Пусковая установка и ракета ЗРК С-75, г.Энгельс
С одной стороны объект весьма банальный, с другой стороны - в чём-то оригинальный. Оригинальный, главным образом, местом своей установки - посередине автомобильного перекрёстка с кольцевым движением. Энгельс, пересечение ул.Полиграфической и ул.148-й Черниговской дивизии. Никаких ныне существующих или уже не существующих объектов, хоть как-то связанных с ПВО, в непосредственной близости нет.
Фотографии, кроме отдельно обозначенных, сделаны 9 мая 2019 г.
Зенитно-ракетный комплекс С-75. Пусковая установка с ракетой.
В общем-то, пусковой установкой и ракетой комплекса С-75 нас не удивишь. Удивительно место установки, ни к селу, ни к городу, просто на дороге. Ракета ещё и направлена куда-то в сторону рядом расположенной средней школы.
Установлен объект в конце апреля 2014 года - как раз к майским праздникам. До того посередине перекрёстка была обычная клумба с цветами.
Где эта пусковая установка с ракетой обреталась двадцать лет до своей установки на перекрёстке, сказать затруднительно. Проще сказать, где она была некоторое количество лет перед этим: стояла на территории ЭВЗРКУ ПВО - Энгельсского высшего зенитного ракетного командного училища ПВО. Которое было расформировано в 1994 году. Сейчас там громадный пустырь. Из всех сооружений осталось только здание общежития и забор.
(В качестве подтверждения своих слов могу привести вот такую фотографию из интернета:
За ракетой - небольшая трибуна, а дальше плац и третий корпус училища.
Ракета ещё существует, перенесённая на новое место, остального уже нет).
В училище специалистов для С-75 учили в 1957-1965 годах. (До этого училище было хоть и «зенитным», но не «ракетным» - готовили зенитчиков-артиллеристов. При том, что изначально - для флота). Потом, в 1966-1987 гг. в училище перешли на С-200. И позже, до закрытия в 1994-м, обучали уже на С-300.
Кстати, по поводу обозначений. Буква «С» - это просто «система». (Как буква «К» в названиях самолётов-ракетоносцев - просто «комплекс»).
С-75 на своём нынешнем месте.
Даже не будучи специалистом видно, что ракета двухступенчатая. Сзади, тут выкрашенный белым, твердотопливный ускоритель, первая ступень. После того, как он отваливался, начинала работать вторая ступень, основной жидкостный ракетный двигатель.
Разрабатывать эту систему ПВО начали в первой половине пятидесятых, и первый её вариант, СА-75 «Двина», был принят на вооружение в декабре 1957-го. А потом пошло совершенствование. В мае 1959-го появилась С-75 «Десна». А в мае 1961-го - С-75М «Волхов», который и стал основной модификацией системы. Которая, модернизируясь но уже не меняя названия, выпускалась до 1987-го года. Модернизации шли, главным образом, в «радиоэлектронной» области. Кроме «внутреннего использования», С-75 в изрядном количестве шли на экспорт.
Вообще, до С-75, у нас уже была ракетная система ПВО - С-25, та самая, которая защищала только Москву и больше ничего. Ибо была стационарная и вокруг Москвы двумя кольцами построенная. А С-75 разработали подвижной. Не «мобильной», ибо стрелять с самоходного носителя нельзя, но «подвижной», способной перемещаться с места на место.
Глядя на фото с пусковой установкой на мощной крестовой опоре, намертво прибитой к грунту, трудно представить, как это дело может быть подвижным. А запросто.
Ракета в транспортном положении, на тележке-полуприцепе, прицепленном к ЗиЛ-157.
Официально это звалось ТЗМ - «транспортно-заряжающая машина». Был и свой индекс, сначала просто ПР-11, потом с разными буковками - в зависимости от модификации ракеты и пусковой установки, в которую ракету заряжали. Фото сделано 13 июля 2019 г., Музей техники Вадима Задорожного. Тут, заодно, можно рассмотреть рули и тяги управления ракеты, и устройство порохового ускорителя. На энгльсской ракете ничего этого нет.
Ракета и пусковая установка транспортировались отдельно, на своих полуприцепах, и собирались уже на месте развёртывания. Транспортно-заряжающая машина привозила ракету на позицию, полуприцеп отцеплялся, ракета на нём поворачивалась и заряжалась в пусковую установку. В итоге получалась вот такая штука:
Табличку рядом с энгельсским С-75 поставили, даже две, но о том, как туда добраться, не очень подумали.
Система, созданная для «большой войны», как ни странно, активно применялась и без неё. И не только на вечно полыхающих задворках цивилизованного мира, но даже и в не ведущем никаких войн СССР. Если уж начинают говорить про С-75, обязательно вспоминают U-2 и Пауэрса. Ну а что, событие-то заметное. Не пройдём мимо и мы.
Ну, эту историю все знают. Шестьдесят лет назад, 1 мая 1960 года, над территорией СССР, из Пакистана в Норвегию, летел американский разведывательный самолёт, пилотируемый Ф.Г.Пауэрсом. Но, по независимым от него причинам, полёт шпиона окончился несколько ранее, под Свердловском. А причина была банальной - ракета зенитного комплекса С-75.
Разведывательный самолёт Локхид U-2C Ф.Г.Пауэрса после встречи с ракетой ЗРК С-75. Над самолётом подвешена сама ракета С-75 (нет-нет, не «та самая» :-) ), только без стартового ускорителя. Кстати, за ней, на ярком парашюте, висит фотокамера с американского высотного разведывательного аэростата. Такие шпионские штучки американцы тогда запускали массово, нашим зенитным комплексам и с ними приходилось бороться. ЦМВС, Москва, фото сделано 16 декабря 2016 г.
В общем, заслуженный зенитный комплекс.
Энгльсский памятник на закате: