Швейцария в ХХ веке обладала довольно замкнутой экономической системой, связанной с дороговизной производства в этой стране. В условиях свободной конкуренции и открытого рынка продукция швейцарских машиностроительных компаний просто бы не выжила, поэтому в стране существовали запреты на импорт отдельных видов техники, которая могла быть произведена в Швейцарии, к примеру до 1970-х годов сюда было запрещено импортировать грузовики и автобусы и когда этот запрет сняли, производство грузовиков в стране перестало существовать к концу 1980-х. Благодаря такой изоляции очень интересно изучать швейцарскую машинерию и военную технику прошлого века, которая создавалась в своей замкнутой экономической экосистеме и была спроектирована для использования внутри этой маленькой, горной страны.
Швейцарская военная техника очень подробно представлена в военном музее в Фулл-Ройентале и в сегодняшнем обзоре мы продолжим осматривать музейную экспозицию и заглянем во второй ангар музея, в котором собрано не меньше интересной техники, чем в
первом ангаре.
01. Так выглядит второй музейный ангар, внутри которого размещена не только бронетехника и военные автомобили, но и много других экспонатов, относящихся к швейцарской армии.
02. Бывший заводской цех благодаря своей архитектуре и интересной конфигурации внутреннего пространства позволил разместить экспозицию на множестве уровней, благодаря чему технику можно осматривать и фотографировать не только со стандартных ракурсов, но еще и сверху.
03. Лазить по многочисленным уровням музейного ангара чрезвычайно интересно, везде сделаны удобные лесенки, мостики и переходы. В этом ангаре помимо колесной и бронетехники есть самолет, вертолет и парочка немецких Wunderwaffe.
04. На фото британский реактивный самолет De Havilland DH.100 Vampire, разработанный под занавес Второй мировой и стоявший на вооружении многих стран мира. Швейцария приобрела в 1946 году партию из 75 самолетов этой модели, затем была закуплена еще сотня таких истребителей, которые стояли на вооружении до 1990 года и последние десятилетия использовались в качестве учебных самолетов.
05. Немецкое Wunderwaffe - летающая бомба V1, впервые примененная 13 июня 1944 года по Лондону. В последующие месяцы по Лондону были выпущены около 9 000 V1, из которых тысяча не долетела до Англии, 2420 попали по территории Лондона и остальные упали на территории Англии. В результате обстрелов погибло 6184 человека и около 18 000 человек были тяжело ранены. Кроме обстрелов Лондона V1 применялись для обстрела бельгийских городов Антверпена и Льежа. Экспонирующаяся в музее V1 является оригинальной, произведена в 1944 году.
Недавно в музейной экспозиции появился еще один уникальный экспонат - пилотируемая V1, известная как Reichenberg Gerät или V4. Всего было построено 175 пилотируемых V4, которые задумывались для использования пилотами камикадзе, так как возможности безопасно покинуть этот летающий аппарат не было. Но к применению V4 дело не дошло. Во время моего посещения этого музея V4 еще не было в экспозиции, теперь пилотируемая летающая бомба экспонируется рядом с обычной V1 и является одним из шести сохранившихся экземпляров.
06. На фото французский многоцелевой вертолет Alouette III, разработанный фирмой Sud Aviation. Производился по лицензии в Швейцарии.
07. В этом ангаре также выставлена богатая экспозиция швейцарской бронетехники и военного транспорта. Ее я покажу детально во второй половине поста.
08. Осматривая масштабы музея, в который раз поражаюсь тому, что музей частный, созданный некоммерческой организацией любителей военной техники. Наверное, только в стране, где каждый пятый житель миллионер можно организовать частный музей такого масштаба!
09. Экспозиция ПВО представлена как зенитно-ракетными комплексами так и зенитными пушками швейцарской армии.
10. Ракета британского зенитного комплекса Bristol Bloodhound, стоявшего на вооружении Швейцарии с 1964 до 1990-х годов. Одну из позиций этих ракет я посетил и расскажу об этой системе очень подробно в следующем посте.
