Письма из 1996-го

Oct 03, 2013 22:16

Две недели назад мой друг детства, проживающий в России, сделал мне подарок - отсканировал и переслал мне письма, которые я писал ему в период с 1996-го по 2002-й годы. После прочтения их на меня нахлынула волна воспоминаний из того далекого времени и из недр памяти всплыло столько всего забытого, что я решил, пока снова все это не забылось, написать несколько постов о моем детстве, которые вы уже видели. Сегодня будет последний пост на эту тематику, в котором я, собственно, покажу первые три моих письма и после прокомментирую их, добавив ясности в описываемые в них события.


Перед тем, как перейти непосредственно к обзору писем, расскажу вкратце историю того, как я вообще начал писать письма. Телефон у нас в квартире появился лишь в конце 90-х, а до этого единственными способами связи с теми, кто далеко, были письмо или телеграмма. В Крыму у моей мамы жил родной брат с семьей и мама регулярно писала брату письма. Не помню как и почему, но я в то далекое время тоже начал писать письма моей двоюродной сестре в Евпаторию, которые вкладывались в тот же конверт, что и письма мамы брату. Это были мои самые первые письма в жизни. Мне кажется мы переписывались год, может два, сейчас это уже невозможно вспомнить и потом как-то переписка сошла на нет, даже не помню почему ведь это было более двадцати лет назад.

К середине 90-х мы сдружились с Артуром. Его отец служил на военном корабле, приписанном в Североморске - закрытом военном городе за полярным кругом и приезжал с семьей каждое лето в наш двор, где жила его мама. Во дворе мы и познакомились с Артуром где-то в начале 90-х и через пару лет очень сдружились. Но видеться мы могли лишь летом, затем 9 месяцев никто из нас не знал о жизни друга совсем ничего. В 1996-м году я предложил писать друг-другу письма, чтобы хоть немного поддерживать связь и мы начали переписываться. Письмо шло из Бердичева в Североморск более месяца и доходило не всегда. Вы знаете как работает отечественная почта, а в 90-х она работала в разы хуже. Так что написав письмо, получить ответ я мог не раньше, чем через два месяца, и это если письмо не пропадало по дороге. Но другой возможности оставаться в контакте в то время не было и мы писали друг другу письма. Последние письма Артуру были написаны в 2002-м году, в этот год в Бердичеве открылся первый Интернет-клуб от Укртелекома и наша переписка стала электронной.

Но бумажные письма для меня не умерли. Впоследствии я писал еще много бумажных писем: переписывался с другом, который уехал в Израиль, с девушками из Тернополя, которые, как и я в то время, увлекались хип-хоп культурой, а уже по приезду в Германию писал бумажные письма исключительно женщинам, к которым был неравнодушен. Последнее мое бумажное письмо было отослано любимой девушке в начале 2012-го года.

И вот две недели назад я получил от друга детства такой вот привет из прошлого: мои отсканированные письма, которые я не видел с тех самых пор, как они были отосланы осенью 1996-го года, то есть семнадцать лет назад! Собственно говоря вот они:

Первое письмо:







Теперь небольшой разбор письма по пунктам, чтобы было понятно о чем тут вообще речь:

"Ботанику закрыли у преподавателей отпуск за свой счет" - ботаникой я называл ботанический кружок, на который я ходил пару лет, начиная с 1995-го года. Оказался я там таким образом: гуляя в очередной раз на зимних каникулах по району "Загребелье", где живет моя бабушка я случайно наткнулся на комплекс одноэтажных зданий с оранжереей, в которой росли тропические растения и кактусы. Оказалось, что можно было даже зайти внутрь и нам провели экскурсию. Я был очень сильно впечатлен, попав из серо-белой холодной зимы в тропическое царство кактусов, фикусов и пальм. В то время я именно так и представлял себе рай. Конечно же, я записался и начал ходить на этот кружок, чтобы почаще бывать в этом зеленом раю. Выучил кучу названий различных растений, знал как часто нужно поливать то или иное растение, какой грунт требуется и со временем наша квартира моими руками стремительно зеленела. Естественно, что я заразил интересом к растениям всех своих друзей в том числе и Артура, и каждый из них, беря с меня пример, выращивал свои домашние растения. Как можно понять из письма, в связи с кризисом в стране, ботанический кружок определенное время был закрыт. Вообще по этому письму, написанному ребенком, можно получить представление о ситуации в стране в целом. "Я не писал, потому что нету денег купить конверт" - эта строчка как нельзя лучше характеризует тотальную бедность, царящую в семьях военных в то время. Зарплату военным часто выдавали продуктами со склада и наличных денег люди не видели многие месяцы.

