ГСВГ-шный городок "Редута" под Мёлау

Feb 06, 2019 06:40

В прошлых постах я рассказал вам о самом крупном бункерном комплексе, построенном советской армией в ГДР. По дороге к бункеру мы совершенно случайно обнаружили заброшенный военный городок, который, как оказалось, имел самое непосредственное отношение к расположенному в двух километрах от городка подземному командному пункту. Именно тут была расквартирована воинская часть, обслуживающая бункерный комплекс, известный под позывным "Редут". В городке проживали около четырех сотен человек обслуживающего персонала, а сама воинская часть маскировалась под обслуживание стрелкового полигона, расположенного неподалеку.

В этом посте мы прогуляемся по территории заброшенного военного городка и осмотрим многочисленные сохранившиеся исторические артефакты советского периода и не только советского.





01. Удивительно, но территория части никак не огорожена и сюда можно беспрепятственно заехать на автомобиле. Так мы и обнаружили этот городок - навигатор повел нас к бункеру прямо по улицам заброшенного населенного пункта.



02. Сам городок состоит из одной панельной пятиэтажки и девяти двухэтажных зданий из силикатного кирпича. Наверняка, раньше зданий было больше, но к настоящему времени сохранился лишь этот десяток домов.



Вот так городок выглядит со спутника.



03. Первое, что бросается в глаза в городке - наличие признаков современной Германии, таких как эта телекомовская телефонная будка.



04. Рядом с домами сохранились с советского времени турники. Жаль, что немцы не сооружают турники в парках и в районах. Я в прошлом очень любил заниматься спортом на свежем воздухе и наличие турников очень мотивировало на такие занятие. В Германии турников на улицах нет от слова вообще.



05. Первый взгляд на территорию городка сразу наводит на мысль о том, что городок использовался после ухода советских войск. А использование у таких объектов бывает, как правило, лишь одно - в качестве лагеря для приема беженцев.



06. Пятиэтажное здание выглядит очень печально. Транспортная доступность и близость населенных пунктов привели к разгулу вандализма, от которого панельке основательно досталось.



07. Первым делом заходим внутрь панельки, чтобы пройтись по квартирам и посмотреть, что есть интересного внутри.



08. Квартиры порадовали огромным количеством мебели и артефактов, но не советского периода. В 1992 году на базе только что оставленного российскими военными городка был создан лагерь для приема беженцев, который просуществовал два десятка лет и был закрыт лишь в конце 2012 года.



09. После закрытия лагеря для беженцев квартиры были просто брошены вместе со всей мебелью и различной домашней утварью, так что любителям артефактов тут раздолье, правда артефакты эти не исторические и лично для меня никакого интереса не представляют. Поэтому квартиры я осмотрел очень бегло без какого-либо исследовательского интереса.



10. К тому же тут изрядно поработали вандалы, устроив в квартирах погромы, так что выглядит все внутри очень грустно.



11.


12.


13. Если бы не тотальный разгром, здесь могли бы быть отличные сталкерские сквоты. В такие минуты я думаю о том, каким был бы прекрасным мир без вандализма.



14. Помимо обычного разгрома, вандалы занимались еще и поджогами и пару квартир в доме полностью выгорели.



15. А те, что находятся по соседству с сожженными квартирами, закоптились и выглядят вот так:



16. Везде одна и та же грустная картина бессмысленной разрухи, хотя изначально сохранность в квартирах была прекрасная, во многие из них можно было бы заселиться и жить.



17. В квартирах часто встречаются артефакты 1990-х годов - видеокассеты. Видимо, тут жили основательные киноманы.



18. Отдельные квартиры были переоборудованы под языковые школы и даже детские сады. Вот тут, к примеру, распололагался локальный детский сад, где преподаватели занимались с детьми мигрантов, обучая их немецкому языку.



19. Сохранилось множество предметов, по которым безошибочно узнаешь назначение той или иной квартиры.



20. В каждой квартире есть в наличии огромный балкон во всю ее ширину.



21. Вид из окон на внутренний двор городка удручающий. Никогда не понимал тех, кто занимается бессмысленным разрушением и погромом. Даже будучи подростком у меня никогда не проявлялась жажда к разрушению, поэтому я не понимаю тех, в ком эта жажда живет.



22. Покидаем панельку и начинаем осмотр кирпичных двухэтажек. Первая двухэтажка, куда мы заглянули, находится прямо напротив панельки.



