WBS 70 - панель, изменившая облик ГДР

Jul 09, 2020 17:44

Технология постройки многоквартирных домов из готовых бетонных сегментов применялась во многих странах послевоенной Европы, но особый размах в ее применении пришелся на страны социалистического блока, где начиная с 1960-х годов строительство жилищного фонда из бетонных панелей стало доминантным. Всего за тридцать лет "панельки" изменили облик городов восточной Европы до неузнаваемости, превратившись в своеобразный маркер постсоциалистических стран. Одним из передовых государств в соцлагере по части панельного строительства была Германская Демократическая Республика, в которой из бетонных панелей возводились целые районы и даже города.

Из 1,52 миллионов квартир, построенных в ГДР из бетонных плит, 644 900 квартир или 42% расположены в домах типового проекта WBS 70, ставшим самым распространенным и массовым проектом ГДР-овской панельки. В своем посте я расскажу, почему проект WBS 70 получил такое широкое распространение в Восточной Германии, покажу как выглядит типичная ГДР-овская квартира в панельном доме WBS 70 и в завершении посмотрим, как в Германии модернизируют и перестраивают блоки WBS 70 в современное и красивое жилье.

В этом году проекту WBS 70 исполнилось 50 лет, так что пост выходит юбилейным.




Начнем с истории. Впервые о методах индустриального строительства жилых массивов из железобетонных конструкций заговорили еще в 1920-х годах. Один из самых известных архитекторов, пропагандировавших застройку городов многоэтажными коробками из бетона был француз Ле Корбюзье, мечтавший снести половину парижского центра и застроить освободившееся место в сердце французской столицы бетонными блоками. До Второй мировой эти идеи не находили какого-то энтузиазма у архитекторов и поддержки у градоначальников, но после окончания Второй мировой, когда Европа лежала в руинах и нужно было строить много нового жилья для миллионов людей, лишившихся крыши над головой, технология строительства жилья из панелей стала востребованной, так как позволяла строить жилые дома быстро, массово и дешево.

План застройки центра Парижа, представленный архитектором Ле Корбюзье в 1925 году, известный как Plan Voisin.



В то время, как страны западной Европы в первое послевоенное десятилетия активно строили жилищные районы из железобетона, в ГДР была другая политика, продиктованная напрямую из Москвы. Восточная Германия должна была продемонстрировать преимущество социалистического строя, поэтому новые послевоенные кварталы и даже целые города строились в стиле "сталинского ампира" с обилием декоративных элементов, разнообразной архитектурой и комфортабельными и просторными квартирами, отвечающими девизу "Дворцы для народа".

Пример послевоенной застройки сталинского периода в Айзенхюттенштадте.



После смерти Сталина в СССР был взят курс на упрощение архитектуры и переход к индустриальным методам строительства и типовому проектированию. ГДР, будучи государством, управляющимся напрямую из Москвы, была вынуждена следовать новым советским директивам в градостроительстве, к тому же опыт прошлых лет показал, что "дворцы для народа" оказались ГДР-овской экономике не под силу. Начиная с 1960-х годов приоритеты градостроительной политики ГДР были направлены на индустриализацию жилищного строительства и конвейерную сборку панельных домов. Результатом этой политики и вершиной немецкой строительной инженерии в сфере массового жилья стал проект WBS 70.

Аббревиатура WBS 70 является сокращением от слова Wohnungsbauserie 70 (жилищностроительная серия 70), где цифра в названии означает год разработки проекта. Решение о разработке новой типовой серии панельного многоквартирного дома было принято на 5 строительной конференции ЦК СЕПГ и Совета министров ГДР, прошедшей в конце 1960-х. Основой для этого решения было проведенное в 1969 году исследование по оптимизации и рационализации массового производства типовых строительных элементов в сфере панельного строительства, авторами которого являлись Wilfried Stallknecht и Achim Felz, которые в итоге и разработали проект Wohnungsbauserie 70.

