейшее счастье семьи будет зависеть именно от этого. Повод для пробуждения патриотизма был весьма прозаичен - литовцы, согласно Положению о национальных меньшинствах, имели кучу привилегий и скидок, в том числе и налоговых, к тому же они не подпадали под Курию.
Целая куча моих дружков по школе внезапно стала литвинами - ясное дело, в результате соответствующих родительских деклараций и заявлений. Чуть ли не каждый день то Вохович требовал, чтобы учителя называли его Вохавичусом, из Маклаковского делался коренной Маклакаускас, а из Злотковского - стопроцентный Гольдбергис. Случались и поэтичные перемены - Мацек Бржезняк, например, путем дословного перевода стал Бирулисом.
И вот тогда-то и началась великая трагедия Индюков. Симпатичная и весьма вкусная птица, давшая семье имя, по-литовски называется Калакутас. Глава рода Индюков, обычно флегматичный и серьезный, пан Адам разъярился, когда ему сообщили, что его просьбу о перемене национальности рассмотрели положительно, но с сегодняшнего дня он должен зваться Адомасом Калакутасом. Пан Адам подал новое прошение, но Союз Патриотов Левобережной Литвы и Жмуди был неумолим и не согласился ни ни какие другие, отдающие полонизмом, мутации, например, Индюкас, Индюкис или Индюкишкис. Предложение натурализоваться в Америке под фамилией Терки, а уж потом вернуться в лоно отчизны Теркулисами, семья Индюков посчитала идиотским, требующим кучу времени и денег. На укор, что сомнения пана Адама попахивают польским шовинизмом, ибо упомянутый «кутас» никакого истинного литовца не оскорбляет и не делает смешным, пан Адам с огромной эрудицией и ученостью обругал комиссию, используя попеременно обороты типа «поцелуйте меня в задницу» и «папуцьок шиекини». Задетая за живое комиссия послала его заявление в архив, а самого Индюка - к черту.
Вот почему никто из семьи Индюков так и не стал Литвином. Вот почему мой одноклассник Лесик Индюк ходил в одну со мной школу. Благодаря этому он и торчал со мной в воронке вместо того, чтобы бегать по парку с АК-74, в мундире цвета дерьма, с гербом «Погонь» на фуражке и медведем дивизии «Пляхавичус» на левом рукаве."