23. Такой вид открывается из ее окон.



24. На первом этаже этого двухэтажного здания располагалась администрация лагеря беженцев.



25. На что указывает как общая планировка комнат, так и вполне конкретные артефакты.



26. В соседнем помещении находится склад кроватей.



27. Тут же рядом складировались матрацы и прочее.



28. Очень странный туалет. Судя по тому, как близко друг к другу расположены унитазы, перегородки тут не предусматривались. Неужели тут заседали работники администрации по делам беженцев?



29. Судя по холодильнику, здесь располагалась кухня администрации.



30. Каждый подъезд в доме обозначен буквами латинского алфавита.



31. Зашел в одну квартиру и чуть не прослезился, увидев эти обои.



32. Точно такие же обои мы привезли из ГДР в 1990-м году и обклеили ими спальню родителей в нашей квартире в военном городке в Бердичеве. До 2004 года я жил в квартире с такими обоями. Такой вот приятный и неожиданный посыл из прошлого.



33. В подъезде пятиэтажки, куда мы снова вернулись, обнаружили портрет Вилли Штофа, руководителя СЕПГ и сподвижника Эрика Хоннекера. Что он делает тут в этом месте?



34. Все квартиры в панельке имели одинаковую и знакомую по другим ГСВГ-шным городкам планировку. Это типовая панелька, такие часто строились в военных городках ГСВГ.



35. Еще одна выжженная вандалами квартира.



36. Во многих квартирах встречаются свидетельства того, что в них жили беженцы, например, такие вот учебные распечатки с уроками немецкого.



37. Распечатка с немецкой лексикой и переводом на арабский отдельных выражений и слов.



38. Выходим из панельки и замечаем, что в городке мы не одни. Видимо, бывший житель лагеря беженцев проводит экскурсию своей немецкой жене по местам, откуда начался его путь в Германии.



39. Молодой выходец из африканских стран и немка в возрасте - симбиоз, нередко встречающийся в Германии.



40. Продолжаем прогулку и беглый осмотр остальных кирпичных домов городка. Беглый, потому что времени у нас было немного и хотелось использовать его максимально эффективно, не пропустив ничего интересного, поэтому жилые дома мы осматривали очень поверхностно, заходя лишь выборочно в квартиры.



41. Примечательно, что лагерем беженцев использовались лишь два здания городка - панелька, где жили сами беженцы и двухэтажное здание администрации напротив. Остальные дома городка после ухода Западной группы войск просто заколотили и так и оставили. В настоящее время они все вскрыты вандалами и мародерами и раскурочены.



42. В квартирах не сохранилось ни одного целого окна - разбито все, что можно разбить. Грустно видеть такую разруху на объекте, где в принципе, все здания находятся в очень хорошем состоянии. Провести косметический ремонт - и сюда можно было бы заселить людей.



43. Артефакты лагеря беженцев сменяются артефактами советской эпохи, теперь мы на территории ГСВГ.



44. Советский сатирический журнал "Крокодил", издававшийся с 1922 года, переживший Советский Союз и окончательно загнувшийся уже в 2000-х в связи с отмиранием формата бумажных журналов подобной тематики. В одной из квартир мы нашли издание журнала за июнь 1987-го.



45. Парочка разворотов журнала с юмором эпохи Перестройки.



46. В конце традиционно кроссворд.



47. Еще одна страничка из "Крокодила", найденная в другой квартире. Видимо, популярный был журнал.



48. Кирпичные дома в этом городке примечательны декоративным оформлением входных групп, выполненным из множества бетонных элементов круглой формы, скрепленных цементом. Оригинальное оформление, нигде больше такое мне не встречалось.



49. Заглянуть в каждый дом нам не позволяло ограниченное время, так что возможно, что какие-то интересные артефакты прошли мимо нашего внимания.



50. Еще этот городок примечателен великолепным стрит-артом, какой нечасто можно встретить в заброшенных городоках. Но об этом будет ниже.



51. Городок заброшен всего лишь шесть лет, но уже начинает прилично заростать. Природа очень быстро возвращает покинутые человеком территории себе.



52. Май - лучший месяц для прогулки по заброшенным местам. Яркая но еще не густая зелень, отличная погодка и пение птиц, сопровождающее такие вылазки, создают целостную картину постапокалиптического рая.



