Семейно-блокадное

Jan 27, 2018 16:47

Из двух памятных для Ленинграда дат моя бабушка Мира выделяла именно 27-е января, несмотря на то, что в 44-ом уже была в эвакуации. Этот день был для нее особенным и мы всегда ее в этот день поздравляли.

---------------------------

Во время голодных обмороков обычно давали полизать соль, но моей бабушке всегда от этого становилось только хуже. На такой случай у тети Лизы всегда был кусочек сахара, который из всех родственников полагался только бабушке Мире.

----------------------------

После войны бабушка не могла есть никакое желе, что не мешало ей готовить прекрасный студень для деда. Причина очень простая: всё желеобразное напоминало ей столярный клей, которым они питались в блокаду.

----------------------------

Подруга моей пробабки Нины Константиновны, тетя Лёля, работала на фармацевтической фабрике. Расфасовывали лекарства, ну и заодно пробовали их. Как-то раз попробовала и говорит: "О, сладенькие!" Всем трудовым коллективом наелись сладенького слабительного...

----------------------------

Вся моя родня в блокаду жила на улице Правды. По словам бабушки очень повезло, что туда еще не провели паровое отопление, а вместо этого была голландская изразцовая печь. Все, кто обитали в домах с паровым отоплением, выжили только благодаря буржуйкам и сожгли все имущество, которое горело. Моим же родственникам удалось сохранить даже мебель, поскольку голландскую печь можно было топить раз в два-три дня, она очень хорошо держала тепло.

----------------------------

Вообще в блокаду выжили во многом благодаря случайности. В начале лета 41-го у моей бабушки случился аппендицит, причем с серьезными осложнениями. В результате, на дачу не уехали, а остались в городе и занялись традиционными осенними приготовлениями к зиме, дабы осенью больше времени провести загородом: заготовили дрова для печки, закупили крупы... Все это очень помогло потом.

----------------------------

Про фильмы про блокаду бабушка говорила, что они все показывают не совсем так. Вот, скажем, показывают, что все ходят в ватниках... А на самом деле, выходя на улицу, всегда одевали лучшую одежду. Всегда был риск вернуться в разбомбленный дом.

-----------------------------

Бабушка всегда жалела о том, что они уехали в эвакуацию. Во-первых, вернувшись из нее они узнали, что их квартира уже заселена, и в результате с трудом получили комнату в коммуналке. А, во-вторых, впоследствии чиновники объявили всех, кто хоть день прожил в эвакуации, по сути блокадниками второго сорта.

наши

Previous post
Up