Проект WBS 70 пришел на смену проекту Р2, созданному в 1961 году, который оказался недостаточно экономичным, так как содержал множество конструкционных блоков, среди которых были нестандартизированные и имел различия в региональных вариантах. WBS 70 был гораздо более унифицированным, содержал меньше конструкционных элементов и был стандартизирован для производства на всех ГДР-овских строительных комбинатах. Это обеспечило ему широкое распространение во всех регионах ГДР. Согласно планам правительства, озвученных в 1970 году, каждый житель ГДР к 1990-му году должен был жить в своей собственной квартире и проект WBS 70 был призван воплотить эти планы в жизнь, что в итоге не удалось.

Так выглядел один из пятидесяти заводов по производству бетонных панелей для жилищного строительства в ГДР.



источник: dpa/Hans Wiedl

Левый ряд снимков сделан на панельном заводе в Лейпциге, снимки справа отображают производство и доставку бетонных панелей на стройку.




Источник: книга "Neue Wohnkomplexe in der DDR und der UdSSR"

01. Производство первого дома по проекту WBS 70 было доверено жилищному комбинату города Нойбранденбург. Для изготовления бетонных сегментов WBS 70 был построен новый завод, на котором 7 октября 1972 года было запущено производство элементов будущего дома. Второго апреля 1973 года начался монтаж дома и вскоре он был завершен и заселен. Вот он.



02. Этот пятиэтажный дом в Нойбранденбурге является первым, построенным по проекту WBS 70. В 1984 году его занесли в список исторического наследия, что обеспечило зданию оригинальную сохранность и внешний вид. Находится он по адресу Koszaliner Straße 1, Neubrandenburg.



03. Дом до сих пор обитаем и заселен жильцами.



04. Через стеклянные двери заглянул внутрь подъезда.



05. О том, что это панелька с историей, напоминает мемориальная табличка на фасаде здания.



06. Отсюда началось победоносное шествие проекта WBS 70 по городам и селам ГДР, определившее внешний вид большинства жилых районов социалистической Германии.



07. Задний фасад панельного дома также имеет выходы из подъездов. С этой же стороны расположены балконы квартир.



08. Несмотря на максимальную унификацию элементов здания, проект WBS 70 по сути являлся своего рода конструктором, из которого можно было строить дома, значительно меняя как их внешний вид, так и этажность. Ни один другой ГДР-овский проект не давал градостроителям и региональным комбинатам такой свободы, какая предусматривалась конструкцией WBS 70. В большинстве своем дома этого проекта были пяти- или шестиэтажными, но с 1977 года начали строить также 11-этажки. Каждый комбинат менял форму базовой панели, вносил в панели декоративные элементы, играл с формой окон, балконов и входных групп. Таким образом проект WBS 70 стал универсальным конструктором панельного дома, дававший архитекторам ГДР пространство для экспериментов и самовыражения, насколько это было возможно в рамках панельной архитектуры.



09. Соседний WBS 70 значительно преобразился в результате капитальной модернизации, но все равно оригинальный проект в нем легко угадывается. В конце поста я приведу примеры того, что можно сделать из типовой панельки WBS 70 и приведенные там примеры впечатляют.



10. ГДР-овские панельные районы и в 2020-м году производят максимально благоприятное впечатление. Обилие зелени и пространства, низкая этажность и приятный вид зданий и инфраструктуры - в таких районах хочется жить. Концепции в градостроительстве 1970-х годов актуальны до сих пор и смотрятся сильно выигрышней того, что сегодня строят на постсоветском пространстве.



Дальше приведу несколько примеров зданий, построенных из панелей WBS 70.

11. Оригинальные 11-этажки WBS 70 в шверинском районе Ципендорф



12. Одни из немногих многоэтажек этого проекта в Германии, которые на момент написания поста не подверглись реновации и сохранили свой изначальный колоритный вид.



13. А так выглядят 11-этажки WBS 70 в берлинском Марцане после капитального ремонта.



фото: Стас Сиколенко

14. Квартал в Марцане, построенный из 11-этажных WBS 70



фото: Стас Сиколенко

15. Процесс реновации панельки WBS 70 в берлинском Марцане.



фото: Стас Сиколенко

16. Вариант шестиэтажной панельки, построенной по проекту WBS 70.



фото: Стас Сиколенко

17. Еще две шестиэтажки WBS 70, построенные по одному проекту.