53. Одной из достопримечательностей этого городка являются выразительные настенные рисунки на фасадах домов, созданные советским художником и дополненные современными мастерами стрит-арта.



54. Нарисованы эти рисунки были художником Колей Ильчуком в 1980-м году, его выгнали за пьянку из ВУЗа в СССР и призвали служить в ГДР, так он и оказался тут в городке под Мёлау и оставил свой след, который жив до сих пор. Оригинальные муралы Ильчука, выполненные в стиле социалистической пропаганды очень удачно дополнили современные уличные художники.



55. Получилось великолепное слияние стилей и эпох. Эти муралы теперь являются визитной карточкой этого городка и сюда стоило приехать хотя бы ради них.



56. Это и есть настоящий стрит-арт. Когда искусство дополняет и украшает локацию, а не превращает ее в визуальную помойку, что происходит, к сожалению, в 95% случаев с заброшенными локациями. Жаль, что граффити такого уровня большая редкость.



57. Заглядываем в еще один жилой корпус в очередной кирпичной двухэтажке. Это общежитие для безсемейных офицеров с квартирками-кубриками, расположенными по обе стороны от коридора, проходящего вдоль всего здания.



58. Кубрики устроены очень просто - это одна комната со встроенными шкафами без каких-либо удобств. Туалеты, душ и умывальники общие и размещены на этаже.



59. Изнутри шкафы по доброй ГСВГ-шной традиции заклеены вырезками из различных журналов.



60. Этот шкафчик заклеивался, видимо, в начале 1980-х когда западные журналы еще не были доступны. Так что тут все по-советски скромно.



61. Но западное влияние понемногу проникает и в закрытые советские городки, хотя бы в виде новых музыкальных течений и групп, их представляющих.



62. Следующий корпус более интересный - в этом двухэтажном здании находилась казарма расположения 2 роты связи (1 этаж) и инженерной роты (2 этаж). Также к этому зданию примыкает помещение с актовым залом, что-то вроде клуба. Удивительно, но даже в таких маленьких частях большое внимание уделялось культурному досугу.



63. На входе посетителей встречает яркая пропагандистская фреска. Люблю такие артефакты!



64. В одном из кабинетов в здании казармы расположены масштабные стеллажи с разными габаритами полочек. Это солдатская каптерка, где хранились личные вещи солдат.



65. К казарме примыкает актовый зал.



66. В зале над сценой сохранился замечательный лозунг социалистического периода.



67. И опять же тут хорошо поработали современные художники, вдохнув этой великолепной картиной жизнь в опустошенный зал.



68. Недавно видел в сети свежие фотографии отсюда, картину испоганили какие-то дегенераты, да и вообще городок подвергся нашествию варваров с краской. Теперь там не так атмосферно, как во время нашего визита, все изгажено тегами и уродскими граффити. Нам повезло застать это место относительно чистым и таким его запечатлить для истории.



69. Так выглядит главный вход в ту часть казармы, в которой расположен актовый зал.



70. В поисках чего-то примечательного осматриваем все помещения казармы и обходим ее по периметру, но ничего интересного нам на глаза не попадается. В этом крыле размещался солдатский магазин на первом этаже и офицерское кафе на втором.



71. Березки неизменно присутствуют в ГСВГ-шных городках. Не знаю, специально ли их тут высаживали, чтобы создать родную атмосферу в советских анклавах или они тут всегда росли.



72. Следующим зданием на нашем маршруте была солдатская казарма. Тут нами тоже была обнаружена парочка приятных артефактов советского периода.



73. Еще одно помещение со стеллажами. Кто-то выстроил на одной из полок нехилый ряд из пивных бутылок. Видимо, деревенская молодежь приезжает в заброшенный городок потусить.



74. Чей то рабочий кабинет.



75. Казарменный туалет.



76. Тут в туалете мы обнаружили привет из 1990-го года. Поразительно, как эта записка пролежала тут столько лет!



"Арка" из записки - это один из бункеров, входящих в бункерный комплекс "Редут", который обслуживали обитатели этого городка.

77. На обратной стороне пару слов о музыкальных предпочтениях советских солдат в 1990-м году.



78. Продолжаем осмотр помещений казармы. В одном из помещений сохранился фрагмент пропагандистского плаката с красным флагом.



79. Цитата Ленина на этом фрагменте практически стерлась от времени и едва можно различить текст: "учиться военному делу настоящим образом".



