Подводная лодка АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" проекта 627 - первая советская атомная подводная лодка. Находится в Кронштадте в статусе главного экспоната Музея военно-морской славы России.
(пост про сам музей:
https://ttweak.livejournal.com/315661.html)
Создание первой в СССР атомной подводной лодки стало вызовом национального масштаба. Над решением этой задачи работало 35 институтов, более 20 конструкторских бюро, около 100 промышленных предприятий Советского Союза. Закладка АПЛ состоялась на заводе №402 в городе Молотовск (ныне ПО "Севмаш" в Северодвинске) 24 сентября 1955 года. Первая субмарина, движимая атомной энергией, была построена за невероятно короткий срок. Это событие стало революционным прорывом для промышленности и военно-морского флота. Подводная лодка была спущена на воду 9 августа 1957 года и 4 июля 1958 года К-3 впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой.
Ко времени этого революционного прорыва нашей промышленности у вероятного противника уже эксплуатировались две экспериментальные АПЛ: "USS Nautilus" (спущена на воду в 1954) и "USS Seawolf" (спущена на воду в 1955). Также было запущено строительство четырёх АПЛ уже серийного проекта, первая из которых "USS Skate" была спущена на воду в мае 1957 года, а три остальные - в течении года. Так что мы явно отставали, поэтому помимо опытной К-3 было решено сразу начать строительство серийных атомных подводных лодок проекта 627А "Кит" в количестве 12 штук на её базе.
Макет К-3. Всего 9 отсеков.
Лодка впервые в СССР имела корпус каплевидной формы, оптимальной для подводного хода. Американцы ещё в 1953 построили с таким корпусом дизель-электрическую ПЛ "USS Albacore" и затем запустили такие лодки в серийное производство, но первые атомные строили ещё по-старому. Проект атомных ПЛ Skipjack с корпусом типа Albacore создавался одновременно с 627А.
Посещение лодки происходит по сеансам строго по записи. Дождавшись своей очереди заходим.
В 1987 году К-3 "Ленинский комсомол" вывели из боевого состава флота и собрались переделывать в мемориальный корабль-музей. Однако в связи с развалом страны процесс затянулся на десятилетия и окончательное решение о сохранении лодки было принято только в 2020 году. За прошедшие годы была утрачена основная часть интерьеров и оборудования. Так что в процессе музеефикации К-3 в 2023 году проходило воссоздание внутренних пространств в неком приближённом к оригиналу виде с учётом удобства посещения.
Первый отсек - торпедный.
Экскурсия проходит по следующему принципу: группа заходит в отсек, включается аудиогид. Можно ходить по отсеку, смотреть стенды и экраны, фотографировать. Как только гид заканчивает свою мысль, можно переходить в соседний отсек. Переход между отсеками организован в полный рост - пролезать через люк не нужно. При этом вся экспозиция сделана на одной палубе - вниз доступа нет. В некоторых местах пол прозрачный или установлена решётка, что позволяет немного рассмотреть что-то там. Специально предупреждают, что ронять телефоны сквозь решётку не стоит (видимо были случаи).
Крышка торпедного аппарата.
ПУТС (прибор управления торпедной стрельбой).
Всего на К-3 восемь носовых торпедных аппаратов с боекомплектом в 20 торпед. В том числе торпеды с автономным специальным боевым зарядным отделением мощностью 20 кт. Лодка была предназначена для борьбы с боевыми кораблями и транспортами противника на океанских и удалённых морских коммуникациях. Торпедный огонь вёлся с глубин до 100 метров. Торпеды в лодку загружали через верхние торпедные аппараты.
Времени чтобы всё рассмотреть категорически не хватает. Народу много, информации много, дети бегают и орут, читать инфу с экранов и одновременно слушать экскурсию сложно. Отстать от группы или пройти вперёд нельзя.
Торпеда и ещё 4 торпедных аппарата под полом.
Койки над торпедами. Всего в отсеке было 23 спальных места.
Вход/аварийный выход.
Гальюн.
Фото отсека до реставрации. Торпедные аппараты не сильно изменились.
Вид по правому борту на корму. Тут угадывается только поперечная балка и люк наверх.
Противопожарная воздушно-пенная система. Стоит на том же месте, что и на фото выше.