оба снимка: Стас Сиколенко

18. Из панелей серии WBS 70 строили также двухэтажные здания на четыре квартиры, хотя такие панельки - большая редкость. Вот такая двухэтажка стоит в берлинском Марцане.



фото: Стас Сиколенко

19. Особенностью проекта WBS 70 был решетчатый каркасс с расстоянием между несущими стенами 6 метров. Это единственный действующий маркер, по которому в той или иной панельке можно узнать WBS 70 - если между панелями расстояние шесть метров, то перед нами WBS 70. Внешний вид самих панелей при этом может быть разным, так как каждый строительный комбинат разрабатывал свой дизайн внешних панелей жилищных домов.



фото: Стас Сиколенко

20. WBS 70 - это был не только жилищный проект. Из панелей этой серии строили также школы, детские садики и прочие инфраструктурные учреждения. На снимке - детский садик в Дрездене, построенный из панелей WBS 70 и находящийся в процессе реставрации.



фото: Стас Сиколенко

21. После объединения Германии, повлекшее за собой крах ГДР-овской промышленности и последующий отток населения на запад, начался массовый снос панельных районов в восточногерманских городах. Одним из наиболее пострадавших от оттока населения городов ГДР стал Айзенхюттенштадт, утративший больше половины своих жителей - с 1988 по 2020 годы население города сократилось с 53 000 до 23 000. В результате были полностью снесены целые районы города, состоящие преимущественно из панелек WBS 70.



фото: Стас Сиколенко

22. Мой напарник Стас успел посетить город металлургов во время сноса панельных кварталов в 2012 году, когда были сделаны эта и предыдущая фотографии. Всего в городе по состоянию на 2015 год были снесены около 6000 квартир и процесс этот продолжается. Прогнозы для города неутешительные - отток населения не остановится, а значит городские кварталы и дальше будут превращаться в пустыри.



фото: Стас Сиколенко

23. Теперь давайте перенесемся в берлинский панельный район Хеллерсдорф и осмотрим еще одну панельку, построенную по проекту WBS 70 в 1986 году комбинатом VEB Wohnungsbaukombinats Cottbus.



24. Этот панельный дом, расположенный по адресу Hellersdorfer Straße 179, был капитально отремонтирован в 2000-м году, но в нем легко угадывается базовый проект.



25. В 1970-е годы на востоке Берлина начался самый масштабный проект жилищного строительства в Европе. За десяток лет в восточных районах Марцан, Хеллерсдорф и Хойеншенхаузен были построены 91 400 квартир, что сделало эти районы самым крупным панельным поселением в Евросоюзе.



26. Такая скорость строительства стала возможной благодаря проекту WBS 70, позволяющему строить одну квартиру всего за 18 часов. Большинство домов в панельных районах восточного Берлина представляют собой серию WBS 70.



27. После реновации эти панельки и в 2020 году выглядят свежо и привлекательно и формируют комфортную городскую среду, в которой приятно находиться.



28. Заходим в подъезд.



29. В рамках модернизации дома подъезды также привели в порядок, добавив такие входные порталы с зеркалами.



30. В этот подъезд мы зашли не случайно - именно тут находится квартира, в которой время остановилось в 1990-м году.



31 Заходим внутрь и на машине времени переносимся в последние годы существования ГДР.



Это музейная квартира, созданная в 2004 году в панельке серии WBS 70. Квартира отображает культуру быта жителей социалистической Германии, большая часть которых в последние годы существования ГДР проживали в панельных домах. Это типовая трехкомнатная квартира в доме проекта WBS 70, площадью 61 квадратный метр. Стоимость аренды такой квартиры во времена ГДР составляла всего 109 марок.



На этом снимке, взятом из книжки "Neue Wohnkomplexe in der DDR und der UdSSR", представлены модели других квартир в домах серии WBS 70.



Получение квартиры в панельной новостройке для ГДР-овской семьи было большим праздником. Люди очень охотно переезжали жить из домов довоенной постройки в новенькие панельки и на то были весомые причины. Довоенный жилой фонд в ГДР не ремонтировался - cтарые дома ветшали и разрушались, после чего их сносили и на их месте строили панельки. То, как выглядел старый жилой фонд в ГДР в последнее десятилетие существования социалистической Германии, можно увидеть на любой фотографии того времени. Вот пример одной из берлинских улиц с исторической застройкой в 1987 году. Большая часть исторической застройки в ГДР выглядела именно так.



32. Так что жить в доме грюндерской постройки в ГДР было не только не престижно, но и не комфортно по сравнению с жильем в новенькой панельке. Ведь в панельных новостройках была горячая вода, центральное отопление и собственный санузел, в то время, как довоенные дома отапливались угольными печами, горячей воды в них не было, а туалеты были общими и располагались на лестничных клетках. К тому же жить в старых домах было дороже - аренда была выше и вдобавок покупать уголь для отопления нужно было за свои деньги, как и платить за водопровод, в то время, как в панельных домах такие коммунальные услуги, как отопление, горячая и холодная вода были уже включены в стоимость аренды.



33. Перед нами типичная гостиная конца 1980-х в квартире в панельном доме. Советский человек сразу узнает знакомую среду обитания. Среднестатистический житель ГДР и его современник из СССР жили примерно в одинаковой обстановке.



34. Балкон в то время не являлся стандартом и был не в каждой квартире серии WBS 70. Эта квартира располагает балконом, доступ на который осуществляется из гостиной.



35. В такой квартире в ГДР жили, как правило, семьи с детьми. Получить трехкомнатную квартиру семье без детей было возможно лишь в том случае, если кто-то из супругов нуждался в отдельном рабочем кабинете, в связи с видом деятельности -  семьи университетских профессоров, преподавателей либо журналистов могли претендовать на три комнаты в панельке и без наличия детей.



36. Нехватка жилья присутствовала в ГДР все время существования страны. Провозглашенная в 1970 году правительством цель: "К 1990-му году каждому жителю ГДР по квартире" так и не была выполнена. Квартиры распределялись государством и для получения нужно было выстоять очередь, которая часто длилась годы.



37. И если семьи с детьми еще имели хорошие шансы на квартиру в новостройке, то бездетные пары или неженатые молодые люди практически не имели шансов дождаться получения собственного жилья и были вынуждены жить вместе с родителями.



38. Интересный факт: В ГДР было распространено нелегальное проживание в заброшенных или полузаброшенных старых домах. Молодые люди или семьи без детей, не готовые ждать десятилетиями свою квартиру и не желающие ютиться вместе с родителями под одной крышей, часто самовольно заселялись в необитаемые дома довоенной постройки и это не было в ГДР чем-то необычным, зазорным или запрещенным. Власти закрывали глаза на самоселов, понимая острую проблему с нехваткой жилья. Самой известной представительницей нелегальных самоселов в ГДР является Ангела Меркель, которой тоже довелось пожить нелегально во времена ГДР.



39. Несмотря на то, что вартиры в ГДР предоставлялись государством как бы бесплатно, жильцы платили ежемесячную арендную плату. Правда, цены на аренду были зафиксированы на уровне 1937 года и не менялись за весь период существования ГДР. Так что арендная плата была по сути символичной и дотировалась государством.



40. Ежемесячная плата за эту трехкомнатную квартиру составляла всего 109 марок, включая коммунальные услуги, при том, что зарплата рабочего или служащего в ГДР в 1980-е годы составляла 600-900 марок. В среднем на одного жителя ГДР приходилось 27 квадратов жилой площади. Для сравнения - сейчас на жителя Германии среднестатистически приходится 46,5 метров жилой площади.



41. Эта музейная квартира, обставленная оригинальной ГДР-овской мебелью и предметами быта не является государственным музеем. Она была создана по инициативе и на средства владельца дома - берлинского коммунального концерна STADT UND LAND Wohnbauten-GmbH в 2004 году.



42. В первой половине нулевых, концерн STADT UND LAND, владеющий в Хеллерсдорфе 1850 квартирами, проводил массовую реновацию старых панелек и перестройку их в жилье, отвечающее современным стандартам. Именно в это время было решено оставить одну из квартир в оригинальном состоянии и обставить ее мебелью и предметами быта ГДР, сохранивши тем самым кусочек истории Хеллерсдорфа.



