![](https://pp.vk.me/c631924/v631924541/271fc/w_lYVIKXJDI.jpg)
Источник: http://impulse-tech.su/2. Консерватизм
Современный капитализм устроен иерархически. Постоянно конкурирующие между собой группировки буржуазии распределяют между собой сферы влияния. Капиталист, потерпевший поражение в конкурентной борьбе, рискует потерять свою долю рынка, опуститься вниз, в конце концов, обанкротиться. Банкротство для капиталиста равнозначно смерти. Напротив, увеличение капитала поднимает шансы «выжить» в конкурентной борьбе. Чем крупнее капитал, тем меньше издержки производства и тем легче «подмять» конкурентов, завоевать и удержать рынок. В конце концов, только наиболее крупный капитал позволяет влиять на власть. Господствующий класс буржуазии всячески стремится сохранить и укрепить своё господство, а также существующий общественно-политический строй, позволяющий вести капиталистический способ производства, тем самым грабя и эксплуатируя пролетариат. Если хорошо обратить внимание, то можно заметить, что всё капиталистическое государство устроено так, чтобы это господство сохранять. Государство при капиталистическом строе - инструмент для сохранения господства буржуазии. Буржуазия применяет всю мощь государства для сохранения своего господства, часто не брезгуя даже самыми гнусными способами. Основными методами, которые применяет буржуазия для того, чтобы «оставить всё как есть», являются:
-финансирование: к этому методу буржуазия прибегает чаще, чем к законодательным методам «прямого действия», финансируя те институты власти и те программы, которые нужны для удержания власти и всё большего закабаления пролетариата, часто прикрываясь словами о экономической необходимости, в результате пролетариат экономически вынуждается к бездействию и безропотной сдаче себя в эксплуатацию;
-принуждение: законодательно-насильственный метод, право буржуазии на эксплуатацию и угнетение пролетариата закрепляется законодательно (в законе об этом зачастую указывается косвенно, тем не менее, суть остаётся той же), изданные законы приводятся в исполнение местными институтами власти, в случае неповиновения идут в ход принудительно-насильственные органы - полиция, тюрьмы и др.;
-идеологический: от традиционализма до либерализма;
-пропагандистский: в ход идут СМИ, буржуазные историки, писатели, политологи и другие представители буржуазной интеллигенции, которую кормит власть;
-религиозный: существование церкви, которая, с одной стороны служит для того, чтобы несознательные рабочие «отводили душу», то есть поменьше участвовали в общественной жизни, психологически разгружались, уводя свой естественный гнев, тем самым обезоруживая себя, а с другой стороны - одно из средств сбора дани (пожертвований) для расширения всё той же церковной организации, кроме того, церковь распространяет обывательский религиозный традиционализм в обществе, в том числе в семейной жизни пролетариата.
Наученная горьким опытом СССР, буржуазия использует против пролетариата, можно так сказать, фиктивность организаций. Организации, ранее служившие пролетариату в качестве оружия против буржуазии, теперь служат самой буржуазии, что выражается в их существовании по форме, но не по содержанию: это «профсоюзы», которые не являются профсоюзами, это «советы», которые не являются советами, это «компартии», которые не являются компартиями и т.д. Буржуазия взяла под свой контроль форму этих образований, легализовав их, экономически и политически обезоружив пролетариат, остальные же, нелегальные организации, объявляются незаконными и в итоге подавляются.
Кроме того, государственная власть принадлежит наиболее влиятельной группировке буржуазии, которая используя своё политическое господство, применяет эту власть в своей борьбе против конкурентов, находящихся ниже по своему положению и стремящихся занять её место. Наиболее страдающими от этого становятся мелкие товаропроизводители, которые, не выдержав конкуренции, опускаются в ряды пролетариата.
Буржуазия не может сохранять своё господство, не увеличивая капитал и не расширяя производство. Стремясь оставаться на вершине, буржуазия вынуждена совершенствовать средства производства, развивать производительные силы, то есть, двигать производство вперёд, тем самым вырывая его из-под себя. Капиталистический способ производства становится непомерно узким для самого производства - это выражается в постоянных и тяжёлых экономических кризисах, то есть кризисах перепроизводства. Чтобы удержать падение цен, буржуазия вынуждена уничтожать часть производительных сил, с большим трудом созданных ранее, то есть, она противоестественным образом тормозит развитие производства. Стараясь снизить цену рабочей силы, буржуазия увеличивает размер армии безработных, работающих же эксплуатирует с двойной силой. Рост численности пролетариата и его недовольство своим положением - вот, к чему в итоге приводят такие меры. Таким образом, чем больше буржуазия стремится сохранить своё господство, тем быстрее она его теряет. Буржуазия стала тормозом развития производства, чтобы сохранить себя как класс, но, с другой стороны, она не может оставаться буржуазией, не развивая производство. В этом заключается главное противоречие буржуазного консерватизма.
Консерватизм - это стремление остановить непрерывный природный процесс, остановить развитие. Но история движется вперёд, происходят изменения в обществе, а вместе с ним изменяется и сам консерватизм. Весь исторический процесс требует, чтобы буржуазия ушла с общественной арены, уступив господство пролетариату, перестала быть буржуазией. Однако отчаянное стремление буржуазии сохранить своё господство любыми способами, её грубый консерватизм роет под ней могилу, вынуждая пролетариат свергнуть господство буржуазии решительным вооружённым путём.