Переборочная дверь во второй отсек. На ней нанесена таблица перестукивания при аварии на лодке (когда отсеки задраены, а другие средства связи не работают):
вода в отсеке .. .. ..
пожар в отсеке ... ... ...
покинуть отсек ... .
Написано именно так, правильно или нет - не знаю. Также указан объём соседнего отсека и допустимое давление.
Табличка на ящике слева сверху - 1964 год.
8 сентября 1967-го года в Норвежском море при возвращении из боевого похода в первом отсеке из-за неисправности прокладки произошло распыление масла системы гидравлики с последующим его воспламенением от разбитой лампочки. Горящие люди побежали во второй отсек, где находились аккумуляторные батареи и офицерские каюты. Погибли все 38 человек в двух отсеках. Люк в третий отсек (где находится центральный пост) по тревоге был задраен, но была предпринята попытка попасть во второй, в результате чего отравление продуктами горения получили 22 человека, 1 погиб. Лодка шла на глубине, неуправляемая и с пожаром. Уцелевший личный состав сумел произвести всплытие, спасти находящихся без сознания в третьем отсеке и довести аварийную лодку в базу своим ходом. Боезапас в горевшем отсеке не пострадал.
Второй отсек. Кают-компания - место отдыха, собраний, и столовая для офицеров. При необходимости превращается в операционную, где во время похода могли удалить аппендикс или вырвать зуб.
К кают-компании примыкает рукомойник. Сайра, треска, чай, посуда.
Осипенко Леонид Гаврилович - первый командир первой советской атомной подводной лодки, Герой Советского Союза за испытания и ввод К-3 в строй.
Китель, фуражка и кинопроектор "Украина". На фото Рюрик Александрович Тимофеев, командир электромеханической боевой части (БЧ-5) К-3, в ведении которого находился ядерный реактор и связанное с ним оборудование.
Офицерская (командирская?) каюта. Койка визуально короче чем в плацкарте, зато под водой наверное не качает и резко не тормозит.
Памятные медали, часы, блокнот замполита со списком экипажа, аутентичные авторучка, зажим для галстука и карандаши 60-х годов. Справа барометр, готовальня, карта похода на Северный полюс в июле 1962 года.
Переносный бета-гамма радиометр КРБГ-1 (1970). К-3 была первая с атомным реактором, во многом экспериментальная. И проблема радиоактивного загрязнения стала на лодке обыденностью.
Про одежду подводников. Помимо пилотки была модная кожаная меховая куртка-канадка и разуха - одноразовое нижнее бельё.
На этом месте раньше были каюты, теперь стенд про командиров.
Проходы в переборке вырезаны для посетителей, в оригинале на подводных лодках между отсеками проход есть только через люки. С учётом того, что изначально приборов, механизмов, разных кабелей, трубопроводов и вентилей тут было много больше, перемещение внутри лодки было непростым занятием, особенно для человека ростом выше 170 см. При этом, экипаж был больше 100 человек.
Надпись с этой стороны люка: "вход с огнестрельным оружием и зажигательными приборами запрещен".
Люк для замены аккумуляторов, как он открывается не очень понятно. Аккумуляторы занимали нижнюю палубу второго отсека.
Заряд-Разряд.
Стенд про проектирование и строительство К-3. В 1956 году на первой в мире АЭС в Обнинске был создан прототип атомной энергоустановки для подлодок, на котором проходила подготовка и обучение личного состава электромеханической боевой части К-3.
На экране Владимир Перегудов, главный конструктор первых советских АПЛ - К-3 «Ленинский Комсомол» и серийных проекта 627А. В апреле 1953 года он был назначен начальником СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит"), специально созданного для проектирования атомных подводных лодок.
Личные вещи Рюрика Тимофеева. Точилка для бритвенных лезвий - надо положить лезвие в коробочку и потянуть за верёвочку.
Переходим в третий отсек - центральный пост управления подводной лодкой.
Управление рулями. Лодка имеет носовые и кормовые горизонтальные рули, и вертикальный кормовой руль.
Так выглядит работа с этим прибором на кинохронике 1962 года.
Ревун - звуковой прибор общекорабельной сигнализации для подачи сигналов в соответствии со специальной таблицей.
Ревун системы лодочного объёмного химического пожаротушения (ЛОХ - тушит фреоном).
Дифферентометр. Выглядит недовольным.
Всплытие/погружение кормовые рули и всплытие/погружение носовые рули. Лодка погружалась на 300 метров и разгонялась под водой до 28 узлов (около 50 км/ч, надводная скорость - 15 уз или около 30 км/ч). Это примерно на четверть глубже и быстрее американского Наутилуса.
Дифферент - это наклон корабля в продольной вертикальной плоскости (разница в осадке кормы и носа).
Про БЧ-5.
Штурманская.
Рубка радиосвязи. Слева виден телеграфный ключ для передачи знаков азбуки Морзе.
Про подводную навигацию.
Перископ и радиолокационная рубка.
Главный вход. Наверху прочная рубка.
С помощью этой системы вентилей лодка погружается и всплывает. Конструктивно подводная лодка состоит из прочного корпуса и лёгкого наружного корпуса, между которыми установлены балластные цистерны. Их или заполняют водой (погружение) или продувают сжатым воздухом (всплытие).
Вид вниз сквозь пол на закрытую для посещения нижнюю палубу.
Рубка гидроакустиков - тут слушают воду. Антенна гидроакустической станции находится в здоровом обтекателе под носом лодки.
Можно послушать звуки, издаваемые подводной лодкой.
Оставляем центральный пост позади и идём в отсек вспомогательного оборудования.
Четвёртый отсек. Какое-то вспомогательное оборудование.
Тут находились два дизель-генератора, предназначенные для работы в качестве резервного источника электроэнергии при отключённом реакторе. С их помощью можно было обеспечить надводный ход или зарядить аккумуляторы.
Набор для борьбы за живучесть АПЛ: руководство по борьбе за живучесть, комплект дозиметров ДП-24 и дыхательное устройство ПДУ-3.
Регенерационная установка (ящик со звездой) для создания кислорода и опреснитель для создания пресной воды.
Реакторный отсек, пятый. Эффектно подсвечен синим цветом, напоминающим черенковское излучение.
Оригинальный отсек после списания лодки был вырезан на судоремонтном заводе и отправлен в пункт долговременного хранения реакторных отсеков в губе Сайда Кольского залива Баренцева моря (точнее говоря то был уже второй реакторный отсек, а самый первый реакторный отсек после ремонта лодки в 1965 году был заменён и затоплен в Карском море). На место реакторного сейчас установлен турбинный отсек от АПЛ К-181, в котором соорудили инсталляцию на тему атомного реактора.
Автопортрет на фоне учебника по радиационной биофизике и дозиметров.
Реактор до его ампутации.
Академик Анатолий Александров - научный руководитель проекта К-3. Один из создателей советской ядерной энергетики, возглавлял Институт атомной энергии и Академию наук СССР. При этом в молодости во время Гражданской войны успешно воевал за белых в составе армии Врангеля.
Макет реактора.
Для подводной лодки нужно было разработать очень компактный и надёжный реактор достаточной мощности, который в процессе эксплуатации не будет убивать экипаж. Принцип действия реактора такой: тепловыделяющие элементы, заполненные топливом на основе урана, собирают в активную зону внутри толстого стального цилиндрического корпуса реактора, где происходит процесс реакции деления ядер. Также в реактор устанавливают систему управления ядерной реакцией и систему подачи воды, которая должна нагреваться, проходя через реактор. В отсек подводной лодки длиной 12,4 метра и диаметром 6,8 метра смогли установить два реактора один за другим. Нагретая вода от реакторов под давлением поступала в парогенераторы, расположенные вдоль бортов. В парогенератор также поступала вода второго контура, которая не смешивалась с первым, радиоактивным. Далее в виде пара вода второго контура покидала реакторный отсек унося добытую ядерной реакцией энергию к турбине. Всё оборудование для производства пара было герметично закрыто биологической защитой, и если ничего не ломается, то лезть туда и не нужно. Но парогенераторы регулярно выходили из строя, шла утечка радиоактивности из первого контура, которая распространялась по другим отсекам.
Тепловыделяющая сборка.
Состоит из тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) - трубок, наполненных ядерным топливом. Обычно сборка четырёхгранная или шестигранная, длиной 2,5-3,5 м и диаметром 30-40 см. Корпус сборки изготавливают из сплава циркония или нержавеющей стали.
Модель корпуса реактора.
