Морской музей в Таллине (Лётная гавань)

Oct 20, 2020 12:49

Морской музей в Лётной гавани Таллина (Lennusadam) - один из лучших морских музеев, что я видел. Он обладает большим числом "натурных" экспонатов: ледокол "Суур Тылл" ("Волынец"), подлодка "Лембит", 3 патрульных катера и 1 тральщик второй половины 20-го века, а также хорошие коллекции морской артиллерии и морских мин.



Подробнее (снято в мае 2016г; кликабельно):

О ледоколе "Суур Тылл" (Suur Toll, он же "Царь Михаил Федорович", он же "Волынец", он же "Вяйнемёйнен"), построенном в 1914г и до 1985г работавшего на Балтике уже был репортаж в данном сообществе, так что повторяться не буду.



Рядом на открытой площадке выставлены 4 боевых катера, ранее служившие в эстонском флоте.
Это P401 Grif, P421 Suurop, 105 Torm и тральщик M414 Kalev.


По состоянию на май 2016г на борт двух из них можно было подняться.

P401 Grif.
Бывший советский сторожевой катер проекта 1400М (шифр "Гриф").
Катера проекта 1400 строились с 1969 по начало 1990-х гг. Предназначались для морчастей погранвойск. Всего было построено свыше 300 ед. в различных модификациях.


Водоизмещение 40 т; 23.8х5х1 м; 2 дизеля М-401Б по 1000 л.с.; 29 уз; экипаж 9 чел. (по штату в советском флоте). Вооружение: 1х2 12,7 мм установка "Утёс-М" (вообще существовали различные варианты вооружения).

P421 Suurop
Бывший финский тральщик Rymattyla 1957 года постройки. В 1979г переоборудован в патрульный катер. В 1999г передан Эстонии, в строю до 2006г (в основном использовался как учебный).
110 т; 31х5.7х2 м; 2 дизеля по 522 кВт; 15 узлов; 24 человека; 1х2 23 мм ЗУ-23-2, 1х5 РБУ-1200, глубинные бомбы.



105 Torm
Бывший норвежский артиллерийский катер P968 Arg (тип Storm) постройки 1966г. В 1994г передан Эстонии без вооружения, которое установили позже. Служил в Погранохране до 2007г.
118 т; 36.5х6.3х1.8 м; 2 дизеля по 2640 кВт; 30 узлов; 16 человек; 1 40 мм орудие Bofors, 1х2 25 мм 2М-3



M414 Kalev
Бывший немецкий тральщик Minerva типа Frauenlob. Построен в 1966г, в 1997г передан Эстонии, где служил до 2003г.
246т (корпус деревянный); 38х8.2х2.2 м; 2 дизеля по 700 кВт; 12 уз; 24 человека; 1 40 мм орудие Bofors L/70, различные тралы.



Подробный обзор катеров тут.

Старинные 18 и 24-фунтовые русские и шведские пушки, некоторые из которых были подняты со дна Финского залива:



Другая часть экспозиции находится в бывших ангарах для гидросамолетов. Гавань гидроавиации (ныне её обычно называют Лётная гавань - Lennusadam) создали 1916-17гг в порту Ревеля в рамках развития Морской крепости Императора Петра Великого. Центральным строением были уникальные в своем роде железобетонные ангары. Это сооружение является достопримечательностью само по себе. В свое время это были самые большие (общий размер 35х116 метров) железобетонные купольные оболочки.



Внутри, как это принято теперь в европейских музеях, довольно-таки темно, так что собираясь сюда, возьмите с собой фонарик.
Слева - ПЛ Lembit, прямо - разнообразные буи, бакены, вехи и прочие навигационные знаки, на полу - коллекция морских мин.



Центральный экспонат - подводная лодка "Лембит" (Lembit). Однотипные Lembit и Kalev были построены в Великобритании (г.Барроу-ин-Фернесс) на верфи "Виккерс-Аромстронг" в 1937г для ВМФ Эстонии. После вхождения в 1940г Эстонии в состав СССР обе лодки служили в Балтийском флоте. В годы ВОВ "Лембит" совершил 7 боевых походов и потопил как минимум 2 вражеских транспорта, а также выставил ряд минных заграждений.
С 1979 года является музейной подлодкой. До 2011г она находилась на плаву, а затем была перемещена внутрь музея.