11. Зенитная 35-мм пушка, созданная швейцарским предприятием Oerlikon-Bührle в начале 1960-х и поступившая на вооружение швейцарской армии в 1963 году. Всего армия закупила 266 орудий этой модели, помимо швейцарской армии зенитная установка экспортировалась во множество стран мира.
12. Дальность стрельбы орудия составляет 3 км по летящим целям и 4 км по наземным. Скорострельность каждой из двух пушек 550 выстрелов в минуту. Снаряды подавались к орудиям в специальных ящичках по семь снарядов в ящичке, которые видны на снимке. Обслуживало зенитную установку семь человек.
13. Еще одно детище швейцарской оружейной корпорации Эрликон-Бюрле - 25-мм семистиствольная пушка системы Гатлинга. Это орудие было использовано в корабельной противоракетной системе, разработанной в 1985-1988 годах для итальянского флота совместно с итальянской фирмой Breda. Пушка получила обозначение KBD по швейцарской системе, где К - kanone, В - калибр 25 мм, D - модель и имя "Barrage", а сама корабельная установка, состоящая из двух таких пушек, получила имя "Myriad".
14. Скорострельность этой пушки составляет 5000 выстрелов в минуту или 83 выстрела в секунду, пушка раскручивалась до рабочей скорости за полсекунды. К концу 1980-х изменилась концепция борьбы с противокорабельными ракетами и скорострельность в 10 000 выстрелов, которую обеспечивала данная установка, уже была недостаточной, чтобы гарантировать уничтожение ракеты. Плюс состояние итальянской экономики в конце 1980-х привело к сокращению финансирования военных проектов. В результате корабельная противоракетная система KBD "Myriad" так и не была запущена в серию, а все работы по ней были свернуты в 1989 году.
15. Чуть в сторонке экспонируются швейцарские крепостные пушки, используемые в крепостях линии обороны
Национальный редут, о которых я много писал в блоге.
16. Самая крупная швецарская крепостная пушка модели L42 HL калибра 150 мм, поступившая на вооружение в 1942 году. Дальность стрельбы орудия составляла 23 км при скорострельности 10 выстрелов в минуту.
17. Немецкий прожектор, созданный фирмой Siemens в 1930-х годах для системы ПВО. Данный экземпляр произведен по лицензии в Цюрихе фирмой Color Metall в 1942 году. Дальность работы прожектора составляла 8-10 км.
18. Помимо различного вида военной технике есть в музее и весьма необычные экспонаты, как например - более десятка витрин с игрушечными солдатиками.
19. В общей сложности тут в витринах находится около 100 000 цинковых фигурок, демонстрирующих различные сценки из военной и не только истории человечества.
20. Игрушечные армии за стеклом витрины.
21. В витринах выставлены не только солдатики, но и различные цивильные персонажи и даже домики. Все они выполнены в едином стиле из цинка.
22. Также в музее есть большая коллекция моделей бронетехники различных стран.
23. И шикарная миниатюра на тему Второй мировой.
24. Изображающая вторжение союзников на территорию Германии.
25. Модель немецкого 280-мм железнодорожного орудия К5 "Леопольд".
26. Работники музея продолжают приобретать и восстанавливать технику для своей коллекции. В данный момент они работают над восстановлением немецкого танка Второй мировой Panzerkampfwagen VI Tiger.
27. На снимке предок знаменитого Пинцгауэра - Haflinger, созданный австрийской компанией Steyr-Puch. Швейцарская армия закупила в 1960-х годах 3200 таких транспортеров. Машина пользовалась огромной популярностью как в армии, так в коммунальных службах и народном хозяйстве благодаря своей проходимости, надежности и неприхотливости.
28. Небольшой транспортер оснащался двухцилиндровым моторчиком воздушного охлаждения, мощностью 22, позже 24 и 27 л.с. и обладал при этом грузоподъемностью 400 кг при собственной массе 600-700 кг.
29. На одном из уровней ангара собрана огромная коллекция различных пушек, минометов и прочего стрелкового и артиллерийского оружия, созданного или используемого в прошлом швейцарской армией.