Созданный для К-3 самый первый реактор для подводных лодок назывался ВМ-А и имел мощность 70 МВатт. В дальнейшем он использовался для 12 лодок серии 627А, 8 лодок с баллистическими ракетами проекта 658 (во главе с печально известной К-19), 5 лодок с крылатыми ракетами проекта 659 и дальнейшее их развитие - проект 675, построенный в количестве 29 АПЛ. Итого 55 штук по два реактора в каждой.
Крупные аварии с этим реактором: в 1960 году на только что принятой на вооружение второй серийной советской АПЛ К-8 в Баренцевом море произошёл разрыв парогенератора, 13 человек переоблучились. Затем в течении года течь активной воды появлялась ещё дважды с облучением экипажа (в 1970 году К-8 погибла от возникшего по неизвестной причине пожара одновременно в двух отсеках). В 1961 году в Норвежском море на К-19 разорвало первый контур, 8 человек устранившие последствия аварии умерли от лучевой болезни, десятки стали инвалидами. В 1965 году на К-11 во время ремонта в Северодвинске обнаружилось разрушение ТВЭЛов, при попытке вскрыть реактор случился радиоактивный выброс и пожар, личный состав получил большие дозы облучения, радиоактивную грязь разнесли по всему городу. В 1985 году случилась авария в бухте Чажма Японского моря, когда при перезарядке реактора на К-431 сдёрнули крышку реактора вместе с защитой и произошёл тепловой взрыв с разрушением активной зоны и разлётом её обломков на десятки метров вокруг. 10 человек погибли на месте, всего пострадали несколько сотен человек, возникло масштабное радиоактивное заражение окружающей среды. Лодка была списана вместе с К-42, которая стояла рядом. В 1989 году на К-192 во время похода случилась течь первого контура на обоих ректорах с последующим разрушением активной зоны на одном из них, экипаж облучился, лодку списали из-за неремонтопригодности.
Наглядно показывают, как всё это работало. Откуда текло и облучало экипаж - не показывают.
Урановые минералы: титанит, карнотит, ксенотим, монацит и настуран.
Найденная в лодке самодельная тату-машинка, капитанские часы, значки, дозиметры, фото в море.
Шестой турбинный отсек. Два главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) мощностью по 17500 л.с. с вспомогательными механизмами. Пар из реакторного отсека поступал сюда, крутил турбину, крутящий момент турбины передавался специальными механизмами на гребной вал и полный вперёд. Отработанный пар поступал в конденсатор, где охлаждался забортной водой до жидкого состояния и отправлялся обратно в парогенератор.
Без инженерного образования не разберёшься - что куда и зачем крутилось. Судя по названию агрегата, сначала идёт турбина, а потом зубчатые передачи.
Турбина в разрезе.
Контроль за давлением в семи разных точках агрегата.
Вал идёт в следующий отсек.
Если представить, как стоял тут на вахте моряк, контролировал все эти вентили, манометры и трубопроводы, по которым несётся разогретый на сотни градусов пар раскручивая механизмы, гудят и вибрируют насосы, ревёт турбина, за спиной пыхтит ядерный реактор, а под ногами километры глубины мирового океана и в любую минуту может поступить приказ о начале ядерной войны...ух.
Переходим дальше.
Седьмой отсек, электромоторный. Это навесной электрогенератор, предназначенный для питания энергией всех электросистем корабля во время работы ГТЗА. Также в отсеке находились вспомогательные гребные электродвигатели, работавшие от дизель-генераторов пятого отсека или аккумуляторов второго отсека. И каюты офицеров.
В отдельном помещении в начале седьмого отсека находится пульт управления реакторной установкой.
Вид направо. На центральном месте пульта лежит какая-то ч/б фотография (распечатка скрина ролика с ютьюба?).
Стоит аппарат для прослушивания чего-то интересного, но времени для этого нет.
Лаз на нижнюю палубу. Всё демонтировано, кабели обеспечивают работу не лодочных систем, а музейных.
Станция управления гребными электродвигателями (ГЭД). Табличка по центру: ГЭД включать при отключенной ШПМ.
ШПМ - это шинно-пневматическая муфта. Она работает как сцепление на автомобиле, то есть отключает крутящий момент ГТЗА от гребного винта.
Со щитом, а может быть на щите.
Что-то про якоря. Но не про те, что на дно кидают, а про якоря ГЭД.
Идём в восьмой.
Кстати люк проходят так: левая нога вперёд, голову максимально пригнуть и широкий шаг. Вставать на проём запрещено, биться головой нежелательно.
Каюта врача с изолятором для больных. На столе ртутно-кварцевый облучатель.
Какой-то пыточный медицинский инструмент и книжки.
Жилая каюта.
Чехословацкий монтажный столик для киноплёнки Мeonet-16.
Ещё одна коробка для регенерации воздуха (установка РДУ). В неё засовывали специальные пластины, которые в результате химической реакции с угдекислым газом и с парами воды выделяли кислород и тепло. При попадания на пластину масла можно было сгореть всей лодкой.
Брутальный телефон. Слева начинается камбуз.
Вермишель любительская и сахар-песок.
Хранение запасов продовольствия на сто с лишним человек и ежедневная их кормёжка - та ещё инженерная задача.
Общий вид отсека. Над головой люк с тубусом. Для аварийного выхода тубус раскладывают в рабочее положение на метр не доходя до палубы, впускают забортную воду, чтобы она поднялась немного выше конца тубуса, выравнивают давление с забортным, открывают люк и ныряя под тубус выходят.
В следующем девятом кормовом отсеке прорублен выход для посетителей. Вид на отсек с нестандартного ракурса. Тут расположена столовая личного состава, а прямо над столами и диванами - койки.
Хорошо видна разница между внутренним прочным корпусом и лёгким наружным. И видно, что наружный при восстановлении лодки делали заново.
Койки.
Шашки-шахматы, губная гармошка, карандаши-стиралки.
Нарды.
Стенд про то, как 17.07.1962 впервые в отечественной практике подводная лодка К-3 прошла в подводном положении через Северный полюс, затем сумела где-то неподалёку от полюса всплыть. В результате этого старший похода контр-адмирал Петелин, командир корабля Лев Жильцов и командир БЧ-5 Рюрик Тимофеев были удостоены звания ГСС.
Газета от 2012 года. Часы, остановленные в момент прохода полюса (они на предыдущем фото, должны показывать 6-59) с надписью: 17 июля 1962 г Достигли Северного Полюса. Время Московское, утро. Глубина 75 м. Под килем 4200 м. Настроение отличное. Толщина льда 12-18 м.
Фото экипажа с Хрущёвым и министром обороны СССР Малиновским, встретившими К-3 на базе.
небольшое отступление
В Центральном военно-морском музее на площади Труда есть уголок, посвящённый К-3, где висит пафосная картина о покорении Северного полюса.
И фото, как это было на самом деле.
Зачем вообще нужна атомная подводная лодка? Дизельная с подводным ходом на аккумуляторах (ДЭПЛ) намного дешевле, практичнее, и главное - бесшумнее. Но когда противник находится по ту стороны планеты, лучше вооружён, настроен уничтожить нас ядерным оружием и имеет для этого техническую возможность, его остановит только уверенность в неминуемом ответе. Для этого нам нужно присутствовать у его берегов с готовностью топить ядерными торпедами его флот и иметь возможность запускать ядерные ракеты по его береговым целям из самых неожиданных мест мирового океана. А значит на первое место выходит автономность, которая у атомных лодок вдвое больше, чем у ДЭПЛ - у первых поколений 2 месяца, сейчас больше трёх (ограничивается запасом питания). Скрытая подо льдами Северного Ледовитого океана АПЛ с баллистическими ракетами с дальностью в 9 тысяч км - это весомый аргумент глобальной безопасности.
Там же есть фото лодки перед музеефикацией.
конец небольшого отступления
Итак, мы дошли до самой кормы. Тут приводы вертикального руля и кормовых горизонтальных рулей.
Сжатый воздух.
Сохранившееся оборудование у рулей.
Как оно выглядело до ремонта.
Вся кормовая часть 9-го отсека. Опознаются баллоны с сжатым воздухом по бокам.
На этом всё, выходим.
За окном море и форт Пётр I.
Вид с обзорной площадки. Общая длина лодки 107,4 метров.
Ограждение рубки и выдвижные устройства.
Под серым цветом находятся обтекатели различных антенн. Судя по состоянию металла, на носу похоже сохранился оригинальный лёгкий корпус.
Академик Александров. Несёт атомный ледокол Ленин (первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, сейчас корабль-музей в Мурманске), который был спущен на воду через четыре месяца после К-3 также под его научным руководством.