В промышленном городе Коврове, что во Владимирской области, ещё сравнительно недавно работал один из крупных отечественных заводов по производству строительной техники - Ковровский экскаваторный завод. Увы, в 2009 году собственники из "Группы ГАЗ" решили, что два экскаваторных завода (Ковровский и Тверской) им не нужно, в результате КЭЗ был обанкрочен и закрыт. А ведь когда-то именно на этом заводе был выпущен первый советский экскаватор, в память о чём, уже после закрытия завода, в 2011 году, в бывшем Парке экскаваторостроителей и был установлен вот этот монумент - макет первого советского экскаватора "Ковровец".
Завод тогда был ещё ремонтным и относился к Народному комиссариату путей сообщения, а землеройные машины на нём начали делать, потому что первые экскаваторы были на рельсовом ходу и часто использовались на строительных и ремонтных работах на железных дорогах. С табличкой, увы, вышла накладка: "Ковровец" был первым советским экскаватором, но никак не российским, потому что первые экскаваторы в России начали делать ещё в 1903 году на Путиловском заводе в Петербурге, по чертежам американской фирмы Bucyrus Foundry and Manufacturing Company. И ковровский завод сначала занимался ремонтом путиловских и импортных экскаваторов, а потом уже, в том самом 1931 году сделал свой первый экскаватор, по образцу того же "Путиловца".
И конвейера в 1931 году на заводе не было: собирали первый экскаватор практически кустарным способом, благо конструкция была достаточно простая. Несмотря на общую схематичность макета-памятника, представление о "Ковровце" он вполне даёт. На четырёхосной платформе железнодорожного типа в передней части находилось рабочее оборудование экскаватора - прямая лопата с ковшом ёмкостью 2,5 м³, и с углом поворота стрелы 180°. Для устойчивости экскаватора при работе использовались четыре боковых домкрата. Вес машины составлял 85 тонн.
Основную часть платформы экскаватора занимало машинное отделение, в котором размещались 3 паровых машины: подъемная, поворотная и напорная, общей мощностью 245 л.с. Все они получали пар от единого котла типа Бельпера, топливом служили дрова или каменный уголь. Обслуживали экскаватор две бригады: верхняя и нижняя. В состав верхней входили машинист, стреловой, слесарь-смазчик и кочегар; в состав нижней - бригадир и 6 рабочих.
Первый "Ковровец" впоследствии работал на многих советских стройках, в том числе и на "Беломорканале". В 1931 году заводом был построен ещё один экскаватор, в 1932 году было налажено серийное производство и к концу 1934 года было выпущено уже 177 "Ковровцев". Увы, до наших дней не сохранился не один один, исторические фото таких экскаваторов можно посмотреть на сайте
techstory.ru.