Морской музей в Тушино (Москва)

Jul 06, 2020 10:54

Продолжаем осматривать экспозицию Музея ВМФ России в Москве (Северное Тушино). Кроме главного экспоната - ПЛ Б-396, здесь установлены: экраноплан проекта 904 "Орленок", ДКВП проекта 1205 "Скат", различные "натурные" детали от подводных лодок, а в самом здании музея находится коллекция моделей кораблей.



Фото сделаны в апреле 2019г, кликабельны:

1. Десантный катер на воздушной подушке (ДКВП) проекта 1205 (шифр "Скат") - бывший Д-357.
Катера этого типа были первыми советскими серийными ДКВП.
Проект 1205 был разработан в конце 1960-х гг в ЦМКБ "Алмаз". Всего в 1969-76гг в Ленинграде, Горьком и Феодосии было построено 29 единиц. Служили как в ВМФ (в качестве десантных), так и в морчастях погранвойск. 2 ед. были переоборудованы в поисково-спасательные (на Аральском море).
К настоящему времени все списаны (в основном в 1990-96гг).



Водоизмещение полное - 27 т;
Размерения - 21.4х7.3х0.5 м;
Скорость - до 50 уз;
Дальность - 200 миль (на 49 уз);
Автономность - 1 сутки;
Двигатели - 3 газотурбинных по 780 л.с. (2 ТВД-10М с приводом на воздушные винты, 1 ТВД-10 для нагнетания воздуха в "подушку");
Экипаж - 4 чел. ( в т.ч. 1 офицер, 1 мичман);



Вооружение - 4 30 мм гранатомета БП-30" Пламя", 2 7,62 мм пулемета ПКТ;
Десант - 40 человек (только с легким оружием);
Пограничные "Скаты" не имели гранатометов и вмещали только 20 человек, но зато обладали увеличенной дальностью плавания.



Определенным недостатком "Скатов" была невозможность перевозки какой-либо техники или тяжелого вооружения. Все последующие проекты советских десантных КВП такую возможность имели.



Хорошо видный люки в корпусе и лестницы, служившие для высадки десанта:



Состояние музейного катера, увы, не самое лучшее:



2. Транспортно-десантный экраноплан проекта 904 (шифр "Орлёнок") МДЭ-160.
Проект был разработан в конструкторском бюро Ростислава Алексеева в 1968-70гг. Первый образец-прототип начал испытания в 1972г. В 1977-83г было построено еще 4 ед. (в т.ч. 1 для статических испытаний) - единственный тип боевого экраноплана, строившегося серийно.
В ВМФ СССР классифицировались как малые десантные корабли-экранопланы (МДЭ).


(На всякий случай напомню, что экраноплан - это летательный аппарат, предназначенный для полетов на очень малой высоте над плоской поверхностью (водой или ровной сушей), когда проявляется т.н. "эффект экрана", сильно увеличивающий грузоподъемность по сравнению с самолетом аналогичных размеров. Таким образом, экранопланы сочетают в себе скорость самолета с грузоподъемностью морского судна. Некоторые экранопланы способны уходить от "экрана" и подниматься на большую высоту, как обычные самолеты: такие машины называются экранолётами).

Экранопланы типа "Орлёнок" предназначались для высадки морских десантов и могли перевозить до 200 десантников или 2 БТР/БМП.



Максимальный взлетный вес - 140 т;
Размах крыльев - 31,5 м, длина - 58 м;
Скорость максимальная - 400 км/ч;
Взлет и посадка при волнении до 4 баллов;
Высота полета "на экране" - до 10 м;
Практический потолок - 3000 м (т.е. "Орленок" - это экранолет);
Дальность - 1500 км;
Экипаж - до 9 человек;
Вооружение - 1 спаренная 12,7 мм пулеметная установка "Утес-М"
Грузоподъемность - 20 т;



В носовой части "Орленка" находятся 2 подъемных турбореактивных двигателя НК-8-4К (тягой по 10,5 тонн). Сверху видна башенка пулеметной установки "Утес-М", за ней - навигационная РЛС МР-244 «Экран». На борту (за соплом двигателя) видны петли, на которых носовая часть целиком откидывалась в сторону для погрузки/загрузки десанта и техники.



В хвостовой части находится маршевый турбовинтовой двигатель НК-12МК (мощность 15 000 лс.; такие же стоят на самолетах семейства Ту-95):



Ссылки по теме:
Проект 1205 "Скат" на russianships.info, в Википедии,
МДЭ пр.904 "Орленок" в Википедии, на авиару.рф,на russianships.info
Замечательный фотообзор московского "Орленка" изнутри.

У входа посетителей встречают выдвижные устройства, применявшиеся на атомных подлодках.
Слева направо:
- МТ-70 - это по сути перископ, но не обычный (оптический), а с телевизионной "головой".
- антенна радиопеленгатора "Завеса"
- антенна системы космической связи "Синтез"



Далее лежат некоторые устройства, приводившие АПЛ в движение:
Винт (диаметр 4 метра, 8 лопастей, вес свыше 4 т)






Маркировка:



Главный упорный подшипник (ГУП). Именно этот узел передает усилие от винта на корпус ПЛ и толкает лодку вперед.



Паровая турбина:









МГТ-1 - малогабаритная бесследная электрическая самонаводящаяся акустическая торпеда калибра 400 мм для поражения надводных целей. Состояла на вооружении советских ПЛ с 1961г.
Длина 4.5 м; масса 510 кг; заряд - 80 кг; дальность - 6 км; скорость - 28 уз;






Учебно-тренировочная торпеда калибра 533 мм:



Перископ:



В здании музея расположена экспозиция, посвященная в основном истории подводного флота нашей страны, так что больше всего здесь моделей подводных лодок.

"Потаенное судно" Ефима Никонова (1720-24гг):


Никаких чертежей или хотя бы рисунков с натуры этой первой русской подлодки не сохранилось, так что внешний вид модели является лишь предположением.

Подлодка "Петр Кошка".
Строилась в Кронштадте в 1901-03гг по проекту лейтенанта Е.В.Колбасьева. По сути была полуэкспериментальной. Реальной службы не несла.


(подробнее о лодке тут).

Модели лодок времен Великой Отечественной войны (типы Д, М, Щ):



Дизель-электрическая подлодка проекта 641:



Представлены и надводные корабли, в частности очень хорошая модель эсминца "Новик":



Там еще много моделей, но, к сожалению, из-за неудачной организации освещения пластиковые боксы на моделях сильно бликуют, что весьма затрудняет фотосъёмку.

Обзор ПЛ Б-396.

Официальное название: "Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России"
г.Москва, ул.Свободы, 56 (парк "Северное Тушино"), метро "Сходненская". Открыто каждый день с 11 до 18 часов.
Вход внутрь ПЛ Б-396 и в здание музея - платные, на остальную территорию вход свободный.
Точка на Яндекс-картах
Координаты 55.8517, 37.4561

музей, корабли, Москва

Previous post Next post
Up