3. Реакция
Объективный мир не стоит на месте, он постоянно изменяется, движется, совершенствуется. Это физический, природный процесс, и остановить движущую силу истории невозможно. А потому буржуазия, как бы активно она не сопротивлялась, как бы рьяно не отстаивала свои интересы, распространяя буржуазный консерватизм во все сферы общества, всё равно своё господство теряет. Поначалу его теряют самые слабые слои буржуазии, побеждённые конкуренцией. По мере развития империализма, всё меньше становится численность господствующего слоя буржуазии и всё больше побеждённых монополиями буржуа теряют это господство. Побеждённые, утратившие своё монопольное господство над обществом или ещё не утратившие, но осознающие приближение этой утраты слои буржуазии объединяются с целью вернуть утраченное господство или противостоять этой утрате, вернув состояние общества в первоначальное. Стремление буржуазии к «возврату того, что было» - есть консерватизм в квадрате. Примечательно, что вернуть устройство общества каждый слой буржуазии старается именно к тому состоянию, в котором общество находилось именно в момент господства этого слоя. Мелкая буржуазия старается вернуть полуфеодальные отношения мелких производителей, средняя - домонополистические отношения «свободной конкуренции», и так далее. Господствующая группировка буржуазии поддерживает стремление реакционных сил к реставрации, потому как это стремление временно тормозит развитие антикапиталистических настроений пролетариата, оттягивает и продлевает её господство. Чем ниже положение неконкурентоспособных буржуазных слоёв, тем более активно они противостоят господствующей буржуазии (олигархии). Тем не менее, они при этом стараются двигать историю назад, что абсурдно по своей сути. Буржуазное сознание, которое не может исчезнуть резко и сразу, не позволяет ей перейти на сторону пролетариата, принять его революционную сущность, а потому буржуазия противоречит сама себе: она желает, чтобы господство буржуазии прекратилось, но при этом чтобы оставалось. Чтобы были «и волки сыты и овцы целы». Стараясь привести капитализм к более «цивилизованной» форме, то есть, к состоянию свободной конкуренции, мелкие буржуа не понимают, что продуктом этой самой «цивилизованной конкуренции» как раз и был современный капитализм с его монополистическими особенностями.
Методы реакционной части общества стары как мир и конечно же буржуазны по сути. Этим фактом активно пользуется правящая верхушка господствующей, консервативной буржуазии, поскольку методы реакционной части буржуазии не сильно отличаются. Либерализм здесь вырастает в фундаментализм, национализм - в нацизм, религиозность - в клерикализацию, фиктивность - в оппортунизм. Последний заслуживает отдельного рассмотрения.
В конце XIX века буржуазия уже не могла бороться против революционного марксизма: его научность была очевидна, актуальность доказана, марксизм был признан многими прогрессивно мыслящими интеллектуалами. Поэтому борьба буржуазии против обличающего и критикующего её марксизма, который стал угрозой всему капиталистическому строю, стала иной - скрытой, коварной и наиболее опасной. Буржуа решили подорвать марксизм изнутри, исказить его, выхолостив из него революционную суть. Буржуазия не привыкла делать что-либо своими руками - достаточно профинансировать нужных людей, и дело идёт в ход. Так из представителей мелкобуржуазной интеллигенции возникли оппортунисты - «теоретики» марксизма, истолковующие марксизм именно в том направлении, которое нужно буржуа - контрреволюционном. Однако марксизм - пролетарское, революционное учение, а потому его невозможно истолковать в целях буржуазии, если не заниматься откровенной фальсификацией и лживой подменой определений. Именно против оппортунистов было направлено большинство трудов Ленина, большевики поставили себе задачу выявить, разоблачить и искоренить оппортунистов, очистив марксизм и раскрыв в простой, доступной каждому пролетарию форме, его революционность.
Современная ситуация среди «левых» теоретиков и пропагандистов намного схожа с теми временами - большинство из них явные оппортунисты, прикрывающие свои буржуазные интересы под маской красивых слов о социализме, коммунизме и т.д. Но слова говорят одно, а смысл их в устах оппортуниста обозначает совершенно другое. И пролетарию, достаточно хорошо разбирающемуся в марксизме, не составит труда выявить буржуазную суть этих слов. Все современные «левые» официальные партии являются оппортунистическими, финансируются буржуазией или сами по себе являются буржуазными либо мелкобуржуазными, поскольку своей легальностью ставят себя под правящую верхушку, милостиво согласившуюся «подмять под себя» (то есть, легализовать) эти партии. Все они занимаются либо экономизмом, либо политиканством, пользуясь поддержкой малосознательных рабочих. Различные оппортунистические партии и течения ведут между собой достаточно сильную теоретическую борьбу, однако при ближайшем рассмотрении видно, что методы их борьбы - пустая демагогия, к марксизму имеющая лишь косвенное отношение, а вся борьба - лишь конкуренция между этими партиями за умы обывателей.
Основная слабость реакционных сил в том, что они могут бороться только лишь против субъективных предпосылок к революции. Любые попытки бороться против объективных её причин тщетны и бесполезны, а потому любая победа реакции является временной, объективная ситуация порождает новые революционные силы быстрее, чем реакционные силы успевают против них бороться.
Александр Пятигор