Парковый комплекс истории техники имени К.Г.Сахарова (Технический музей АвтоВАЗа). Вторая площадка.

Nov 19, 2024 12:02



Грузовые автомобили.



Первым слева стоит ГАЗ-51. Производился с 1946 по 1975, построено 3,5 млн штук. Также выпускался в Китае, Польше и Корее.



МАЗ-200 (изначально ЯАЗ-200). Производился с 1947 по 1965. У ГАЗона стильная цельнометаллическая кабина по образу Студебеккера, у МАЗа кабина брутальная деревянная.



Слева грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157 (6х6 с пятью карданами). Производился с 1958 по 1991. По дизайну и конструкции - довоенный американский грузовик, который в производстве дожил до конца СССР (а так его производили бы наверное до сих пор).



Неведомый немецкий грузовик. На музейной табличке написано "Заксенринг S 4000", на морде написано "Kfz-werk E.Grube Werdau". В немецком интернете он назван IFA S4000, или модернизированный IFA Horch H3A 1950-х годов. Всё сложно было в ГДР.



ЗИЛ-164. По грузоподъёмности (4-5 тонн) занимал нишу между ГАЗами (2,5 тонны) и МАЗами (7 тонн). Производился с 1957 (с учётом базовой модели ЗИС-150 с 1947) по 1964.



Трактора. Каток на заднем плане к этой компании отношения не имеет. Хотя коллекцию асфальтовых катков я бы посмотрел.



Сельскохозяйственный трактор Универсал-2 (1934-1955). Спроектирован из американского трактора Farmall.



Трактор С-65 "Сталинец" (1937-1941). Спроектирован из американского трактора Caterpillar. Первый отечественный трактор с дизелем (до этого двигатели были лигроиновыми). Использовался и в народном хозяйстве и как артиллерийский тягач.



Трактор ДТ-75 (1963-2009). Самый массовый советский гусеничный трактор - выпущено около 2,7 млн штук.



Промышленный трактор Т-100 (1963-1983). Выпускался более чем в 20 модификациях, всего было выпущено около 400 тысяч штук.

Возвращаюсь к грузовикам.


Ещё один неведомый агрегат из соцлагеря: полноприводный венгерский Чепель D 344 1960-х годов.



ГАЗ-63, полноприводный вариант ГАЗ-51 (1948-1968).



Ещё один ЗИЛ-164.

Дальше грузовики из моего детства:


ГАЗ-53 (1961-1992, вариант облицовки с 1984 года). Наследник ГАЗ-51, самый массовый советский грузовик - учитывая все модификации, построено более 4 млн штук. Данная модификация - самосвал производства Саранского завода автосамосвалов. У меня на даче такой до сих пор дрова возит.



ЗИЛ-130 (1962-1994, затем штучно до 2010. Вариант облицовки с 1978 года). Старший брат ГАЗ-53, наследник ЗИЛ-164. Представлен в виде бензовоза.



ЗИЛ-130 фургон в гражданском образе - всегда с белой мордой и чаще всего с голубой кабиной.



ЗИЛ-131 (1966-2010). Среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости, основной грузовик Советской армии. Это модернизированный вариант ЗИЛ-131Н, выпускался с 1986 года.

Двигатель, как было принято в то время, бензиновый:


Шестилитровый V8 на 150 л.с.



Впервые в жизни я наконец увидел БелАЗ.



Карьерный самосвал грузоподъемностью 30 тонн БелАЗ-7522 (1986-1991). Модернизация БелАЗ-540, который выпускался с 1965 года. Двигатель дизель 22,3 литра V12 в 360 сил. Вроде как это самый маленький из БелАЗов.



БелАЗ и ЗИЛ.



Пожарные машины на базе ЗИЛ-131Н (автоцистерна АЦ 2,5-40)...



...и на базе Урал-375 (1961-1993): пожарный автомобиль технической службы, связи и освещения АТСО-20. Предназначен для проведения аварийно-спасательных работ.