43. Получилось великолепно! Квартира обставлена и наполнена настолько аутентично и живо, что тут совершенно не к чему придраться. Каждый житель советской или постсоветской страны жил (а многие и до сих пор живут) в такой же квартире с похожей мебелью, со столовым сервизом на видном месте  и такими же предметами быта, размещенными на тех же полках.



44. Эти сервизы - особый культ советского человека. Они всегда располагались на самых видных местах в мебельной стенке и являлись скорей украшением квартиры и свидетельством зажиточности ее обитателей, чем предметами, использующимися по назначению.



45. Из гостиной перейдем в не менее аутентично восстановленную кухню периода позднего ГДР.



46. Примечательно, что квартиры в панельках сдавались уже со встроенными кухнями, которые специально были разработаны под формат квартиры в блоке WBS 70.



47. Детализация воссоздания ГДР-овского быта впечатляет. Я открывал каждую полочку в квартире, заглядывал в каждый шкафчик - и везде видел те предметы, какие и должны там находиться, причем все оригинальное made in GDR.



48. Все эти вещи принесли инициативные граждане, принявшие участие в создании этой музейной квартиры.



49. Общая стоимость собранных в квартире бытовых предметов и мебели в ГДР-овских ценах составляет 9792 марки. Учитывая среднюю зарплату в ГДР в районе 600-900 марок, так обставить квартиру семья с двумя работающими взрослыми могла в течении года-двух.



50. Заглянем в спальню.



51. Двухспальная кровать производства VEB Möbelwerke Frankfurt/Oder, модели 1987 года. Над ней нависает люстра, изготовленная VEB Leuchtenbau Lengefeld.



52. Над кроватью отсутствует часть обоев. Это сделано сознательно, чтобы показать пористую структуру стен в панельных квартирах. Пористость бетонных панелей, из которых собирали дома, скрывалась обоями. Дети часто любили искать под обоями поры в стенах и продавливать обои в этих местах.



53. Прихожая с типовым шкафчиком для одежды и обуви, справа от которого вход в детскую комнату. Напротив дверь в санузел.



54. Выглядит он так же, как выглядели санузлы в советских и ГДР-овских квартирах.



55. Последняя комната, осмотром которой завершим обзор этой квартиры - детская.



56. Батарея отопления в этой комнате - единственный предмет из настоящего. Старая батарея сломалась и найти ей аналогичную замену не смогли, так что пришлось поставить современную.



57. В уголку комнаты спряталась парочка ГДР-овских пылесосов.



58. Проектор для просмотра диафильмов - одна из любимых игрушек в детстве. Тогда возможность вставить пленку внутрь и просмотреть на стене целый мультик, состоящий из слайдов,  казалась какой-то магией. Раньше человека было легко удивить, сейчас при всем взрывном буме технологий, изменивших человечество всего за десять лет, мы уже разучились чему-либо удивляться по-настоящему.



59. Матрешки и популярная в ГДР фигурка космонавта - распространенные предметы для декоративного заполнения полочек в комнатах социалистических квартир.



60. При виде этих поездов от фирмы PICO я чуть не прослезился. Именно такой комплект, состоящий из такого же паровозика с грузовым составом и такого же тепловозика (только в бело-красной расцветке) с пассажирскими вагонами был у меня в детстве и это была моя самая ценная и любимая игрушка.



61. Мне родители купили эту игрушечную железную дорогу в ГДР в 1990-м году и я игрался ею вплоть до середины 1990-х, получая огромное удовольствие. Ни одна другая игрушка в детстве не подарила мне столько радости.



62. Пульт управления железной дорогой, у меня он был точно такой же, только серого цвета.



63. Продолжу тему ностальгии по игрушкам детства. Похожий игрушечный телефон был и у меня в детстве, только попроще, советского производства и назывался "Дружок". Еще одна игрушка из аналогового детства, которая дарила ощущение чуда.



64. Коробочка для хранения аудиокассет.



65. Моего профессора по гидравлике в Дрездене звали также - Norbert Gebhardt. В википедии есть даже статья про него, а вот про этого ГДР-овского певца статьи нет. Не вошел в историю. Слева на снимке обратите внимание на книжечку по марксистско-ленинской философии, поясняющую основы философии подросткам.