30. Тот, кто интересуется историей артиллерии, залипнет на этом этаже надолго, я же тут особо не задержался, так как меня интересует лишь та военная техника, которая способна самостоятельно передвигаться.
31. На фото 120-мм артиллерийское орудие, произведенное немецким оружейным концерном Thyssen Krupp в 1882 году. Для лучшей проходимости по бездорожью на колеса пушки могли монтироваться специальные насадки, увеличивающие площадь контакта орудия с почвой и тем самым уменьшающие давление на грунт. Расчет орудия составлял 11-12 человек, масса 3100 кг. Пушки этой модели стояли на вооружении швейцарской армии до 1945 года.
32. Тяжелая 150-мм гаубица модели 1916 L, производства оружейного концерна Thyssen Krupp. В 1916-1917 годах швейцарская армия закупила 46 таких орудий, которые стояли на вооружении до 1945 года. Вес гаубицы составлял 2,2 тонны и для ее транспортировки требовалось шесть лошадей.
33. Различные виды пушек второй половины ХХ столетия.
34. Наибольший интерес в экспозиции представляла для меня колесная и бронетехника, так что оставим оружейный этаж и спустимся на самый нижний уровень ангара, где выставлены броневики и автомобили производства швейцарской фирмы Mowag GmbH.
35. На снимках 34-38 внедорожный военный микроавтобус Mowag 1Т 4х4, созданный для швейцарской армии в 1953 году. При создании машины, чтобы ее удешевить использовались агрегаты концерна Chrysler, в частности двигатель и коробка передач от Dodge. Помимо армии автомобили этой модели поставлялись также полиции и пожарным.
36. Микроавтобус оснащен шестицилиндровым мотором мощностью 103 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач. Помимо водителя внутри было девять посадочных мест для пассажиров. В общей сложности для армии было произведено около 1600 автомобилей этой модели с различными типами кузовов, которые использовались военными до 1995 года.
37. Медицинский автомобиль на базе 1Т, рассчитанный на перевозку двух больных или раненых солдат и оказанию им неотложной медицинской помощи.
38. Командирский автомобиль на базе 1Т, оснащенный устройством связи SE-412 ABC для координации и управления артиллерией. В отличии от базового автомобиля тут был применен ряд усовершенствований, бортовая сеть была перестроена на напряжение 12 Вольт вместо 6 Вольт у базовой машины и установлено более совершенное электрооборудование.
39. Еще один 1Т в роли полицейского автозака. Когда смотришь на эти машины, создается ощущение какой-то дешевой самоделки. Не так себе представляешь автомобиль, сделанный в Швейцарии. Это все результат дороговизны производства в стране и той замкнутой экономической системы, какая была в Швейцарии в прошлом веке и частично сохраняется до сих пор. Даже эти непривлекательные грубые коробки по итоговой цене выходили гораздо дороже, чем если бы закупить самые продвинутые военные машины в Америке или Европе. Я уже писал
про швейцарские электромобили, которые представляют собой алюминиевые коробки на колесах собраные в сарае и стоящие дороже Теслы. Но если бы Швейцария не защищала свой рынок и не стимулировала собственное машиностроение, это была бы страна пастухов и банкиров, а не страна высоких технологий.
40. Экспозиция полицейской техники от Mowag содержит, помимо автозака, два колесных броневика. Колесные броневики - главная специализация предприятия Mowag и в этом деле они достигли больших успехов.
41. На фото полицейский броневик Mowag Piranha 6x6, служивший в аэропорту Цюриха. После списания был подарен полицией Цюриха военному музею.
42. Еще один полицейский броневик Mowag Roland. Машина в данной версии создана для расчистки баррикад и оборудована закрепленными на башне прожектором и громкоговорителем. Экипаж машины состоял из двух человек и еще четырех человек машина могла брать на борт. Броневик производился с 1964 по 1980 год и за годы производства было выпущено 500 броневиков в полицейской версии, которые помимо Швейцарии были закуплены некоторыми странами латинской Америки. Данная машина использовалась полицией Берна до 1997 года.