Теперь немного РВСН:


По краям в камуфляже машины обеспечения боевого дежурства на четырёхосном шасси МАЗ-543: слева передвижная столовая для одновременного питания 16 человек, справа гостиница-общежитие на 24 человека (шесть четырёхместных купе).
Серые агрегаты - боевые машины сопровождения ракетного комплекса средней дальности "Пионер" на базе шестиосного МАЗ-547 (справа) и межконтинентального комплекса "Тополь" на базе семиосного МАЗ-7917.



Эти машины использовались как эвакуационный тягач, для подвоза топлива, для перевозки ЗИП, и для обучения личного состава.



Самоходная пусковая установка 9П117 оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 "Эльбрус" на базе МАЗ-543. Принята на вооружение в 1967 году.



Одноступенчатая баллистическая ракета Эльбруса Р-17 с жидкостным двигателем может доставить на 300 км тонну полезной нагрузки: фугасный или химический заряд, ядерную или термоядерную бомбу с круговым вероятным отклонением (КВО) в 450 метров. Если пулять фугасом, 450 наверное многовато.



Тактический ракетный комплекс 9К52 "Луна-М": пусковая установка 9П113 и транспортная машина 9Т29 на три запасные ракеты. Поступил на вооружение в 1964 году.



Пусковая на базе ЗИЛ-135ЛМ имеет собственный кран для перезарядки. На шасси ставили два бензиновых двигателя по 180 сил и МКПП, первая и четвёртая оси поворотные. Неуправляемая ракета летит на 70 км с КВО 700 м (то есть если не ядерным зарядом, то просто куда-то туда).



Кабина стеклопластиковая.



Внутри интересно.



Транспортная машина на базе ЗИЛ-135ЛТМ имеет оборудование для поддержания правильного температурного режима ядерных зарядов. Вместо ракет лежат какие-то левые ракетные запчасти.



Ещё одна транспортная машина комплекса "Луна-М", эта с двумя ракетами (третья стоит на пусковой).



Полуприцепная грунтовая тележка 2Т3М1 для транспортировки ракет комплекса "Эльбрус" (хвостом вперёд) с седельным тягачом ЗИЛ-131В.



Гусеничная пусковая установка 2П19 из состава ракетного комплекса "Эльбрус" на шасси САУ ИСУ-152 (принята на вооружение в 1962 году). За ней пусковая установка 2П16 ракетного комплекса 2К6 "Луна" на шасси танка ПТ76 (принята на вооружение в 1960 году).



Какой-то блиндаж с буржуйкой.



Межконтинентальная твердотопливная баллистическая ракета шахтного базирования РТ-2. Первая отечественная серийная твердотопливная МБР, принята на вооружение в 1968 году. Судя по звезде на верхушке используется как новогодняя ёлка.



Это модернизированный вариант РТ-2П. Трёхступенчатая 21-метровая ракета массой 52 тонны позволяла с пятиминутной готовностью забросить на 10 тысяч километров термоядерный боевой блок мощностью 750 кт с комплексом средств преодоления ПРО.
Всего было развернуто 60 шахтных пусковых установок под Йошкар-Олой. В 1994 году по договору СНВ-1 они были демонтированы.





Аэродинамический стабилизатор.



Комплекс воздушной тактической разведки ВР-3 "Рейс" с БПЛА Ту-143. Принят на вооружение в 1976 году. Использовался для телевизионной, фотографической и радиационной разведки. Справа транспортные контейнеры для каких-то ракет.



Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143 на базе тягача БАЗ-135МБ. Использовалась для транспортировки и погрузки на пусковую установку самолёта-разведчика. А также для его эвакуации после возвращения с задания.



Самоходная пусковая установка СПУ-143 на базе БАЗ-135МБ. Ту-143 длиной 8 метров и массой 1,2 тонны вылетал на стартовых ускорителях из транспортно-пускового контейнера, развивал скорость 950 км/ч и мог летать целых 13 минут на высоте до 1000 метров, затем садился на парашюте с тормозным двигателем.