80. Самые распространенные исторические артефакты, встречающиеся в каждом советском военном городке, - это газеты, приходящие сюда со всех союзных республик.



81. Удивительное помещение с веселым потолком. Судя по большому количеству лампочек, потолок еще и имел творческую подсветку.



82. В этом помещении тоже имеется в наличии красивый стрит-арт, авторства художника, творящего под ником Alküd.  В этом городке присутствует множество работ этого автора, я показывал их в своей прошлой подборке стрит-арта.



83. Нарисованная от руки гарнизонным художником карта мира на одной из стен в казарме почти полностью стерлась временем.



84. Еще один рисунок с островом и маяком, тоже практически исчезнувший от воздействия времени.



85. Когда-то была красивая картина.



86. В казарменном помещении цитаты Ленина, все по стандартам Советской армии.



87. На входе в солдатскую спальную комнату тоже мотивирующий лозунг.



88. В этом большом помещении в прошлом размещались двухэтажные солдатские кровати.



89. Тут же вешалки для шинелей и шапок. Изначально я принял это за стеллажи для хранения оружия, но в комментах подсказали, что оружейная комната размещалась чуть дальше по коридору.



90. Одно из помещений казармы явно используется для проведения вечеринок деревенской молодежью.



91. Контрольно-пропускной пункт на выезде из городка в сторону бункера.



92. Помещение гарнизонной столовой рядом с кпп.



93. Обеденный зал в столовой. Из исторических реликтов тут, к сожалению, ничего не сохранилось.



94. Видимо, по той причине, что столовая использовалась лагерем беженцев. Об этом можно судить по информационным щиткам противопожарной безопасности, выполненных на разных языках.



95. Кухня совершенно пуста, не сохранилось даже какого-то самого примитивного инвентаря.



96. Это последнее осмотренное нами здание городка. На этом наша экскурсия по этому небольшому, но интересному месту подошла к завершению.



97. Всего осмотр городка занял у нас ровно два часа при том, что мы пропустили несколько жилых двухэтажных зданий. Думаю, что для того, чтобы заглянуть в каждый уголок городка потребуется около трех-четырех часов.



98. Когда мы направлялись к стоящей на въезде в городок машине, рядом с ней мы заметили еще одну машину, а возле нее стоял какой-то дядька и не сводил с нас глаз. Когда мы поравнялись, он поинтересовался, что мы тут делаем, и поняв, что мы обычные исследователи-фотографы, расслабился. Оказалось, что он работник городской администрации Мёлау, присматривающий за заброшенным городком. Видимо, ему доложили, что в направлении городка поехала машина и он приехал убедиться, что мы не вандалы и не местное быдло, наведавшееся сюда, чтобы бить, крушить и поджигать.



Последние два года характеризуются небывалым разгулом вандализма в заброшенных местах Германии и многое из того, что мы посетили в 2016-2017 годах уже выглядет совершенно иначе, чем на моих снимках. Печально осознавать, что советские городки, бункера и прочие заброшенные объекты, простоявшие в почти неизменном виде более двух десятков лет, за последние год-два просто превратили в помойки, затеганные бездарными граффити, убившими всю атмосферу. Яркий пример тому секретный советский город Фогельзанг. Мы посетили его впервые в 2015 году и это был великолепный по своей атмосфере заброшенный город, пустынный с минимумом тегов и с интересными и атмосферными граффити. Когда мы были там последний раз осенью 2017-го, народ в Фогельзанге гулял как в парке толпами, а граффитчики бомбили стены домов, совершенно никого не стесняясь.

Такой наплыв левых людей в заброшенные места связан с лавинообразным интересом к урбексу в Германии за последние годы, который привел к появлению сотен пабликов в соцсетях, где палятся объекты, координаты и прочее. Есть даже группы по обмену координат, где неизвестные люди разглашают другим неизвестным людям координаты одних мест в обмен на другие. Это абсолютное дно и беда для объектов. Сегодня осталось очень мало мест, не засвеченных в сети и поэтому еще обладающими приятной сохранностью и в основном это те места, которые невозможно обнаружить на картах гугла, то есть различные бункера или небольшие заброшенные локации. И все очарование исследователя для меня сейчас заключается именно в поиске таких мест, про которые знают единицы и в которых есть та самая атмосфера, ради которой мы и занимаемся нашим хобби.

Германия, Саксония-Анхальт, abandoned, ГСВГ

Previous post Next post
Up