"Чтобы не сдохнуть с голоду мне с матерью приходиться ходить на базар продавать цветы" - насчет "чтобы не сдохнуть с голоду" тут все же небольшое преувеличение. Такая угроза никогда не нависала над нашей семьей, я не помню такого, чтобы есть было совсем нечего. Помню, что мясо я видел не часто, но гречневая каша или ячневая крупа у нас всегда была. Заправляли дешевым польским маргарином, который тогда практически вытеснил масло из рациона семей бюджетников, потому что стоил в разы дешевле масла. Но есть всегда было что. Насчет цветов: их выращивала и торговала ими на базаре наша бабушка, с тех пор как вышла на пенсию, но в ту осень у бабушки начались проблемы с ногами и она не могла ходить на базар. Чтобы цветы не пропали, ходить продавать их пришлось мне с мамой. Помню, что мне очень стыдно было находится на базаре в роли продавца, и я всматривался в толпу, чтобы не появился никто из моих одноклассников и не застал меня за этим занятием. В стране, только отходящей от коммунизма, торговля считалась занятием недостойным и в школе могли засмеять, если бы узнали, что я торгую цветами на рынке.

Далее следуют краткие новости о различных наших друзьях со двора, с которыми я то ссорился, то мирился, то воевал, то снова дружил. В детстве постоянства отношений не было, все менялось очень динамично. Тут же я упоминаю о том, что наш класс расформировали. С классом мне не повезло. Первые школьные годы все было еще очень неплохо, но потом интеллигентные дети постепенно покидали его, так как все мы были из семей военных и в начале 90-х люди семьями разъезжались по родным местам по всему бывшему Союзу, покидая Бердичев. В итоге уже в пятом классе я оказался единственным в классе, у кого был интерес к учебе и кому она давалась. Больше там никто не учился, а уровень беспредела и дикости в классе рос в геометрической прогрессии. После различных ярких выходок наших "лидеров", прогремевших славой на всю школу, школьным советом было решено расформировать 6-Д класс, как опасный для школы и для общества. Всех нас раскидали по оставшимся классам от 7-А до 7-Г. И тут мне снова не повезло: после окончания 7-го класса было деление на физико-математический, химико-биологический и гуманитарный классы. Я с рождения был гуманитарием и хотел перейти в класс с углубленным изучением литературы, языков и истории, но для такого класса не набралось должного количества желающих. В итоге был создан лишь физико-математический класс, куда из 7-Г перебежали все, кто хотел учиться и в классе снова остались одни хулиганы и бездельники. Проучившись в 8-Г, я снова стал единственным в классе, у кого был интерес к учебе, причем окружение тянуло меня вниз, поэтому я решил перейти в 9-м классе в физмат, что и сделал, проучившись там последний год, после чего поступил в колледж и стал студентом. По причине такой вынужденной смены классов у меня не оказалось коллектива одноклассников с которыми бы нас объединяли долгие годы совместной учебы, а соответственно и тех приятных воспоминаний о школьном периоде жизни, по которым можно было бы пустить скупую слезу ностальгии.

"У нас с ним по планам на зимних каникулах "приключения на мотокросах" в кладовой солнца" - Макс о котором я писал в прошлых постах, после переезда на Красную Гору стал редко бывать в нашем дворе, но когда он приезжал к бабуле на каникулы, мы с ним выбирались в очередные вылазки по окрестностям. Одно из наших любимых мест - так называемые "мотокросы". Раньше там был песчаный карьер, который забросили еще до распада СССР и место стали использовать для покатушек любители поганять на кроссовых мотоциклах. Там иногда даже проводились соревнования по мотокроссу, отсюда и название бывшего карьера. Для нас же в то время это был атмосферный затерянный мир. Место было очень пустынным и сразу за ним начиналась огромная болотистая территория танкодрома. Мы любили туда выбираться и летом и зимой. Зимой же главным развлечением в "кладовой солнца" было взбираться с дна карьера по крутым спускам наверх - мы чувствовали себя альпинистами и покорителями гор, особенно когда удавалось вылезти на самые трудные участки "гор", покрытые ледяной коркой. Часто мы срывались и съезжали на десятки метров вниз на дно карьера, но затем снова карабкались наверх, пока цель не была покорена. Я не был в том месте уже больше десяти лет и все мечтаю в один из моих приездов на Украину снова посетить его.

Много из того периода моей жизни также упоминается в моих "анкетах" - первой попытке вести дневник, описывая в нем события из жизни. Про "анкеты" был один из моих старых постов.

Второе письмо:









Второе письмо оформлено в оригинальном стиле "детских ужастиков". Я тогда очень увлекался чтением всяких страшилок и мистики и много рисовал. В итоге эта тема нашла широкое отражение в моем творчестве того времени. Более подробно об этом можно прочитать тут. Начинается письмо традиционными краткими новостями о моих растениях и друзьях со двора. В то время у Ирки - девчонки с соседнего подъезда с которой мы все детство то воевали, то мирились, в то время появилась игровая приставка "Dandy" и мы летом бывало ходили к ней играть в несколько игр, что у нее были. Тогда игровая приставка казалась вершиной технологий и я был очарован возможностью путешествовать по виртуальным мирам 8-битных игр. А с Иркой мы и до сих пор замечательные друзья.