43. На фото семейство колесных броневиков Mowag Piranha, разработанных в 1970-х годах и выпускающееся с кузовами различных типов с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8 и даже 10х10. Все машины этого типа являются водоплавающими и оборудованы двумя винтами на корме для движения по воде. За годы производства было выпущено более 10 000 машин семейства Piranha, которое до сих пор производится и модернизируется. Помимо Швейцарии эти машины стоят на вооружении морской пехоты США, армий Австралии, Новой Зеландии, Румынии, ряда стран латинской Америки и многих других.
44. Медицинский броневик на базе Piranha 6х6, находящийся на вооружении швейцарской армии.
45. Машина предназначена для эвакуации раненых с поля боя и оказания неотложной медицинской помощи. Внутри медицинского отделения размещены два лежачих места для раненых, рабочие места для врача и медбрата и реанимационное медицинское оборудование.
46. Интерьер медицинского отделения броневика.
47. На фото Mowag Piranha IB 4×4 - разведывательный бронеавтомобиль, самый легкий из семейства Piranha. Разработан в 1974 году.
48. Броневики этого семейства мне своим передком и выражением мордочки напоминают лягушек.
49. Еще один броневик этого же семейства, базирующийся на Mowag Piranha IB 4×4 с пулеметной вращающейся башенкой, был разработан в 1980 году на экспорт и получил имя Mowag Spy.
50. В центре кадра восьмиколесный броневик Piranha 8х8 с какой-то необычной надстройкой. Инфотабличку к нему я не заснял так что ничего про него не скажу.
51. Помимо колесных броневиков, машиностроительное предприятие Mowag разрабатывало также гусеничные бронемашины, но в этой сфере не добилось больших успехов и в середине 1990-х производство гусеничной бронетехники было прекращено. На снимке справа гусеничная БМП Mowag Tornado.
52. Mowag Tornado был разработан в конце 1960-х годов и по своей концепции очень походил на советскую БМП-1. Двигатель размещался спереди со смещением вправо, слева от двигателя сидел водитель-механик, за ним командир. В башенке размещался стрелок-наводчик. За башенкой было место для восьми пехотинцев, которые входили внутрь через дверь в корме. Машина примечательна наличием на корме двух 7,62-мм пулеметов, установленных на поворотных стойках и управляемых дистанционно изнутри. После проведения различных испытаний и постройки нескольких прототипов, решение о запуске в серию так и не было принято. Швейцарская армия сделала выбор в пользу шведской БМП CV 9030СН, а найти заказчика на свой броневик за границей предприятие не смогло из-за высокой цены на БМП Tornado.
53. Единственный сохранившийся опытный экземпляр Mowag Tornado находится в музее в Фулл-Ройентале.
54. Неудача с первым поколением Tornado не охладило пыла конструкторов Mowag создать свою гусеничную БМП и в 1990-е годы было представлено второе поколение машины, получившее название Mowag Tornado 2. На броневик был установлен более мощный двигатель, улучшена трансмиссия, машину оснастили современными наблюдательными приборами. Планировалось создать целое семейство боевых машин на шасси Mowag Tornado 2, оснащенное самым широким спектром вооружений.
55. Но и в этот раз машина оказалась невостребована. Швейцарской армии она была не нужна, а найти зарубежных заказчиков на дорогую БМП из Швейцарии не получилось. Опытный экземпляр занял место в музее, а Mowag в 1995 году решили отказаться от разработки гусеничных машин и сконцентрироваться на самой успешной сфере - колесных броневиков.
56. Помимо БМП Mowag Tornado, предприятие работало над созданием и других гусеничных бронемашин, которые также остались лишь на стадии прототипов. На фото одна из таких машин - истребитель танков Mowag Gepard. Разработанная в начале 1960-х эта бронемашина оснащалась 90-мм противотанковой пушкой (рассматривалась также версия со 105-мм орудием) и предназначалась для уничтожения танков и бронетехники на поле боя. Этой машиной Mowag надеялись выиграть конкурс Бундесвера и получить крупный заказ. В конкурсе помимо Mowag принимали участие также немцы Henschel и Hanomag. Все три фирмы предоставили Бундесверу для полевых испытаний свои прототипы, и по результатам испытаний победил Hanomag.