66. Мое знакомство с музыкой началось также с аудиокассет из домашней фонотеки в далеком 1990-м. Музыка на кассетах присутствовала в моей жизни вплоть до 2006 года, когда была полностью вытеснена mp3. До сих пор в шкафу хранится коллекция рэп музыки, состоящая из сотни кассет, которую я собирал с конца 1990-х и до середины нулевых.



67. На этой обложке мое внимание привлекли фотографии мест в восточной Германии. Смог узнать почти все. Сверху крупный снимок - дрезденская опера, верхний ряд миниатюр - площадь в Халле, Цвингер в Дрездене и фото, которое я не могу однозначно локализовать. Нижний ряд - Лейпциг, Саксонская Швейцария, снова Лейпциг.



68. После оккупации восточной Германии, Советский Союз применил тут такое же административно-территориальное деление, что и в СССР. В 1952 году страна была поделена на 15 областей, каждая из которых относилась к крупному городу, являвшемуся областным центром. Это деление сохранилось до объединения Германии в 1990-м году.



69. Увесистая книжка с цветными фотографиями, посвященная "социалистическому государству в центре Европы".



70. Короткая историко-географическая справка о ГДР в форме вступления. Только сейчас узнал, сколько в ГДР было населения - 17 миллионов.



71. Обратил внимание на этот снимок - высотки на берегу реки где-то в Берлине. Оказалось, что это место существует в том же виде в наше время. Как буду в Берлине в следующий раз - нужно будет обязательно посетить его. Красивое место.



72. И в завершении обзора предметов из детской комнаты - каталог вещей из ГДР, которые можно было заказать по почте.



73. Печатались такие каталоги в первую очередь для жителей мелких городков, сел и хуторов, где не было крупных и специализированных магазинов. Получив такой каталог, житель самой глухой провинции ГДР мог по почте выбрать любые товары из каталога, указав соответствующие номера и вскоре получить купленный товар, доставленный прямо под двери дома.



74. Немцы даже в условиях диктатуры и навязанной идеологии сумели построить максимально удобное для жизни государство, где можно было работать, зарабатывать и конвертировать заработанное в качественные товары.



75. ГДР-овских каталогов я не застал, но помню в первые годы после объединения страны семьи советских военнослужащих привозили из Германии каталоги Otto, которые дети того времени любили прежде всего за раздел игрушек. Я понимал, что почти все, что я вижу на страничках тех каталогов, я никогда не увижу вживую, но было приятно даже помечтать о таких игрушках.



76. ГДР-овские каталоги были гораздо скромнее и в ассортименте, и в качестве игрушек, но в других соцстранах не было и такого.



77. Реклама мопеда Simpson. Выйди этот молодой человек в таком виде на улицу в наше время, был бы задержан модным патрулем. За высокие носки под туфли и шорты ему бы светило пожизненное.



78. Раньше к одежде относились проще.



79. Но и в ГДР можно было при желании быть на стиле даже в отдаленном от цивилизации хуторе.



80. Оказывается, в ГДР заказать по почте можно было даже путешествие за границу. Выбор стран, правда, был ограничен лишь "дружественными странами", о чем гласит заголовок раздела путевок - "Отдых в дружественных странах".



81. Давайте посмотрим, куда мог поехать отдыхать среднестатистический работник ГДР-овского VEB.



На этом закончим осмотр музейной квартиры (интересных артефактов там внушительное количество, но это не главная тема поста) и перейдем в следующую квартиру, посещение которой также входит в экскурсионную программу, которая, кстати, совершенно бесплатная. Просто связываешься по имейлу или телефону с фирмой, владеющей домом, назначаешь время экскурсии, приходит работник, открывает двери и дальше - смотри, изучай, спрашивай.