Дальше в письме упоминаются те несколько телевизионных каналов, что транслировались в то время на Украине. Выбор был небольшой: государственные каналы УТ-1 и УТ-2, новый негосударственный канал "Телескоп", который плохо ловил, но по нему было много интересных ребенку фильмов и сериалов. Кроме этих трех ловили еще один-два канала, которые я не упомянул в письме. Жителям Красной горы была доступна такая роскошь, как кабельное телевидение. Поэтому они были в курсе всех популярных западных фильмов, которые тогда массово хлынули за рухнувший железный занавес. На Эллинг тянуть кабель было нерентабельно, поэтому за все то время, что я там жил, кабельного телевидения там не было. Но я не сильно переживал по этому поводу - к популярным фильмам, по которым все сходили с ума в то время, я был как-то равнодушен. Мне всегда больше нравилось читать, чем смотреть. Терминатор, Рембо, Брюс Ли, Фреди Крюгер - были героями моих сверстников. Я тоже видел некоторые из этих фильмов, но не фанател от них. Моими героями были Жюль Верн, Эдгар По, Рэй Бредбери и другие писатели-фантасты.

Дальше я упоминаю такое слово, как "кэпсы", это были такие картонные, плоские кругляки с плоскими или выпуклыми рисунками. В то время дети были большими коллекционерами: я собирал различные фантики: "турбы", "бомбибомы", "лазеры", Артур собирал "кэпсы", которые у них в России появились гораздо раньше, чем дошли к нам. Я тоже было начал собирать "кэпсы", но потом куда-то все их дел, не помню куда. В отличии от фантиков мои "кэпсы" не сохранились до настоящего времени.

"Дело в том, что у меня не было денег на конверт, а сейчас я наколядувал и сегодня купил конверт"  - слово "наколядувал" тут имеет прямой смысл. В то бедное время одной из счастливых возможностей обрести немного карманных денег и сладостей - были украинские народные традиции, а именно "колядки та щедрiвки". Согласно традициям под новый год дети ходили по квартирам и "щедровали" - пели песни или рассказывали стишки (так называемые "щедрiвки"), и за это хозяева квартиры или дома угощали детей конфетами или давали немного мелочи. После нового года делали то же самое, но уже "посевали", рассказывая стишок "посевалку" при этом нужно было еще рассыпать на пороге немного пшеницы или какой-то крупы. А на Рождество дети ходили по квартирам и пели "колядки". Благодаря этим традициям нищие дети 90-х могли за новогодние праздники заработать совсем немножко карманных денег и много конфет и сладостей. А я таким вот образом наколядовал на конверт, чтобы отправить письмо другу.

"А того нашего любимого котика, которого мы назвали "Плуг", я приютил" - речь идет о коте Мурчике, которого бросили хозяева и он прибился в наш двор летом 1996-го. В течении лета мы его подкармливали и он прижился на пороге нашей квартиры. С наступлением холодов мы взяли его домой и много лет он жил у нас дома, пока не умер от старости. То, что мы с Артуром его назвали "Плуг", я не помню вообще, с удивлением прочитал об этом в письме.

Третье письмо:





Тут очень плохо читается текст, так что я перепечатаю его для наглядности с сохранением пунктуации:

"Привет Артур! Пишет мистер Алекс. Я получил твоё письмо. Мне оно очень понравилось. В следующих своих письмах придерживайся тех же правил: красочное оформление, дата, четыре страницы и все исписаны. И еще спасибо за фотографию, это самая лучшая память. Сегодня 21 час 10 минут 20 марта, закончу писать зафтра. Через 10 дней 30 марта мой день рождения. У меня все хорошо. Мы с папой обклеили обоями и привели в порядок две комнаты: детскую и спальню, ремонтируем гостинную. Месяц назад у нас по городу была эпидемия гриппа. В моей семье переболели все, но мне досталось больше всех. У меня была температура 40°С и я неделю не был в школе. Учусь я вроде неплохо. Любимые уроки английский, русский, украинский, география, биология. Я иногда хожу играю на приставках (на SEGA или Dandi) в том подвале, где мы играли два года назад. И я установил игру в которую мы тогда играли, и она нам понравилась она называется "Duble Draka".

Я продолжаю свое письмо. Сейчас 9:15 утра. У нас с 24 каникулы одну неделю. А сейчас я напишу тебе про обитателей нашего двора. Хорь становиться лучше, он единственный с кем я могу гулять. Он собирает для тебя кепсы у него уже 27 кепсов. Когда ты приедешь он тебе их отдаст. Кепсы у нас в основном "Mortal combat" еще какие-то тупые и "Beach & teach".