57. Швейцарский же истребитель танков оказался невостребованным и единственный построенный прототип сейчас экспонируется в швейцарском военном музее.
58. Самый первый тестовый прототип семейства колесных броневиков Piranha, созданный в 1972 году для показа потенциальным покупателям и тестирования различных узлов, вооружения и двигателей. Mowag Piranha IB 6×6 - такое название получила первая машина семейства, которая была успешна показана в Канаде и с заказа партии броневиков для канадской армии начался успешный путь самого удачного и популярного швейцарского броневика, которых уже построили более 10 000 экземпляров. Канада заказала 491 броневик этого семейства, которые были произведены по лицензии фирмой General Motors на канадском заводе. После Канады, партию из 1000 машин для корпуса морской пехоты заказали США.
59. Mowag Piranha IB 4×4 - двухосная версия броневика, построенная в 1974 году. Эта машина тоже являлась тестовым прототипом, на котором пробовали различные двигатели, технические узлы и конфигурации вооружения.
60. Еще один прототип броневика Mowag MR8-01 Wotan, с которого начался успешный путь фирмы в сфере колесных бронированных машин. Этот прототип в 1964 году был передан для проведения испытаний немецким пограничникам, после которых Bundesgrenzschutz заказал 700 броневиков этой модели, которые были произведены на заводах Henschel и Büssing. Броневик был очень маневренным за счет того, что обе его оси были поворотными.
61. Броневик, выглядящий пришельцем из компьютерных игр или фантастических фильмов 1980-х тоже был построен в швейцарском Кройцлингене фирмой Mowag.
62. Самое поразительное в этой машине то, что это не прототип. Всего было построено 240 таких машин, которые использовались в швейцарской армии с 1954 по 1987 годы. Броневик построен на шасси моваговского микроавтобуса 1Т. Для чего же был создан этот броневик?
63. Mowag Panzerattrappe - именно так называется эта бронированная машина, она была создана, чтобы служить движущейся целью на полигонах во время отработки метания противотанковых гранат, противотанковых ракетных систем и автоматического оружия.
64. Еще одно успешное семейство колесных броневиков фирмы Mowag называется Eagle и является швейцарской версией американского HMMWV, известного как Hummer H1. Первые три поколения машин Eagle были построены на шасси Hummer. На фото третье поколение Mowag Eagle III.
65. Построен этот экземпляр в 1995 году в качестве прототипа Eagle II, был в 1999 году модифицирован до версии Eagle III и использовался для испытаний в Швейцарии и Румынии. Шасси и двигатель тут от Хаммера, а кузов, башня и остальное оборудование от Mowag.
66. Четвертое поколение семейства Eagle было построено уже на шасси швейцарского армейского грузовика Duro, созданного в 1994 году фирмой Bucher-Guyer AG. Mowag выкупил права на производство грузовика Duro в 2002 году и при разработке нового поколения Eagle именно его шасси взяли за основу, так как оно в отличии от шасси хаммера обладало гораздо лучшей сопротивляемостью минам и ударным воздействиям.
67. На снимках вы видите один из трех прототипов Eagle IV, построенных в 2003 году, которые принимали участие в различных тестах в том числе и в программе испытаний Бундесвера, после которых немцы закупили для армии пять сотен машин этого поколения. Еще около 450 машин первых трех поколений стоят на вооружении швейцарской армии. В 1994 году Дания закупила для своей армии 36 Eagle первого поколения и в 2005 году 85 машин Eagle IV. Таким образом семейство бронеавтомобилей Eagle оказалось очень востребованным и принесло фирме успех.
68. Шасси бронеавтомобиля Eagle IV.
На этом я закончу обзор экспозиции, выставленной в этом ангаре и вернусь к экспозиции первого ангара, которой был посвящен мой
прошлый пост. Из-за того, что жж не пропустил его по длине, мне пришлось вырезать из него часть материала, посвященного швейцарским грузовикам, так что добавлю его сюда.