Оперативно-тактический разведывательный БПЛА Ту-141 "Стриж" из состава комплекса ВР-2. Увеличенный вариант "Рейса" для более сложных задач, производился с 1979 года.
На заднем плане инсталляция о работе заводов во время войны.
Виднеются корпуса Научно-технического центра ВАЗа. Чем они там занимаются неизвестно, но церковь у них перед входом стоит.



Длина 14 метров, масса 5,4 тонны, дальность 1000 км (может долететь с Украины например до хорватского Загреба преодолев все средства ПВО НАТО).



Пусковая установка в четыре ракеты маловысотного ЗРК С-125М "Нева-М". Принят на вооружение в 1964.



Самоходная пусковая установка ЗРК "Круг" на модифицированном шасси САУ СУ-100П с двумя ракетами и с транспортными контейнерами. На вооружении с 1965 года.



ЗРК дальнего действия С-200В "Вега" (принята на вооружение в 1970): пусковая установка с ракетой, транспортный контейнер для неё и антенный пост. В 2001 году Украина таким комплексом сбила пассажирский самолёт Тель-Авив - Новосибирск над Чёрным морем. Справа выглядывает ракета ЗРК С-75М "Волхов" (1961).



Антенный пост с радиолокатором подсвета цели ЗРК С-200В и антенный пост станции наведения ракет ЗРК С-75М.



Боевая машина 9А52-2 реактивной системы залпового огня "Смерч" на базе МАЗ-543М (1989).



БМ-21 РСЗО "Град" на шасси Урал-375Д (1963).



БМ-24 РСЗО М-24 на шасси ЗИЛ-151 (1951).



Реактивный миномёт БМ-31-12 (1944). Это послевоенная модификация на шасси ЗИС-151.



Дальше паровозы. Слева трофейный немецкий ТЭ-4844 (1943).



Американец Еа-2441. Построен для СССР на заводе Baldwin в 1944 году.



Табличка: The Baldwin Locomotive Works, Philadelphia, 70757.



Венгерский паровоз Эр-170665 (1948). Построен заводом MAVAG по советскому проекту в качестве репараций.



Бронепоезд, паровозы и выставочный павильон, замаскированный под паровозное депо.



Иду в депо. Здание выгодно выделяется на фоне остальной экспозиции, оставляющей впечатление лёгкой заброшенности.



В 2020 году в Самаре проходила временная интерактивная выставка "Дорога истории - наша Победа" в честь 75-летия Победы в ВОВ. На следующее 9 мая 2021 года она частично переехала сюда. Изначально это было несколько тематических зон, в которых куча волонтёров создавали образ эпохи. Что-то осталось в постоянной экспозиции.



Учебный класс в военное время. Аутентичные парты, керосиновая лампа, счёты, чернильницы и перьевые ручки. Стёкла заклеены крест-накрест, чтобы при взрыве осколки меньше разлетались.



Подвал-бомбоубежище: нары, ящики с инвентарём, пожарный насос, противогазы, плакаты по гражданской обороне.



Ленинградский магазин.



Блокадная комната: буржуйка, в которой сожгли почти всю мебель и паркет, машинка Зингер, патефон, радиоточка. Санки для похода за водой. Плакат по борьбе с зажигательными бомбами.





Танчики и копаные артефакты.



Детские блокадные дневники.



Военная форма.



Квартира авиаконструктора: Циолковский на стене, граммофон, телефон, машинка Ундервуд, кульман. Собранные чемоданы (в ожидании ареста?).



Эвакуация музея.



Шведская 37-мм противотанковая пушка Bofors. В каком контексте она здесь, я не понял. Т-34 в разрезе и запчасти от него.



Прикольный протектор в виде букв НО-НО-НО.



