= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = 10 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
AKRON / FAMILY
Set 'Em Wild, Set 'Em Free
Лет пять назад экспериментальный фолк стараниями критиков разделился на две условные категории. Тот, что на грибочках, да с вкраплениями эмбиента и заиканиями - это как бы "сайк-фолк". А так называемый "фрик-фолк" - с акустическими гитарами, густыми бородами и танцами на столе. Поначалу границы между лагерями прослеживались довольно чёткие. Но - с течением музыкальной глобализации и, эк-кхем, эклектизации все тенденции смешались, и модные ярлычки осели на архивных страницах Википедии. И как мне кажется, точку в этих тектонических смещениях поставил именно пятый альбом "экс-фриков" Akron/Family, в котором оказалось всё: и мистика, и сказочность, и легковесное трень-брень, и даже панк-роковая гитарная рвань с истерикой.
Начало альбома зажигательное, движняковое. Вообще яркий старт - это в традициях Эйкронов. За примерами - на предыдущую пластинку или на YouTube, смотреть лайвы. Возникают и новые ощущения - от непривычной зажатости звучания, совсем не разухабистого, как раньше (ой не кризиса ли проделки?!). "Everyone Is Guilty" как попытка возвести рок-аналог "Ed Is A Portal" прокатывает, но со скрипом. Кажется, по-настоящему перепрыгнуть этот монументальный трек можно лишь сменив название группы - ну, скажем, на Animal Collective. Следующие "River" и "Creatures" образуют цепкую дилогию - это хиты класса премиум, погружающие в хардкорную середину пластинки.
А там, в середине, прорезается неизбежное сингер-сонграйтерство с его извечным принципом "less is more". Коли хватит терпения, будет вам "more" - на выходе из сонной чащи за усердия вознаградят блистательной "Many Ghosts", пожалуй, самой доступной песней на альбоме. А после уж до конца рукой подать. Да что там говорить, Akron/Family всегда стремились к сложносочинённости. Если где-то подобная музыка и раскрывается во всей красе, то разве что в головах её создателей. Этот альбом как уместное напоминание о том, что терпеливое расслушивание - это в первую очередь процесс работы над собой. И адаптируя своё восприятие к напрочь сдвинутой фазе чужого творчества, можно не только съехать самому, но и совершить по пути парочку неожиданных открытий.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = 9 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
GONG
2032
Альбом "2032" увенчал-таки трилогию "Радио Гном", превратив её таким образом в квадралогию, и сделал это в общем-то самым скотским образом. Все, кто ещё в 70-х записал в классику первые три тома, с удивлением обнаружили, что релиз 2009 года перекрывает "старьё" по всем статьям. К семидесяти одному году Дэвид Аллен достиг пика грибной шизофрении и полностью изложил мастерплан и гранд схему своих фантазий. Любой другой, заставь его три с половиной декады петь про зелёных фей в остроконечных шляпах, сблевал бы уже на второй год, а на третий - дознулся бы и улетел на космическом чайнике в лучшие из миров.
Но пост-пенсионный Аллен не сломался. Он бодренько снуёт из одного уха в другое, шамкает беззубыми рифмами, как заправский Кэньи Уэст, и в красках излагает картину грибного апокалипсиса. Оказалось, что 35-летняя история уже приближается к развязке: в 2032-м году откроется некий портал, через который планета Гонг прикатится в наш мир и благополучно опрокинет на всех нас своё грибное чаепитие, вместе с феями, чайниками, зелёными хуями и всем таким.
А пока этого не произошло, нужно слушать и молиться. Чайку ещё можно заварить.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = 8 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
NIRVANA
Live At Reading
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = 7 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Epic 45
In All The Empty Houses
Epic45 прежде всего авторы нашумевшего трека "England Fallen Over", а это пиковая точка для всего пост-шугейза, однозначно жанроопределяющая вещь. Почему-то ничего интереснее этой сокрушительной мелодии у дуэта до сих пор не родилось. Всё, что было до и после, оставило несопоставимо меньший след в эволюции жанра. Конечно, все, кто берётся осваивать мечтательное, интроспективное звучание, рискуют окончательно уйти в себя и перестать креативить дерзко и по-настоящему. На одних воздушных клавишах и мармеладном арпеджио далеко не уедешь - нужны мелодии, желательно слушабельные и запоминащиеся. А иначе форма просто одержит верх над содержанием, всё расплавится и превратится в би-сайд Брайана Ино периода эмбиентных самокопаний. Группа, о которой мы сейчас говорим, была в общем-то недалека от такого коллапса.