69. В первом музейном ангаре собрана очень неплохая коллекция военных грузовиков швейцарской армии, среди которой есть очень редкие и интересные экземпляры.
70. Американский автокран, который производился во время Второй мировой фирмой Ward LaFrance Truck Corporation и поставлялся по ленд-лизу союзникам в Европе. Эта американская фирма существовала с 1916 по 1979 годы и выпускала грузовики для армии, пожарные машины и различную технику для перевозки грузов. На фото Modell 1000 Serie 2 M1. Он же на предыдущем снимке слева.
71. В небольших количествах этот автокран закупался швейцарской армией и использовался с 1945 по 1970 годы. Наверняка есть еще музеи в Европе, где можно увидеть этот автокран, но я впервые узнал о существовании такой фирмы как Ward LaFrance Truck Corporation именно тут.
72. На снимках парочка артиллерийских тягачей, произведенных швейцарской фирмой Saurer. На снимке модель М4. С 1946 по 1951 год Saurer изготовила 82 артиллерийских тягача этой модели для швейцарской армии, а с 1952 по 1955 годы армию пополнили еще 363 штуки слегка модернизированной версии этого же тягача. Машины этой модели стояли на вооружении в Швейцарии до 1985 года.
73. По бокам машины расположены шесть мест для артиллерийского расчета. Командир расчета сидел спереди рядом с водителем.
74. Этот тягач предназначался для буксировки 105-мм артиллерийского орудия моделей 1942 и 1946.
75. Интерьер тягача по армейски прост и функционален.
76. Потертая временем и едва читаемая табличка производителя и инструкция по запуску двигателя машины.
77. Парочка швейцарских грузовиков 1940-х годов Saurer M6, грузоподъемностью 2,5 тонны. Швейцарская армия закупила около 350 экземпляров этой модели, которые стояли на вооружении до 1978 года.
78. Еще один швейцарский грузовик Steyr A 680 g с надстройкой для перевозки секций моста и прицепом, на котором размещены дополнительные секции железного сборного моста модели 69. Грузовики этой модели выпускались с 1968 по 1974 годы, всего армии было поставлено около 1800 грузовиков Steyr A 680 g.
79. Грузовик повышенной проходимости Berna 4 UM, выпускавшийся с 1949 по 1962 годы швейцарской фирмой Berna (Olten). За годы производства армии было поставлено 237 машин этой модели.
80. В 1929 фирма Saurer поглотила фирму Berna, но при этом продолжила выпуск грузовиков под обоими марками, которые часто внешне были очень похожи. Например, на этом фото грузовик Saurer 2СМ, хотя его кабина идентична грузовику Berna с предыдущего снимка.
81. Ряд швейцарских военных грузовиков разных поколений: справа налево: Berna 2 VM (годы производства 1964-1976, изготовлено 1600 экземпляров, идентичен модели Saurer 2DM), два грузовика Steyr A 680g и самый современный из всех Saurer 6DM 4X4 (годы производства 1982-1989, изготовлено 800 экземпляров). В конце 1980-х производство грузовиков в Швейцарии было свернуто, не выдержав ценовой конкуренции с другими европейскими производителями.
82. Немецкий тяжелый грузовик Henschel HS-3-14 HA-CH, грузоподъемностью 8,2 тонны. Закупался швейцарской армией с 1963 по 1971 годы, всего было приобретено 637 грузовиков этой модели, которые использовались для перевозки тяжелых грузов. Выставленный в музее грузовик эксплуатировался в танковом подразделении для перевозки запчастей для танков. В 2004 году был списан из армии и в полностью рабочем состоянии передан музею.
83. На фото уникальный самосвал FBW Dreiachskipper Typ 80-N, существующий в единственном экземпляре и произведенный швейцарским предприятием Franz Brozincevic & Cie. Был разработан для швейцарской армии и передан в 1976 году военным для испытаний. В результате военные сделали выбор в пользу самосвала фирмы Saurer, а эта машина так и осталась единственным прототипом, который числился в армии до 1990 года, после чего был списан и продан частному лицу, который позже передал его музею.