Водоизмещение- 665 (надв.)/ 853(подв.) т; размеры - 59,5 х 7,3 х 3.5 (осадка по КВЛ) м; предельная глубина - 90 м; скорость - 13,7 (надв.) / 8,5 (подв.) уз.; экипаж - 32 чел (в Эстонии), 38 чел (в СССР). Вооружение: 4 533 мм торпедных аппарата (все в носу) + 4 запасные торпеды, 20 мин в 10 шахтах по бортам.



Можно также осмотреть лодку изнутри.
1й отсек - торпедный. На подволоке тубус аварийного люка. Вообще люки для выхода есть во всех отсеках, кроме 2-го.



2-й (офицерский) отсек. Поражает роскошью убранства - бархатные портьеры, дерево, мягкие диваны. У кормовой переборки справа - каюта командира.
Вид в корму:



3-й отсек: в носовой части - центральный пост, в центральной - выгородка акустика и радиста, затем - койки для них и камбуз.
Внутри лодка кажется феноменально просторной, однако это во многом следствие того, что далеко не все штатное оборудование находится на своих местах. После вывода из боевого состава ВМФ СССР "Лебит" долгое время являлся учебно-тренировочной станцией и был почти полностью "выпотрошен". Так что в период реальной службы интерьер выглядел заметно по-другому.
Вид в нос:



4-й отсек двигательный. Дизели и электромоторы расположены в одном отсеке друг за другом.
Вид в корму:



5-й, последний отсек, старшинский:



Подробный фотообзор "Лембита" тут.

Под потолком подвешен макет английского гидроплана Short Admiralty Type 184 (он же Short 225). Такие состояли на вооружении Эстонии в 1920-30-х гг:



Пара образцов советской сухопутной техники:
зенитная самоходка ЗСУ-57-2 (спаренные 57-мм пушки С-60 (АЗП-57) на танковом шасси, года выпуска - 1955-60):



76-мм зенитная пушка образца 1931 года (3-К):



Морская артиллерия практически вся русского/советского производства.
47-мм орудие Гочкисса на корабельном станке с гидравлическими противооткатными устройствами конструкции 1888г:



47-мм орудие Гочкисса на коническом станке без противооткатных устройств:


за ней советские 45-мм 21-К и 21-КМ.

Корабельные универсальные палубные установки: 85-мм 90-К (обр.1941г) и 100-мм Б-34 (обр.1940г)



100-мм корабельная пушка образца 1936г Б-24БМ:



В музее собрана хорошая коллекция мин разных стран и эпох (но лежат они в самом темном месте музея :)).
Слева направо:
03 (зеленая) - французская мина, захваченная немцами во Франции в 1940г и использовавшаяся впоследствии для минирования Финского залива. На табличке обозначена как M/H (G 48).
05 - советская мина обр.1926г (М-26)
07 - мина эстонского производства VeLM12 (создана, вероятно, на основе русской мины обр.1908г).
06 - финская мина М/12



Советские послевоенные мины:
Красно-желтая - мина донная трубная МДТ (для постановки из ТА подлодок)
Красно-белая - вероятно ИГДМ-500 (Авиационная индукционно-гидродинамическая донная мина в габаритах авиабомбы ФАБ-500) либо авиационная противодесантная мина АПДМ.
Зеленая слева - морская донная неконтактная двухканальная мина УДМ-Э
Сверху подвешена авиационная якорная реактивно-всплывающая мина РМ-1



Разумеется, это далеко не все, в музее еще немало других интересных экспонатов.

Доступ на открытую площадку свободный.
Сам музей работает с 10.00 до 18.00 все дни, кроме понедельника и государственных праздников. Адрес: ул. Vesilennuki, 6, Tallinn
Сайт музея
Как добраться (пешком от башни Толстая Маргарита минут 15-20).
Точка на Google-картах
Координаты 59.453, 24.7375

Эстония, музей, корабли, подлодки, артиллерия

Previous post Next post
Up