Но - возможно, на примере блистательного прошлогоднего альбома Helios "Caesura", а может, и сами по себе - Epic45 пошли на поправку. "In All The Empty Houses" - это шесть песен, где всё чётко и понятно. Где-то даже очень чётко - с крепко сбитым ритмом и нетрадиционными для группы вызывающими акцентами. При этом их музыка впервые бьёт точно в цель, а цель у всего, что имеет отношение к шугейзу - звучать красиво. И Epic 45 действительно впервые звучат настолько красиво.
На двадцатом, тридцатом прослушивании, подметив и выучив все мелочи, включаешь альбом просто чтобы снова в него окунуться. Не только в звуки, но и в его тоскливое настроение, холодную тёмно-синюю обложку. Всё-таки если и грустить, то лучше это делать понарошку, именно вот в такой компании.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = 6 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
ANNIE
Don't Stop
Слушайте, ну тут даже писать ничего не надо. Если составить двадцатку лучших поп-треков за последние два года, половина там будет за авторством Энни - с этого многостродального "долгостроя" да с ипишки бонусной. Как бы говорит само за себя. Одного хотелось бы: чтобы Энни - похуй где, в блоге там, твиттере - но в письменной форме оправдала существование песни "The Breakfast Song" в нашей вселенной.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = 5 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
OM
God Is Good
Согласитесь, про Om сложно написать, например, "эта группа превзошла все ожидания" или "прыгнула выше головы". Когда ты играешь эмбиентный этно-метал, удивлять непросто. Но вот эти чуваки время от времени всё же умудряются.
При этом, если вы - ха! - наивно полагаете, что Om по-прежнему по 15 минут херачат один и тот же монотонный ритм на двух инструментах, то... вы на самом деле недалеко отошли от истины. То-то и оно: слагаемые не меняются, а после знака "равно" всякий раз вырисовывается что-нибудь интересное.
Приступая к "God Is Good" необходимо знать три вещи: во-первых, у группы сменился ударник - новый барабанит гораздо живее и остроумнее. Во-вторых, спродюсировал альбом Стив Элбайни - полубог для всех поклонников окологранджа. И в-третьих, Om наконец осознали, что "шептать" у них получается куда интереснее, чем "шуметь". По-моему, так это вообще очевидно, что "Conference Of The Birds" был лучше "Pilgrimage". Московский концерт тому в подтверждение: было хоть и круто, но безумно заунывно.
"God Is Good" несомненно главный претендент на награду за лучший мастеринг в этом году - альбом звучит, словно восточная сказка. Прекрасная флейта на втором треке, инструменты эти индийские - как их там, забываю всё время (ситары!!!) - а в ладоши лучше хлопали только Animal Collective на своём хите "Hey Light" (я не слишком часто упоминаю Animal Collective?).
Чего не хватает? Не думал, что скажу когда-нибудь это в отношении Om, но хронометража! Лично мне недостаёт пары треков - ну или одного длинного. Продолжительность записей у группы растёт, и положительная динамика в изобретательности, что ни говори, налицо - но учитывая, что в этом году получилась такая крутая запись, не грешно было бы и растянуть. Бог хороший, он простит.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = 4 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
SONIC YOUTH
The Eternal
I for one don't consider Kim Gordon hot, but Thurston is really something at his age! I still remember seeing him for the first time on a photo in this book about Seattle grunge and all that - the guy looked almost the same as now. Couldn't really figure out why he, savvy and gentle, was hanging around with raging nutcases like Mudhoney. But now, come to think of it - maybe he'd been draining youth and energy out of people surrounding him. Then turning this youth into sounds, making it sonic.