84. Ну и в завершении обзора музейной экспозиции настоящий колесный монстр, родом из Америки - Oshkosh M911. Американская армия в 1970-х годах закупила тысячу грузовиков этой модели для перевозки танков и других сверхтяжелых грузов по дорогам общего пользования. Эта машина использовалась американцами в Европе и после списания из армии попала в один голландский музей, откуда в 2013-м году была выкуплена частным лицом из Швейцарии и передана на хранение в музей в Фулл-Ройентале.
85. Особенностью машины является вторая подъемная ось, которая может опускаться и подниматься в зависимости от перевозимой нагрузки. Все колеса кроме второй оси ведущие. Общая масса буксируемая тягачем автопоезда составляет 87 тонн.
На этом я завершу обзор экспозиции этого яркого и интересного музея, который стоит посетить каждому, кто интересуется историей бронетехники. Да и расположен музей очень удобно прямо на границе с Германией, так что для того, чтобы сюда приехать, не нужно покупать недешевую виньетку на швейцарские автобаны.
86. Место расположение музея примечательно своей близостью к атомной электростанции Leibstadt, которая была запущена в 1984 году и является самой молодой из швейцарских атомных станций.
87. АЭС Leibstadt состоит из одного энергоблока с реактором General Electric, мощностью 1275 МВт. Для охлаждения атомной станции на ее территории построена градирня высотой 144 метра, являющаяся главной доминантой региона.
88. В день моего визита в этот музей помимо военной техники я прикоснулся еще и к кусочку железнодорожной романтики.
89. В промзону, на которой расположен военный музей, приехал ретропоезд, ведомый таким вот шикарным паровозом, который тут же и базируется.
90. Помимо военного музея на территории бывшего завода расположен клуб любителей железной дороги, который владеет различными экземплярами подвижного состава.
91.Вероятно, этот паровоз также принадлежит этому клубу и в этот день он как раз водил ретро-поезд с пассажирами.
92. Это французский паровоз модели Est 241, созданный специально для эксплуатации в горных районах Франции. С 1930 по 1934 годы было построено 89 локомотивов этой модели, которые являлись одними из самых мощных паровозов в Европе. Данный экземпляр был выпущен в 1931 году. Эти паровозы водили пассажирские поезда на маршрутах Париж - Страсбург и Париж - Базель до 1960-х годов и постепенно к 1965 году были выведены из эксплуатации и заменены тепловозами.
93. Паровозы с детства вызывали у меня восторг и хотя я повидал их в Германии огромное количество, все равно когда вижу такую красивую и величественную паровую машину, не могу оторвать от нее взгляд.
94. Эстетика паровой эры во всей красоте.
95. В наше время сохранилось всего два паровоза этой модели. Один находится в железнодорожном музее в Мюлузе, а второй тут в Швейцарии. На сегодняшний день это второй по величине паровоз Европы из тех, что на ходу. Примечателен еще и тем, что он снимался в фильме Убийство в "Восточном экспрессе", вышедшем в 2017 году.
96.
97. Маневровый локомотив необычного вида, тоже принадлежит железнодорожному клубу.
98. Сбоку на корпусе присутствует табличка производителя - фирмы Robert Aebi AG, Zürich.
99. Паровоз очень символично смотрится на фоне атомной станции, символизируя человеческий прогресс, пройденный за такое короткое время от эпохи паровых машин до атомной эпохи.
100. Из примечательного, на парковке возле военного музея увидел вот такой стильный кемпер, построенный на базе классического швейцарского грузовика Saurer.
Если надумаете посетить швейцарский военный музей в Фулл-Ройентале, рекомендую осмотреть также расположенный по соседству форт-бункер Национального редута
Festung Reuenthal и противотанковые заграждения вокруг него.
Фулл-Ройенталь очень богат военной историей и тут стоит побывать при возможности тем, кто ей интересуется.