В своей комнате я устроился неплохо у меня со Scunsom двух-этажная кровать (я на 1 этаже). Кстати грамотность и почерк в твоем письме страдают, видно что у тебя по русскому "3". Мы с хорем имеем секретный язык от мелких. Это английский, ну а если мы не знаем какого-то слова по английскому, то мы переделываем это слово, так, чтобы оно было похоже на английский вариант. В этом году я оканчиваю художественную школу. Продолжаю ходить на кружок цветоводов. Ты просил написать про твои растения, что я сейчас и сделаю. Лучше всех живет твой большой кактус. Он пустил еще одну детку, и высотой он пол метра."



"Маленький кактус к сожалению погибает потому, что он не может расти в песке. Ему нужна земля. Но ты не отчаивайся я дам тебе еще лучше когда ты приедеш. Остальные растения вроде ничего. Только Коля с твоей кактусовой композиции спер самолетик. У меня много планов на лето. Когда ты приедешь мы будем ходить в походы, в бассейн, на приставки и наконец каждый день будем ходить в "дом отдыха". И еще будем ходить вкалывать на ботанику. Я тебе это письмо сделаю лучше чем предыдущее. И ты постарайся сделать мне тоже письмо с кроссвордом и другими заданиями.

Когда ты приедешь, то не забудь привести ягель, кепсы, если сможешь еще всякую всячину и прихвати мои письма. В моем письме ты увидишь какие у меня фотообои в детской. Ну все пока! Буду ждать с нетерпением твоего письма (пиши чем побольше, если нечего писать то заполняй пустые места всякими рисунками наклейками и чем хочешь чтобы твое письмо было не хуже моего. И еще спрашивая меня обо всем, я с удовольствием отвечу на каждый твой вопрос). Ну а сейчас кроссворд!"

Эскиз фотообоев в детской, вложенный в письмо:



Ну а теперь несколько пояснений к этому письму:

"Я иногда хожу играю на приставках (на SEGA или Dandi) в том подвале, где мы играли два года назад. И я установил игру в которую мы тогда играли, и она нам понравилась она называется "Duble Draka". - речь идет о первом игровом клубе в Бердичеве, размещенном в подвальном здании по улице Свердлова. Там стояли ламповые телевизоры с подключенными к ним приставками Sega и Dandy и это было первое место, где я поиграл на приставке Dandy, тем самым открыв для себя мир компьютерных игр. Играли мы тогда вместе с Артуром в игру "Battletoads".

"В своей комнате я устроился неплохо у меня со Scunsom двух-этажная кровать (я на 1 этаже)" - Скунсом я называл своего младшего брата. Все детство мы с ним были непримиримыми врагами и я его ненавидел и никогда не принимал в команду, в которую он хотел попасть. Поэтому он создал свою команду из "мелких" нашего двора, которая пыталась быть оппозицией к моему диктаторскому режиму. Это получалось с сомнительным успехом. Примирил нас с братом брейкданс: после того, как брат, по моему примеру, увлекся этим танцем и начал быстро прогрессировать на тренировках, он был в 2003-м году принят в команду танцоров и с тех пор мы стали с ним неразлучны.

"Мы с хорем имеем секретный язык от мелких. Это английский, ну а если мы не знаем какого-то слова по английскому, то мы переделываем это слово, так, чтобы оно было похоже на английский вариант." - Хорем я называл своего друга Костю, с которым мы тоже часто ссорились и мирились. Я вообще всем дал клички во дворе, но мне так никто и не смог придумать кличку, которая бы прижилась. Костя был в моей команде и чтобы "мелкие" не понимали о чем мы разговариваем в их присутствии, мы употребляли два десятка выученных нами слов на английском и остальные русские слова коверкали так, чтобы никто не мог понять, что они значат. Внутри двора всегда была борьба двух кланов: моей команды и всех остальных. Поэтому это время было богатым на секретные языки, секретные места, заговоры, интриги и прочее, что так здорово вносило разнообразие в наши детские будни и превращало их в увлекательную игру, которая длилась много лет до конца 90-х.

В 1998-м году мы с Артуром не переписывались, потому что, когда он уезжал, мы находились в ссоре и помирились лишь следующим летом. Так что следующие письма, написанные мною, датируются осенью 1999-го года, когда я уже поступил в колледж и стал студентом. Мне было тогда 15 лет и мое детство плавно перетекло в период юности. Но это уже совсем другая история.

На этом я буду заканчивать эту небольшую серию постов, посвященную моему детству. Но это не точка, а лишь запятая - про детство я могу еще очень много чего вспомнить и рассказать, и буду это делать на страницах этого журнала, но уже как-нибудь в другой раз.

Бердичев, детство, личное

Previous post Next post
Up