"The Eternal" doesn't mark any return to the old days and it doesn't need to - we're talking band that's already living in eternity. You can almost feel this nowhereness in time during the listen. There's no lack of emotional compound though - becoming more distant the band also gets sadder. Perhaps, realizing how old it is? Thanks to imperishable creative powers of Moore and Ranaldo, it's impossible to notice any age-related numbness in their song-writing: melodies like ones in "Antenna" and "What We Know" depict sheer brilliance. I only wish it would go on as it is with Sonic Youth, an album every year or two. Bet you'll agree that we're not getting many bands of such scale these days. Although reality doesn't share much with the timeless infinity of art, and what is meant to fade will, no matter what - but as someone once put it quite rightly: emotions are eternal, and they're surely worth caring about.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = 3 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
U2
No Line On The Horizon
Сначала, естественно, напомню про шутливую ревьюшку в ай_м_рэйр, вызвавшую непривычно широкий резонанс:
http://community.livejournal.com/i_am_rare/739286.html А теперь апдейт. Впоследствии уже, прикидывая, как поменялось отношение к альбому, начал взвешивать каждый трек в отдельности. Понял, что всё по-старому спотыкаюсь на "Moment Of Surrender", которой сам коллектив вроде как люто восторгается. Как по мне, для трека НОМЕР ТРИ эта баллада действует слишком решительно, она задаёт сильный крен в ретро. Глядишь, ещё чуть-чуть - и перевернёт нахер весь альбом с ног на голову. И если звук у неё поставлен более или менее современно, то в нотах просто сквозят ёбанные 70-е. Не то чтобы я недолюбливал эту эпоху, просто всему своё место - и это место явно не перед прогрессивной и захватывающей "Unknown Caller". Которая, кстати, мой любимый трек на альбоме.
Но для награждения самой СИЛЬНОЙ, именно схоластически сильной композиции личные симпатии всё-таки отброшу - просто потому что ничего грамотнее и динамичнее одноимённой "No Line On The Horizon" U2 здесь не придумали, это действительно так. Ещё, конечно, не могу не отметить спящий хит "Breath" - отличный пример, как можно записать шедевр, выдержав меру в количестве инструментов и мастеринге. Учитывая, что песня крайне жизнеутверждающая, именно она способна подарить максимальный заряд положительных эмоций. Вообще концовка у альбома, на мой взгляд, экстраординарно удачна - и есть такое впечатление, что сложилась она стихийно, просто удачное стечение мозговых штурмов. Что, впрочем, не отменяет отличительного совершенства ещё одной баллады - "White As Snow", где во всей красе раскрывается умение Лануа и Ино хирургически точно отстроить взаимоотношения всех инструментальных тембров. Надо признать, что вся запись в целом сведена блестяще - без какого-либо перегиба в пресловутый "оверпродюсинг". Ну а о "Magnificient" ничего не буду говорить. Конечно, трек занимает приоритетную позицию №2, а стало быть, и спрос с него соответствующий - но тут я не вижу ни единого подступа для критики.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = 2 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
ANIMAL COLLECTIVE
Fall Be Kind
Animal, collective animal collective animal. Сol lecti ve animal collective: animal, collective, an imal collective... animal collective!! Animal collecti ve an imal col lective - animal collective, animal, collective. Animal!! Collective!! Animal collective!! Animal collective animal collective. Animal collective, animal collective; animal collective - animal collective. Animal collective, animal collective.. Animal, collective animal collective animal. Сol lecti ve animal collective: animal, collective, an imal collective... animal collective!! Animal collecti ve an imal col lective - animal collective, animal, collective. Animal!! Collective!! Animal collective!! Animal collective animal collective. Animal collective, animal collective; animal collective - animal collective. Animal collective, animal collective.. Collective - an i m a l collective, animal: collective animal, collective, animal collective, animal, col lectiv e! Animal collective... Animal collective! Animal collective. Ani mal, colle ctive animal collective animal. Сol lecti ve animal collective: animal, collective, an imal collective... animal collective!! Animal collecti ve an imal col lective - animal collective, animal, collective. Animal!! Collective!! Animal collective!! Animal collective animal collective. Animal collective, animal collective; animal collective - Animal Collective.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = 1 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
EMPIRE OF THE SUN
Walking On A Dream
Сразу урегулируем вопросы по дате релиза: да, за океаном диск вышел в прошлом году. Но за каким хреном ориентироваться на Австралию нам, проживающим далеко от её берегов? Европа гораздо ближе - а там альбом появился только в феврале. Так что полное право относиться к 2009-му имеет - хотя бы в нашем территориальном случае.