82. Квартира напротив является так называемой Musterwohnung - квартирой, играющей роль выставочного образца. Эта образцовая квартира была создана в нулевых в рекламных целях, чтобы заманивать потенциальных квартиросъемщиков в не популярный тогда район Хеллерсдорф. В то время Берлин был бедным и непривлекательным городом, аренда квартир была дешевой и жилье на панельной окраине было невостребованным. При помощи этой квартиры столичный коммунальный концерн хотел продемонстрировать потенциальным съемщикам, насколько современным и комфортным может быть жилье в панельном доме В 2010-х привлекательность жизни в Берлине резко пошла вверх, а вместе с ней взлетели и цены на аренду жилья. Людей уже не нужно было заманивать - спрос начал превышать предложение и надобность в этой квартире отпала, но ее решили сохранить в качестве музейного экспоната.



83. Эта квартира имеет точно такую же планировку, как и ГДР-овская, только тут отсутствует балкон. В процессе реновации здания, гостиная и детская комнаты были объединены в один большой зал, который вы видите на этом снимке. Конструкция блока WBS 70 позволяла убирать или достраивать любые внутренние перегородки, кроме несущих, образующих каркас здания с длиной ребра в шесть метров.



84. Квартира наглядно отображает жилищную культуру в 2000-х годах, которая, в принципе, и через два десятка лет не особо изменилась.



85. Так что это тоже отличный музей своей эпохи, ценность которого будет возрастать с каждым десятилетием.



86. Путем перекройки внутренних стен квартиры, тут удалось соорудить даже небольшую кладовку.



87. Санузел тоже осовременили.



88. Во второй комнате разместили спальню.



89. Разница во времени между двумя квартирами около 10-15 лет, а какой скачок в уровне комфорта!



90. На кухне появился достроенный в процессе реновации балкон, выходящий во внутренний дворик.



91. Некоторые квартиры на первых этажах получили в распоряжение свои участки, на которых появились уютные частные дворики.



92. А еще в рамках реновации каждый подъезд был оснащен внешним лифтом, пристроенным к фасаду здания с тыльной стороны.



93. Серия WBS 70 оказалась не только простой в строительстве, но и в модернизации. Благодаря своей конструкции, дома этой серии оказалось очень легко перестраивать и изменять. Ниже я покажу несколько ярких примеров преображения панельных домов проекта WBS 70 в современные здания с интересной архитектурой, в которых не всегда можно распознать обычную ГДР-овскую панельку.



94. На этих снимках вы видите пример модернизации панельной пятиэтажки WBS 70 в берлинском Марцане.



95. Корпус здания был утеплен и покрашен в яркие цвета, каждый подъезд получил по внешнему лифту, которые интересно вписали в фасад, внеся разнообразие в геометрию здания.



96. Не менее интересно обыграли фасад с тыльной стороны, где балконам придали необычную форму, уйдя от стандартных прямоугольных контуров панельного блока.



97. Не каждый прохожий узнает в этом здании обычную пятиэтажку проекта WBS 70, какие я вам показывал в начале поста.



98. Напротив еще одна пятиэтажка WBS 70 после реновации. Из серой ГДР-овской панельки при минимуме затрат получили современный многоквартирный дом, радующий глаза аккуратным и пестрым внешним видом.



99. Очень уютно и стильно получилось. В таком доме хочется жить.



100. Еще один пример того, как можно трансформировать коробку блока WBS 70 в интересной формы многоквартирный дом. Это все тот же берлинский Марцан.



фото: Стас Сиколенко

101. И в завершении поста два ярких проекта модернизации WBS 70 из Нойбранденбурга. Расположены они все в том же квартале, где находится самый первый дом WBS 70.



102. В этом здании с трудом узнается панелька WBS 70, настолько творчески архитекторы подошли к этому проекту. Изначально это была обычная пятиэтажка, но в рамках реконструкции этажность здания уменьшили до трех, превратив панельку в некое подобие многоквартирного коттеджного домика.



На этом я буду заканчивать рассказ о самом значимом проекте в истории немецкого индустриального строительства, который определил внешний вид районов и городов восточной Германии. Созданный, чтобы решить жилищную проблему в ГДР, он хоть и не достиг своей цели к моменту объединения Германии, но в условиях ограниченных ресурсов социалистической экономики позволил миллионам жителей ГДР обзавестись современным и комфортным жильем.

Германия, архитектура, ГДР, Берлин, музей

Previous post Next post
Up