Детский сад. У меня в садике в начале 80-х на стене тоже был Ильич в полный рост, но в натуральную величину.



ЗИЛ конечно глубоко послевоенный, но крутой.



Квартира после обстрела. Можно пройти через неё.





Тумбочка, бутыль в корзине, ватники на вешалке, лучковая пила, стиральная доска, ящик для инструмента.
Полная копия дачи, в которой я проводил каждое лето в детстве.



Наверное с таких дач всё это и собрали.



Олени у кровати, чтобы перед сном их разглядывать. Запах дерева и папирос. Скрипящие дверцы буфета, громко тикающие часы, шатающиеся стулья, звонко-шипяще поёт патефон. И если сядешь на застеленную кровать - тебя прибьют.
Не хватает взбитых подушек стопочкой - а накидка кружевная для них вон у товарища Сталина лежит.



Продолжение железнодорожной тематики по другую сторону депо. Первые два вагона - макеты, всё с той же прошедшей выставки.



Замаскированный под вагоны-рефрижераторы стратегический ракетный комплекс БЖРК 15П961 "Молодец" с твердотопливной трёхступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой. Принят на вооружение в 1989 году, всего было построено 12 поездов по три пусковые установки в каждом. К 2005 году комплексы были сняты с вооружения и утилизированы - кроме двух трёхвагонных секций: этой и в железнодорожном музее на Балтийском вокзале СПб.
После получения приказа из левого вагона поднималось устройство отводящее контактную сеть, у второго вагона открывалась крыша и пусковой контейнер принимал вертикальное положение. Далее осуществляется миномётный старт ракеты, которая улетала на 10000 км и разбрасывала там десять боевых блоков с комплексом средств преодоления ПРО мощностью по 430 кт каждый.



Вагон восьмиосный, ибо вес ракеты с пусковым контейнером 126 тонн. При этом на вагоне была система передачи нагрузки на соседние вагоны.



Паровоз СО17-1765 (1940).



СО означает "Серго Орджоникидзе", 17 - нагрузка колесной пары на рельсы. Имеет осевую формулу 1-5-0, то есть 5 осей движущие, одна бегунковая спереди и ни одной поддерживающей оси сзади. Выпускался с 1934 по 1951 год.



Наверное так не должно быть.



Открытая дверь в будку предлагает изучить этот паровоз подробнее.



Рабочее место машиниста.



Мир глазами машиниста.



Мир глазами помощника машиниста.



Мир глазами кочегара.



Топка с механическим углеподатчиком (винт в трубе доставляет уголь из тендера сразу в топку).



Световой фонарь и электрический.



Вид из паровозной будки на экспозицию. На переднем плане жёлтый мотовоз МК2/15 конца 1940-х годов.

Вылезаю из паровоза и иду досматривать последнюю часть экспозиции:


Путевая подъёмно-рихтовочная машина ПРМ-3М (1988).



Несамоходый роторный снегоочиститель ТУ7Р-0100 на базе узкоколейного тепловоза ТУ7 (1986).



Собственный дизель на 400 л.с. крутит вот этот ротор, а ход обеспечивает толкающий локомотив.
На заднем плане с красным краном грузовая автодрезина АГМу.



Маневровый тепловоз ТЭМ1-1751 (1967). На табличке написано, что он с 1967 года сразу работал на ВАЗе (в том году начали строить завод).



Паровоз Л-0549 (1949) как будто тащит БЖРК - немного стимпанка.



Один из лучших и массовых советских паровозов, выпускался с 1945 по 1955 год. Создан для послевоенного восстановления СССР первоначально под названием серия П "Победа", затем переименован в серию "Л" (в народе "Лебедянка") в честь конструктора Лебедянского.



Фанерный паровоз.



На этом всё.



Вот такой музей.

__________________

Основная площадка: https://ttweak.livejournal.com/314949.html

музей, ВАЗ, Самарская область

Previous post Next post
Up