Ну а теперь про музыку. Последний раз поп-альбом возглавлял мой персональный чарт три года назад - тогда это были White Rose Movement с их дебютным и пока единственным "Kick". Случай, конечно, редкий: во-первых, англичане (в последнее время неохотно жалую). Во-вторых, причастные к странному и расплывчатому направлению "электророк". Чёрт знает что это такое, но на жанровой плоскости располагается явно неподалёку от скабрезных понятий "ню-рейв" и "электроклэш". Ну и в третьих, ребята всем своим видом напрашивались на ярлык "глэм" - обтягивающие одёжки, броские крашеные причёски, кричащий контраст в стиле. Подобное зацикливание на внешнем виде, к сожалению, почти всегда уводит музыкальные формации в сторону от, собственно, музыкального контекста. Но WRM как-то пронесло без тяжких последствий - альбом вышел не просто отличным, а дважды гениальным и тянул на регалии самого высшего достоинства. Которых, впрочем, так и не дождался.
Но сейчас речь не об этом - а о том, что с Empire Of The Sun история топ-листа в сущности повторяется. Не Англия - так бывшая английская колония. Не электророк - так диско! А уж глэм здесь такой плотности, что на нём крепко держится весь образ этого импозантного дуэта. Для меня напрашивается один вывод - о том, что и здесь тоже случай уникальный. И раз констатировать это можно уже при таком поверхностном наблюдении, да ещё с откровенно субъективного ракурса, то надо копать глубже - искать залежи сюрпризов.
Ну давайте с самого очевидного. Empire Of The Sun - это диско. Но какое! Насколько неординарным и захватывающим может внезапно обернуться этот избитый до невозможности бит-хлоп-бит-хлоп! Совершенно магическая атмосфера, которую ворожат австралийцы на протяжении пластинки, аппелирует вовсе не к динозаврам, отплясавшим молодость под исконное диско, как может показаться поначалу. Как раз-таки эти товарищи почти наверняка останутся равнодушны к сюрреалистичному акценту, с которым Стил и Литлмор реанимируют эпоху Bee Gees и Boney M. Легко и беспрепятственно возмутительное "новьё" льётся в ушки только нам, 20-летним - заставшим лишь неясные отголоски шумных диско-танцполов. Ведь в отличие от труёвых дисконегров с шарообразными стрижками мы о тех временах знаем лишь по наслышке, и в целом у нас сформировалась иллюзия чьего-то чужого счастливого прошлого. Притом что в родном коммунистическом ареале жилось тогда, прямо скажем, не то чтобы сладко.
Моя самая стойкая ассоциация с тем временем - это "Звёздные Войны", 77-й год, главный фильм современности. Посмотрел я его, кажется, ровно 20 лет спустя после выхода на экраны. Если говорить о музыке, то в памяти эта картина тесно переплелась вовсе не с симфоническим ураганом Джона Уильямса, а с не менее культовым альбомом Майкла Джексона "Thriller". Ну, просто взял за привычку крутить древний (отцовский!) компакт после очередного просмотра "Новой Надежды", "Империи" и "Джедая". Конечно, "Thriller" - это уже совсем не диско. Скорее, r'n'b с обилием фанка и набирающего обороты радиорока, но тем не менее эффект был достигнут - кино и музыка произвели сплав "космического диско". Существовала ли тогда музыка, действительно подпадающая под это определение? Да насрать. Я знаю, что теперь-то она точно есть - и это не Lindstrøm, прости господи!
Песни Empire Of The Sun прилетели к нам с далёкой экзопланеты, где сейчас буйно цветут 70-е. Культура там развивается вверх тормашками и смешивается в сумасшедших эклектичных пропорциях. Там напудренные чудаки в античных костюмах пританцовывая шагают по сверхтехнологичным мегаполисам, пересекают пустыни и поют, растягивая назальные согласные. Говорят, "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". И знаете что, никогда ещё этот фразеологизм не был так уёбищен и лжив. Я готов заочно полюбить этот невероятный мир, ни разу не удостоверившись в его красоте своими глазами - мне достаточно его слышать. Потому что когда я слышу его голоса, я чувствую, что они звучат в унисон несбыточным детским мечтам - которые (так уж сложилось!) питают лучшее, что есть в искусстве.
Ну а лучшей песней пусть будет вот эта!
Click to view